Новый Русский Завтрак, или зачем ехать на MAPIC

Подводим итоги 27-го Русского Завтрака в рамках MAPIC 2017. В этом году мероприятие проходило в обновленном формате, который пришелся по вкусу участникам.

16 ноября во французских Каннах состоялся уже 27-й по счету Русский Завтрак. В соответствии с мировыми трендами, которые отмечают эксперты рынка коммерческой недвижимости и участники выставки, изменился и формат мероприятия.

Упор был сделан на конкретные кейсы, живые примеры и вовлечение в процесс обсуждения большего количества гостей. Главной частью мероприятия стала бизнес-игра по разработке концепции «Торгового центра мечты». С разбора условий игры Русский Завтрак, по сути, и стартовал. На предоставленном компанией А101 земельном участке, который расположен вблизи строящегося метро «Прокшино», участникам игры было предложено «построить» ТЦ. Концепции конкурсантов должны были содержать как схемы и планы объекта, так и обоснование востребованности выбранных участниками форматов и экономики проектов.

После представления и приветственных слов модераторов – Андрея Постникова (ГК «Ориентир») и Ольги Антоновой (Crocus Group) – слово было передано Денису Колокольникову (RRG), который рассказал о проведенном компанией анализе участка - его расположения и возможностей, окружения, насыщенности района торговыми и жилыми объектами. А затем Марина Гордеева (А 101), как представитель собственника участка, рассказала подробнее о планах девелопера по развитию территорий, частью которых станет и рассматриваемая на мероприятии земля.

В рамках бизнес-игры эксперты разделились на две команды, капитаном первой из которых стал Александр Сурменев (MR Group), а капитаном второй – Анна Образцова (ADG Group).

Пока команды готовили свои проекты, гости приступили к разбору примеров двух известных зарубежных МФК с точки зрения возможности применения их опыта в российских условиях. Для разбора преимуществ и недостатков многофункциональных центров приглашенные эксперты также разделились на две команды, впрочем, комментариями охотно делились и другие гости Русского Завтрака.

А места за экспертным Столом №1 заняли: Патрик Сьоберг и Людмила Рева (SRV), Сергей Гипш (Knight Frank Russia), Алексей Ионов (Immochan). За вторым столом расположились: Дмитрий БурловМагазин Магазинов»), Елена Енина (ТРИНФИКО) и Денис Колокольников (RRG). Здесь дебаты тоже подразумевали несколько игровой формат: одному из столов предлагалось сосредоточиться на положительных качествах объекта для внедрения на российский рынок, а другому - на отрицательных.

Первый проект - МФК Markthal Rotterdam в Нидерландах. По сути это симбиоз общественного рынка с премиальными жилыми апартаментами. Плюсы такого соседства рассматривал Стол №2, а минусы - Стол №1. Эксперты согласились, что безусловно положительным в данном проекте является сама его идея: необычность совмещения двух, казалось бы, несовместимых форматов. В то же время для длительного проживания соседство с рынком вызвало сомнения специалистов. Отдельно была рассмотрена визуальная составляющая проекта, подразумевающая большие затраты на декорирование. Здесь, несмотря на то, что минусы указать предлагалось Столу №1, все эксперты отметили создание арт-объекта на базе МФК как положительный тренд, позволяющий зданию рекламировать себя.

Второй объект интересен тем, что, находясь в жарком климате Сингапура, не имеет системы кондиционирования. Охлаждение в МФК The Star Vista происходит за счет продуманной циркуляции воздуха. Первым вопросом для обсуждения тут стало, не применима ли технология в России, а работает ли она в Сингапуре? По отзывам посетителей объекта стало понятно, что внутри несколько прохладнее, чем снаружи, однако для того, чтобы действительно охладиться, нужно заходить в торговые павильоны, где как раз кондиционеры работают. Следующим вопросом стало соседство торговых площадей и крупного концертного зала (более чем на 5 тыс. мест), интегрированного в здание. С отрицательной позиции эксперты Стола № 1 указали на точечность синергии, которая возникает у зала только с общепитом перед мероприятиями. Кроме того, вызвала вопросы емкость парковки, особенно в дни концертов. По вопросу положительного опыта специалисты предложили высказаться Ольге Антоновой, как представителю компании, чей проект отчасти перекликается с данной концепцией. Эксперт заметила, что синергия действительно не полная, но на одних и тех же посетителей объекты рассчитаны и не были, а отдельно окупаемость зала с учетом запланированных мероприятий составляет порядка 3,5 лет.

После обсуждения всем гостям было предложено проголосовать за кейс, на опыт которого стоило бы обратить внимание российским девелоперам и инвесторам. Здесь упорной борьбы не получилось, и Markthal Rotterdam победил с ощутимым отрывом.

Кульминацией 27-го Русского Завтрака стало представление командами разработанных в рамках бизнес-игры концепций. Смелость представить свой проект первыми взяла на себя команда Образцовой. Остановились эксперты на формате окружного торгового центра с арендопригодной площадью порядка 60 тыс. кв. м. Объяснили специалисты свой выбор недостаточным для «районника» пешеходным трафиком и расчетом частично на трафик автомобильный. Что касается «якорей», в качестве таковых были предложены: гипермаркет DIY на 15 тыс. кв. м, продуктовый гипермаркет на 8 тыс. кв. м, кинотеатр на 5-10 залов большой вместимости или до 15 малых залов. Эксперты обратили внимание на расположенную рядом парковую зону, которую было предложено соединить с ТЦ многофункциональным пространством, которое будет плавно переходить в фитнес-зону. Площадка может использоваться как для ритейла, так и для мероприятий и времяпрепровождения. Одним из оригинальных решений может стать площадка под кибер-спорт, набирающий в последнее время популярность. Также было предложено организовать в ТЦ централизованную зону выдачи интернет-заказов.

Внутри объекта будет располагаться эко-зона, которая станет архитектурной доминантой всего проекта, соединяя потоки двух частей комплекса. Отдельно предусмотрены детский кластер, гипермаркет бытовой техники и электроники. В части, прилегающей к строящемуся метро, будет предусмотрена галерея, рассчитанная на импульсный спрос. Также трафикообразующим «якорем» может стать МФЦ, предоставляющий социальные услуги для жителей района. Чего концепция не предусматривает – так это большой фэшн-галереи, так как в окружении уже имеются крупные ТЦ, ориентированные на данный сегмент. Фэшн-зона будет представлена магазинами малого формата. Не планируется сконцентрированной в одной определенной части проекта зоны еды: отведены площадки под семейные заведения общепита в самом торговом центре, сезонный стрит-фуд в многофункциональной зоне и отдельные места, связывающие потоки трафика метро с внутренним трафиком торгового центра.

Что касается экономики такого проекта, при общей площади около 90 тыс. кв. м и 50-60 тыс. кв. м арендопригодной площади стоимость строительства составит порядка 5,5 млрд руб. Средняя арендная ставка - 15 тыс. руб. - позволит рассчитывать на окупаемость в течение 7-8 лет.

Вторая команда - Сурменева - подошла к заданию несколько иначе, сконцентрировавшись не на конкретном плане по размещению якорей, а на проработку различных зон для привлечения максимального количества людей без акцента на торговую составляющую. В частности, первая зона – Этномир – включает в себя конно-спортивную школу с ареной-трансформером и этнографическими павильонами. Площадь этой зоны составит не менее 30 тыс. кв. м, и призвана она будет притянуть не только районный трафик, но всех любителей конного спорта из Москвы. Экономика здесь будет основана на абонементной системе. Вторая зона – зона экстремальных видов спорта с площадками для соревнований, скейт-парком и концертным залом. Третья зона подразумевает «лучший зеленый супермаркет», галерею арендаторов из сферы услуг, а также фитнес-центр, частично интегрированный в водоохранную зону прилегающего к объекту озера, где предусмотрены пляж и рестораны по 60-70 посадочных мест. Суммарная площадь торговой части составит около 40 тыс. кв. м.

По расчетам экспертов, стоимость строительства всего комплекса составит около 12 млрд руб. Арендная ставка в 20 тыс. руб. за 1 кв. м позволит рассчитывать на ежегодный доход от торговой части на уровне 800 млн руб. Еще по 200 млн руб. в год будут приносить Этномир и спортивная зона. Таким образом, окупаемость может составить около 10 лет. Под всем проектом будет располагаться один уровень подземной парковки емкостью около 3-3,5 тыс. машиномест. В дальнейшем не исключается и строительство отдельно стоящей парковки. Кроме того, команда Сурменева продумала использование роботов как помощников в части навигации комплекса, а также многофункциональную эксплуатируемую кровлю.

Как видим, концепции получились диаметрально противоположными. Четкая и продуманная рабочая концепция команды Образцовой столкнулась с концепцией будущего от команды Сурменева. И выбор здесь был явно не из простых. Голосование показало минимальное преимущество проекта команды Сурменева. Она и получила приз от организаторов – билеты на European Property Tour, который состоится 14 декабря.

Новый формат Русского Завтрака стал не просто обсуждением трендов, он дал свежий взгляд на реалии и будущее рынка, смелые идеи и темы для размышления. Совпадут ли наши ожидания с реальностью – покажет время. Но то, что рынку нужны новые форматы – отрицать никак нельзя!

При всем разительном отличии нового Русского Завтрака от предыдущих, некоторые вещи все же остались традиционными. Одна из них – это возможность для неформального общения в конце мероприятия, которому нашлось время и в этот раз. Напомним, в этом году Русский Завтрак  собрал 130 участников из 65 компаний. Другой традицией можно назвать место проведения – международные форумы MAPIC и MIPIM во французских Каннах. В этот раз российское представительство по части стендов и мероприятий на MAPIC было меньше обычного, чему есть объективные причины. Тем не менее, Русский Завтрак собирает (и это третья традиция) лидеров рынка недвижимости и из года в год дает возможность гостям услышать лучших экспертов, а также пообщаться и обменяться опытом.

Партнерами мероприятия выступили ГК «Ориентир» и компания «А 101».

Павел Назаркин

 



иГРОКИ РЫНКА

RRG

Колокольников Денис

MR Group

Сурменев Александр

Магазин Магазинов

Бурлов Дмитрий

SRV

Сьоберг Патрик

SRV

Рева Людмила

ADG Group

Образцова Анна

ГК "Ориентир"

Постников Андрей

Другое

Импресс Медиа

Строительство

ГК "Ориентир"

Консалтинг и брокеридж

RRG

Девелопмент

Crocus Group

Строительство

A101 девелопмент

Девелопмент

ADG Group

Девелопмент

MR Group

Управление и эксплуатация недвижимости

SRV

Консалтинг и брокеридж

Knight Frank

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

Материалы по теме

Экспертный анализ

«Русский завтрак»: стабильно сдержанный оптимизм

За 2016 г. объем инвестиционных сделок на рынке составил 4,2 млрд долл., что на 74% больше показателя предыдущего года. Лидерам рынка недвижимости было предложено обсудить как эти цифры, так и тенденции, итоги и прогнозы на 2017 г.
16.03

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Переговоры

Mail.ru может переехать в «Москва-Сити»

Mail.ru Group ведет переговоры об аренде площадей для штаб-квартиры в комплексе, который строят в «Москва-Сити» Олег Малис и Алишер Усманов. Если такая сделка состоится, она станет рекордной в истории рынка аренды офисов.
12.07
Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Сделка

«РЕТОН» выбрал офис на Арбате

Производитель ультразвуковых устройств арендовал офис в БЦ Midland Plaza в Москве.
12.07
Сделка

«Пятерочка» нашла офис в «Фактории»

Офис торговой сети «Пятерочка» открылся в бизнес-парке «Фактория» в Москве.
12.07
Проект

Best Western Hotels & Resorts выходит на рынок Москвы

Бутик-отель Becar Asset Management на Таганской в Москве будет работать под брендом Best Western Hotels & Resorts.
12.07
Проект

Leroy Merlin придет в ТРЦ «Гагаринский»

В ТРЦ «Гагаринский» в Москве откроется магазин «Леруа Мерлен» в формате «Городской».
12.07
Открытие

«Детский мир» пришел в Гусь-Хрустальный

ГК «Детский мир» открыла шестой магазин во Владимирской области.
12.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre