Идея привезти в Россию британскую марку косметики пришла спонтанно – как рассказывает Азаров, он просто увидел магазинчик Lush в Лондоне и захотел открыть такой же в Москве. Бизнесмена подкупила философия бренда. «Lush вырос не из расчетов маркетологов, а из жизненных принципов основателя: Марк Константин получил орден Британской Империи за социальную позицию бренда. Lush– это честные отношения с покупателями и внутри компании, экологичный подход и сохранение природы», – говорит Дмитрий Азаров.
На переговоры и прочие формальности ушел год. Первые два магазина бизнесмен открыл в ГУМе и в Жуковке на Рублевском шоссе, но заметной прибыли они не приносили. Для развития сети тоже условия появились не сразу. Сложно было предположить, насколько продукция понравится покупателям. А главное – не хватало подходящих площадей: качественных торговых центров не было, а в стрит-ретейле хорошие варианты не попадались. Продажи постепенно пошли с открытием третьего магазина LushRussia– в МЕГЕ Теплый стан. Среднемесячный оборот тогда не достигал и 500 тыс. руб., однако Азарова это не огорчало: «Мне нравилась идея, а бизнесом это тогда в принципе не казалось. К тому же экспериментировать было легче, ведь в стране ничего не было – ни торговых центров, ни многих мировых брендов».
Сегодня годовой оборот LushRussia составляет около 1,4 млрд руб. в год, а московский флагман площадью 400 кв. м на момент открытия стал крупнейшим в России магазином Lush. До валютного кризиса компания LushRussia занимала 4-е место по размеру рынка среди всех партнеров бренда, впереди были Америка, Великобритания и Япония. В этом году, признается Азаров, они в лучшем случае войдут в десятку: «Обороты в рублях не упали, даже немного выросли, но курс фунта изменился, и это стало решающим фактором».
Колебания на валютном рынке в 2014 г. стали для Lush Russia очень болезненными. Ситуация отразилась и на импортируемом товаре, и на величине арендных затрат, поскольку многие договоры были привязаны к иностранным валютам. «Курс вырос в два раза, но мы повысили цены в общей сложности процентов на 40 за все это время, – говорит Дмитрий Азаров. – Это осознанное решение – не повышать цены пропорционально росту курса – привело к некоторой потере прибыли, но помогло не отпугнуть покупателей». Также компания открыла в городе Домодедово свое производство свежих масок и очищающих средств (около 10% от всего объема), что тоже позволило сдержать рост цен.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, за последние три года компания
открыла несколько флагманов и небольших магазинов. Азаров объясняет это не
столько оптимистичными настроениями, сколько международной стратегией Lush, и не исключает, что придется закрыть некоторые магазины, если их
показатели станут отрицательными. У Lush нет
стремления к росту количества магазинов, важнее качество и стабильная работа.
Неслучайно одним из главных достижений за эти 15 лет Дмитрий Азаров называет
вклад Lush Russia в развитие
экологической грамотности россиян.
«Я горжусь, что мне удалось привести этот бренд в Россию. Lush – это такой фан-клуб; люди, которые покупают нашу косметику, обычно
разделяют и ценности компании. Есть люксовые марки, которые призывают
удовлетворить свои амбиции, есть какие-то товары, которые просто жизненно
необходимы. Lush
– это товар для чистого удовольствия», – заключает Дмитрий
Азаров.