Такие результаты были получены в ходе исследования офисов европейских, американских, азиатских и российских компаний, реализованных в период с 2015 по 2017 гг. в московских бизнес-центрах класса «А» и «В» в формате услуг fit-out, проведенного компанией PRIDEX. В ходе сбора информации были проанализированы проекты из 20 стран общей площадью более 500 000 кв. м.
Наиболее плотная рассадка была отмечена в офисах компаний из азиатского региона, где на 1 сотрудника приходится 8,8 кв. м. Другими словами, в офисе американской компании на площади 1000 кв. м в среднем размещается 80-90 сотрудников, в азиатской – 110-120 человек.
Европейские и российские работодатели предлагают наемным работникам примерно схожие по показателям плотности рассадки офисы: в первом случае сотрудники могут рассчитывать на 11,2 кв. м на 1 человека, тогда как офисы отечественных компаний предусматривают 10,9 кв. м, что очень близко к среднерыночному показателю.
Планировочные решения
Особенности корпоративных культур отражаются в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров, что позволяет делать выводы относительно специфики планировочных решений, характерных для компаний из различных регионов.
Планировки офисов азиатских компаний подчинены идее максимально рационального использования пространства. В структуре таких проектов на зону openspace приходится 64,7%, что почти на 15% превышает средний показатель для рынка. Вместе с тем благодаря продуманному расположению рабочих станций азиатским компаниям удается достигнуть максимальной эффективности использования арендуемых площадей. В поле зрения исследования не попало ни одного офиса, занимаемого азиатской компанией, в котором присутствовали коридоры или другие неэффективные помещения.
Офисы европейских компаний объединяет повышенное внимание к организации горизонтальных связей в коллективе, которое выражается в увеличенной доле рекреационных помещений (кофе-поинтов, игровых, лаунж зон и пр.), что говорит о демократичном подходе к выбору планировочных решений при обустройстве рабочего пространства. На помещения комфорта в офисах европейских компаний отводится 6,9% от всей площади офиса.
Американские компании предпочитают просторные имиджевые интерьеры. В рамках исследования были выявлены следующие детали: на рецепции в офисах американских компаний выделяется почти на 30% больше площади, чем в среднестатистическом московском офисе. Особое внимание уделяется и клиентским зонам, состоящим из переговорных, – на них американцы выделяют 13,1% при рыночной норме 10,6%.
Отличительной особенностью офисов российских компаний являются кабинетные системы. На их долю приходится 12,6%, тогда как в среднестатистическом офисе кабинетов на 2% меньше. Зачастую проекты российских офисов предусматривают обособленные VIP-зоны, которые могут занимать отдельный этаж, а персональное пространство менеджера включает в себя приемную, рабочее место личного ассистента, комнату отдыха, санузел и т.д.
Вместе с тем планировки, создающие сверхкомфортные условия для менеджмента, характерные для российских компаний, имеют обратную сторону – низкую эффективность использования арендуемых помещений. По этому показателю офисы отечественных компаний являются аутсайдерами – на долю подобных помещений приходятся рекордные 9%, что на 1,5% больше, чем в среднем по рынку.
Затраты
Самые дорогие проекты на московском рынке fit-out реализуют российские компании. Стоимость 1 кв. м отделки для российского клиента составляет 63 800 руб., что на 19% выше, чем средняя цена отделки офиса класса «А». На втором месте по стоимости отделки 1 кв. м офиса расположились азиатские заказчики, чьи затраты составляют в среднем 62 800 руб. Высокий уровень затрат азиатских компаний обуславливается необходимостью создания максимально комфортных условий в офисах с уплотненной рассадкой, что предполагает необходимость использования дорогостоящих инженерных систем (кондиционирования, вентиляции, мультимедиа и пр.). На одну позицию ниже расположились европейские компании, тратящие на 1 кв. м около 57 500 руб., что немногим выше среднерыночных показателей. Замыкают рейтинг американские компании с показателем 51 200 руб. за 1 кв. м. Относительно низкий показатель американских компаний связан с тем, что стоимость проектов «размывается» по большой площади офиса.
Особенности проектов
За право называться наиболее комфортным openspace соперничают азиатские и американские офисы. Различающиеся между собой корпоративные культуры накладывают свой отпечаток на концепцию интерьеров.
С одной стороны, площадь рабочей станции в openspace американской компании составляет 6,3 кв. м, что является самым высоким показателем на рынке. Тогда как самыми дорогими рабочими местами в открытых зонах располагают офисы компаний из азиатского региона, которые в среднем тратят 377 000 руб. на станцию площадью 6 кв. м, что на 15% больше, чем затраты американских компаний. На практике разница заключается в лучшем уровне инженерии: вентиляции, кондиционировании и освещении в офисах азиатских компаний, а также большей площади персональных рабочих мест у американских работодателей.
Самыми комфортными и дорогостоящими кабинетами располагают менеджеры высшего и среднего звена в офисах российских компаний. Средняя площадь помещения, предназначенного для линейного руководителя, составляет 19,9 кв. м, кабинета топ-менеджера – 63,7 кв. м. При этом средняя стоимость отделки кабинета в российских компаниях составляет 1 268 000 руб., максимальные значения могут достигать 15 000 000 – 20 000 000 руб.
Именно эта особенность обусловила наиболее высокий уровень затрат российских заказчиков при обустройстве новых офисов в пересчете на 1 сотрудника, составляющий 695 000 руб., что примерно на 10% выше среднего показателя.
Наименьший уровень затрат в пересчете на 1 сотрудника наблюдается в рамках проектов отделки офисов азиатских компаний, укладывающихся в среднем в 555 000 руб. Подобной оптимизации удается достигнуть за счет рационального подхода к планировкам интерьеров.
Стоимость обустройства офисов европейских и американских компаний близка к среднему для рынка уровню и составляет 646 000 руб. на 1 сотрудника в первом случае и 611 000 руб. на 1 сотрудника – во втором.
Сергей Кудрявцев, партнер PRIDEX: «Сравнение офисных интерьеров заказчиков из различных стран, которое было проведено в рамках нашего исследования, подтвердило наличие нескольких ярко выраженных подходов к зонированию и отделке офисов. Причем данные статистики американских, российских и азиатских офисных интерьеров представляют собой однородный массив, тогда как данные статистики офисов европейских заказчиков значительно варьируются – их объединяет лишь фактор повышенной роли рекреации. Такое положение дел говорит о сильных национальных подходах среди европейских заказчиков, которые могут существенно отличаться по тем или иным показателям. Например, у итальянских заказчиков прослеживается значительная доля площади, введенной под кабинеты, тогда как у компаний из Северной Европы этот показатель близок к нулю».