Стоит ли собственнику продавать объект на краудфандинговых площадках?

Егор Клименко, генеральный директор краудфандинговой (краудинвестинговой) площадки AKTIVO

6024

Краудфандинг, или краудинвестинг, в сфере недвижимости хорошо знаком собственникам объектов коммерческой недвижимости в США и Европе. Краудфандинговые площадки, которые сводят напрямую инвесторов и собственников, желающих продать объект, появились здесь еще в 2012 г., то есть на несколько лет раньше, чем в России. Однако такой формат набирает популярность и в нашей стране. К примеру, первая в России краудфандинговая площадка AKTIVO, основанная в 2015 г. известным бизнесменом Оскаром Хартманном, уже привлекла в коммерческую недвижимость более 850 млн руб. Конкуренцию со стороны таких площадок уже ощущают и риелторские агентства, ведь продажа объекта на площадке может значительно ускорить процесс продажи, однако обо всем по порядку.

Итак, назову основные причины, по которым собственнику недвижимости в ряде случаев выгодно представить свой объект на подобной площадке.

Скорость сделки

Как правило, продажа капитального объекта коммерческой недвижимости стоимостью от 50 млн руб. предполагает достаточно длительный срок экспозиции, который зависит от качества работы агентов, активности собственника и его пожеланий в отношении цены и может составлять от 2–3 месяцев до нескольких лет. Сделки на площадках обычно проходят гораздо быстрее. Объект недвижимости выставляется на краудфандинговой площадке, которая предлагает своим инвесторам стать совладельцами данного объекта. Однако перед тем как представить объект и предлагать его покупателям, площадка привлекает своих специалистов для детального изучения всех нюансов, связанных с ним (юридических аспектов, коммерческой составляющей, технического состояния и т.д.), после чего подписывает с владельцем договор об эксклюзивном праве продажи и берет на себя обязательство продать объект в течение трех месяцев. Если этого не происходит, она выплачивает крупный штраф, прописанный в договоре. Краудинвестинг популярен среди инвесторов сегодня, поскольку делает доступными инвестиции в дорогостоящие объекты для тех, кто пока не готов вкладывать в недвижимость сотни миллионов рублей, поэтому, как правило, сроки экспозиции объектов на площадке составляют менее трех месяцев. Именно поэтому такой способ продажи недвижимости может быть привлекателен для тех собственников, которые хотят продать объект в сжатые сроки.

Комиссии и налогообложение

Еще одна особенность краудинвестинговых платформ заключается в том, что собственник объекта недвижимости не выплачивает площадке комиссии. К примеру, посреднический доход нашей площадки составляет 2%, однако выплачивается он покупателями, которые планируют стать собственниками коммерческой недвижимости. Необходимости уплаты НДС со сделки в случае продажи объекта на краудфандинговой площадке тоже не возникает, поскольку при осуществлении сделки купли-продажи площадки вносят объект в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ). О том, зачем это нужно, расскажу далее.

Доход от сдачи в аренду площадей в период проведения сделки

Как я уже сказал, покупателем объектов коммерческой недвижимости на краудфандинговых площадках выступает не один человек, а целый пул инвесторов, которые становятся совладельцами объектов. К примеру, в нашей последней сделке по приобретению ТЦ «Город» в Егорьевске участвовали более 60 инвесторов, а в предыдущей сделке по продаже помещения стрит-ритейла, арендуемого супермаркетом «Виктория», — 96 инвесторов. Для того чтобы такие сделки стали возможными, краудфандинговые площадки используют формат закрытого паевого фонда (ЗПИФ). Продавец недвижимости вносит в ЗПИФ свой объект и становится собственником 100% его паев, после чего паи фонда на площадке выкупают частные инвесторы. Выкуп происходит постепенно, и в период проведения сделки продавец объекта сохраняет за собой право получать рентный доход от сдачи площадей в аренду в зависимости от той доли, которая находится у него в собственности.

Более того, продавец объекта, представивший недвижимость на площадке, не обязан продавать его целиком, если не хочет этого. В ситуации, когда продажа недвижимости является вынужденной мерой и собственнику, скажем, нужно расплатиться по кредиту или требуются средства на новый проект, однако на эти цели хватит и части суммы от продажи здания или помещения, он может остаться в числе совладельцев объекта наравне с другими соинвесторами. При этом доход собственника из активного превращается в пассивный, поскольку после внесения объекта недвижимости в ЗПИФ управление им берет на себя УК фонда, обеспечивая совладельцам объекта доход 10–17% годовых.

Впрочем, работать с площадкой не всегда выгодно собственнику, и в некоторых случаях продавать объект лучше традиционным способом. Дело в том, что краудфандинговая площадка является не только посредником при продаже объектов недвижимости. Одна из ее задач — обеспечить инвесторам пассивный доход от сдачи помещений в аренду. Доходность, которую предлагает площадка инвесторам, как правило, выше доходности по банковским депозитам. А объект недвижимости, которым управляет УК монофондов AKTIVO от лица инвесторов, должен обеспечивать соответствующую доходность, то есть приносить в год не менее 10–14% годовых после уплаты налогов. Поэтому площадка, со своей стороны, очень тщательно отбирает объекты недвижимости, анализируя все риски, которые могут привести к отсутствию доходов. В результате продать с помощью краудфандинговой площадки объект с обременением, на который отсутствует часть разрешительной документации на строительство, или помещение, находящееся долгое время в простое из-за отсутствия арендаторов или требующее срочного капитального ремонта, скорее всего, не получится.



иГРОКИ РЫНКА

Aktivo

Клименко Егор

Инвестиции

Aktivo

Материалы по теме

Точка зрения

Почему краудфандинг в сфере недвижимости «наступает на пятки» риелторам?

Краудфандинг, или краудинвестинг, в сфере недвижимости становится все популярнее. На мировых краудфандинговых площадках частные инвесторы с небольшим чеком могут инвестировать в масштабные проекты, связанные с коммерческой недвижимостью.

30.06
Исследования рынка

Коммерческий краудфандинг заинтересовал частных инвесторов

По мнению специалистов NAI Becar, у краудфандинга в России и конкретно в сегменте коммерческой недвижимости большое будущее, однако при входе в капитал ПИФа необходимо очень внимательно изучать вопросы, связанные с деятельностью конкретного фонда и конкретного торгового объекта.

18.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Крупнейший «Термолэнд» открылся в Оренбурге

Площадь нового городского курорта в ТРЦ «Мармелад» составляет 17 тыс. кв. м. Инвестиции составили 1,5 млрд рублей.
27.01
Источник: SOK
Экспертный анализ

Закадровый голос: почему при рекордно низком уровне безработицы найти хорошую работу сложно, как никогда

О том, что положение с кадрами в России близко к катастрофическому, по итогам 2024-го заявили представители всех отраслей, в том числе, рынка коммерческой недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. В стране сохраняется парадоксальная ситуация: с одной стороны, работать некому везде и зачастую – за любые деньги, с другой – во многих HR-отделах по-прежнему царствуют эйджизм, сексизм, культ «дёшево, удобно и послушно» и «идеального кандидата», и мотивирующие лозунги про успешный успех при заниженных зарплатах. В серии материалов CRE обсуждает одну из главных проблем последних трёх лет.

Начало. О ситуации с кадрами в строительстве, управлении недвижимостью, логистике, ритейле, e-commerce, индустрии гостеприимства и т. д. можно будет прочитать в наших следующих материалах.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
24.01
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group отчиталась по складским сделкам за год

При участии консультантов департамента складской и индустриальной недвижимости были заключены сделки совокупной площадью 2,65 млн кв. м.

 
27.01
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 января)

«Бристоль» и «Красное & белое» закрываются в Вологодской области, NF PM наращивает портфель складов в управлении, а IBC Global - линейку услуг, в Москве стартовали продажи двух офисных проектов, в Asterus новый коммерческий директор, а Capital Group сообщает о ходе строительства объекта light industrial в Алабушево. Эти новости, а также новые материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
26.01
Источник: agoda.com
Сделка

Novotel продан

Структуры основателя «Васта Дискавери» Сергея Бачина продали часть здания отеля «Novotel Москва Центр» на 255 номеров возле «Новослободской».
27.01
Источник: ХСА
Игроки рынка

CORE.XP разработала карту объектов light industrial

Карта объектов формата, расположенных в Москве и Московском регионе, разработана при поддержке ХСА. Общая площадь существующих и строящихся объектов, попавших в подборку, составляет более 4 млн кв. м.
27.01
Источник: Coldy
Игроки рынка

Продажи Coldy выросли в 2,5 раза в 2024 году

Общий объем сделок составил 24,5 млрд рублей, из них 6,2 млрд рублей - сделки с офисами.
27.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre