2. На офисном рынке вырос спрос на «гибкие» офисы, коворкинги, аренду отдельных рабочих мест и переговорных, в том числе почасовую. Параллельно все более заметными в структуре арендаторов становятся самозанятые граждане — фрилансеры. Такой спрос вырос за год, по статистике обращений в ГК «ЭКООФИС», более чем на треть.
3. Несмотря на очевидную стабилизацию основных показателей, рынок торговой недвижимости продолжает определяться текущей экономической ситуацией и обусловленным ей низким уровнем платежеспособности населения. Это приводит, в частности, к увеличению развлекательно-досуговой составляющей в ТЦ. Особенно перспективен формат, объединяющий гастрономию и развлечения, — оба направления очень популярны сейчас у посетителей всех возрастов, это отличная доступная альтернатива городским ресторанам и концертным площадкам. Мы, например, приняли решение об открытии в 2018 г. масштабной площадки «Подсолнухи ART&Food» на 7000 кв. м — и набор арендаторов идет весьма стремительно, думаю, к февралю будем вводить лист ожидания.
4. Развитие системы городского транспорта положительно сказалось на трафике торговых объектов. В частности, именно в 2017 г. рынок в полной мере ощутил эффект открытия Московского центрального кольца. Если в первые месяцы после запуска МЦК трафик расположенных поблизости торговых объектов вырос лишь на 35-40%, то в 2017-м фиксировался уже рост в 2 и более раз. В нашем ТЦ «Подсолнухи», на территории которого находится открытая в прошлом году станция МЦК «Бульвар Рокоссовского», например, за год трафик вырос более чем в 12 раз.
5. Программа реновации вошла в 2017 г. в активную фазу. Рынок торговых помещений уже видит рост спроса на помещения до 100 кв. м в районах, которые вошли в программу реновации. По статистике ГК «ЭКООФИС», за последний год спрос на помещения 30-100 кв. м вырос на 30-40%.