Новые форматы, фрилансеры и взрывной рост трафика: чем запомнился 2017-й

Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС», комментирует итоги 2017 г. для рынка коммерческой недвижимости Москвы.

5396
2017 год оказался отмечен снижением доли вакантных площадей. Основными причинами такой ситуации стали продолжающееся сокращение темпов ввода во всех сегментах рынка в последние три года, а также постепенное восстановление спроса, которое особенно заметно стало именно в 2017-м. Спрос вернулся даже на офисы А-класса, а торговые объекты с близкой к 100% заполняемостью есть в целом ряде округов столицы. Уровень вакантных площадей на рынке офисов, складов и торговых помещений сейчас рекордно низкий за период как минимум с конца 2013 г. По прогнозам ГК «ЭКООФИС», в 2018 г. рынок продолжит тенденцию к снижению уровня вакантных площадей — на 1-2% в зависимости от сегмента. Вероятнее всего, год окажется отмечен также осторожным ростом ставок (до 5-10%) во всех сегментах рынка.

2. На офисном рынке вырос спрос на «гибкие» офисы, коворкинги, аренду отдельных рабочих мест и переговорных, в том числе почасовую. Параллельно все более заметными в структуре арендаторов становятся самозанятые граждане — фрилансеры. Такой спрос вырос за год, по статистике обращений в ГК «ЭКООФИС», более чем на треть.

3. Несмотря на очевидную стабилизацию основных показателей, рынок торговой недвижимости продолжает определяться текущей экономической ситуацией и обусловленным ей низким уровнем платежеспособности населения. Это приводит, в частности, к увеличению развлекательно-досуговой составляющей в ТЦ. Особенно перспективен формат, объединяющий гастрономию и развлечения, — оба направления очень популярны сейчас у посетителей всех возрастов, это отличная доступная альтернатива городским ресторанам и концертным площадкам. Мы, например, приняли решение об открытии в 2018 г. масштабной площадки «Подсолнухи ART&Food» на 7000 кв. м — и набор арендаторов идет весьма стремительно, думаю, к февралю будем вводить лист ожидания.

4. Развитие системы городского транспорта положительно сказалось на трафике торговых объектов. В частности, именно в 2017 г. рынок в полной мере ощутил эффект открытия Московского центрального кольца. Если в первые месяцы после запуска МЦК трафик расположенных поблизости торговых объектов вырос лишь на 35-40%, то в 2017-м фиксировался уже рост в 2 и более раз. В нашем ТЦ «Подсолнухи», на территории которого находится открытая в прошлом году станция МЦК «Бульвар Рокоссовского», например, за год трафик вырос более чем в 12 раз.

5. Программа реновации вошла в 2017 г. в активную фазу. Рынок торговых помещений уже видит рост спроса на помещения до 100 кв. м в районах, которые вошли в программу реновации. По статистике ГК «ЭКООФИС», за последний год спрос на помещения 30-100 кв. м вырос на 30-40%. 



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

Материалы по теме

Исследования рынка

Что арендовали в Москве в декабре 2017-го – итоги от RRG

Компания RRG в рамках еженедельного мониторинга предложения площадей коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги декабря 2017 г.

05.02
Исследования рынка

Итоги года и прогнозы от NAI Becar

По итогам 2017 г. положительную динамику продемонстрировали многие сегменты.
12.01
Точка зрения

Чего мы ждем от рынка коммерческой недвижимости в 2018-м: итоги и прогнозы

Егор Клименко, генеральный директор краудфандинговой (краудинвестинговой) площадки недвижимости AKTIVO

09.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre