У кого в Москве самые комфортные офисы?

Самыми комфортабельными офисами в Москве располагают американские компании, интерьеры которых предусматривают в среднем 12 кв. м на каждого сотрудника. Данный показатель на 13% выше среднего уровня плотности рассадки сотрудников – 10,5 кв. м на человека. 

7454

Такие результаты были получены в ходе исследования офисов европейских, американских, азиатских и российских компаний, реализованных в период с 2015 по 2017 гг. в московских бизнес-центрах класса «А» и «В» в формате услуг fit-out, проведенного компанией PRIDEX. В ходе сбора информации были проанализированы проекты из 20 стран общей площадью более 500 000 кв. м.

Наиболее плотная рассадка была отмечена в офисах компаний из азиатского региона, где на 1 сотрудника приходится 8,8 кв. м. Другими словами, в офисе американской компании на площади 1000 кв. м в среднем размещается 80-90 сотрудников, в азиатской – 110-120 человек.

Европейские и российские работодатели предлагают наемным работникам примерно схожие по показателям плотности рассадки офисы: в первом случае сотрудники могут рассчитывать на 11,2 кв. м на 1 человека, тогда как офисы отечественных компаний предусматривают 10,9 кв. м, что очень близко к среднерыночному показателю.

Планировочные решения

Особенности корпоративных культур отражаются в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров, что позволяет делать выводы относительно специфики планировочных решений, характерных для компаний из различных регионов.

Планировки офисов азиатских компаний подчинены идее максимально рационального использования пространства. В структуре таких проектов на зону openspace приходится 64,7%, что почти на 15% превышает средний показатель для рынка. Вместе с тем благодаря продуманному расположению рабочих станций азиатским компаниям удается достигнуть максимальной эффективности использования арендуемых площадей. В поле зрения исследования не попало ни одного офиса, занимаемого азиатской компанией, в котором присутствовали коридоры или другие неэффективные помещения.

Офисы европейских компаний объединяет повышенное внимание к организации горизонтальных связей в коллективе, которое выражается в увеличенной доле рекреационных помещений (кофе-поинтов, игровых, лаунж зон и пр.), что говорит о демократичном подходе к выбору планировочных решений при обустройстве рабочего пространства. На помещения комфорта в офисах европейских компаний отводится 6,9% от всей площади офиса. 

Американские компании предпочитают просторные имиджевые интерьеры. В рамках исследования были выявлены следующие детали: на рецепции в офисах американских компаний выделяется почти на 30% больше площади, чем в среднестатистическом московском офисе. Особое внимание уделяется и клиентским зонам, состоящим из переговорных, – на них американцы выделяют 13,1% при рыночной норме 10,6%.

Отличительной особенностью офисов российских компаний являются кабинетные системы. На их долю приходится 12,6%, тогда как в среднестатистическом офисе кабинетов на 2% меньше. Зачастую проекты российских офисов предусматривают обособленные VIP-зоны, которые могут занимать отдельный этаж, а персональное пространство менеджера включает в себя приемную, рабочее место личного ассистента, комнату отдыха, санузел и т.д.

Вместе с тем планировки, создающие сверхкомфортные условия для менеджмента, характерные для российских компаний, имеют обратную сторону – низкую эффективность использования арендуемых помещений. По этому показателю офисы отечественных компаний являются аутсайдерами – на долю подобных помещений приходятся рекордные 9%, что на 1,5% больше, чем в среднем по рынку.

Затраты

Самые дорогие проекты на московском рынке fit-out реализуют российские компании. Стоимость 1 кв. м отделки для российского клиента составляет 63 800 руб., что на 19% выше, чем средняя цена отделки офиса класса «А». На втором месте по стоимости отделки 1 кв. м офиса расположились азиатские заказчики, чьи затраты составляют в среднем  62 800 руб. Высокий уровень затрат азиатских компаний обуславливается необходимостью создания максимально комфортных условий в офисах с уплотненной рассадкой, что предполагает необходимость использования дорогостоящих инженерных систем (кондиционирования, вентиляции, мультимедиа и пр.). На одну позицию ниже расположились европейские компании, тратящие на 1 кв. м около 57 500 руб., что немногим выше среднерыночных показателей. Замыкают рейтинг американские компании с показателем 51 200 руб. за 1 кв. м. Относительно низкий показатель американских компаний связан с тем, что стоимость проектов «размывается» по большой площади офиса.

Особенности проектов

За право называться наиболее комфортным openspace соперничают азиатские и американские офисы. Различающиеся между собой корпоративные культуры накладывают свой отпечаток на концепцию интерьеров.

С одной стороны, площадь рабочей станции в openspace американской компании составляет 6,3 кв. м, что является самым высоким показателем на рынке. Тогда как самыми дорогими рабочими местами в открытых зонах располагают офисы компаний из азиатского региона, которые в среднем тратят 377 000 руб. на станцию площадью 6 кв. м, что на 15% больше, чем затраты американских компаний. На практике разница заключается в лучшем уровне инженерии: вентиляции, кондиционировании и освещении в офисах азиатских компаний, а также большей площади персональных рабочих мест у американских работодателей. 

Самыми комфортными и дорогостоящими кабинетами располагают менеджеры высшего и среднего звена в офисах российских компаний. Средняя площадь помещения, предназначенного для линейного руководителя, составляет 19,9 кв. м, кабинета топ-менеджера – 63,7 кв. м. При этом средняя стоимость отделки кабинета в российских компаниях составляет 1 268 000 руб., максимальные значения могут достигать 15 000 000 – 20 000 000 руб.

Именно эта особенность обусловила наиболее высокий уровень затрат российских заказчиков при обустройстве новых офисов в пересчете на 1 сотрудника, составляющий 695 000 руб., что примерно на 10% выше среднего показателя.

Наименьший уровень затрат в пересчете на 1 сотрудника наблюдается в рамках проектов отделки офисов азиатских компаний, укладывающихся в среднем в 555 000 руб. Подобной оптимизации удается достигнуть за счет рационального подхода к планировкам интерьеров.

Стоимость обустройства офисов европейских и американских компаний близка к среднему для рынка уровню и составляет 646 000 руб. на 1 сотрудника в первом случае и 611 000 руб. на 1 сотрудника – во втором.

Сергей Кудрявцев, партнер PRIDEX: «Сравнение офисных интерьеров заказчиков из различных стран, которое было проведено в рамках нашего исследования, подтвердило наличие нескольких ярко выраженных подходов к зонированию и отделке офисов. Причем данные статистики американских, российских и азиатских офисных интерьеров представляют собой однородный массив, тогда как данные статистики офисов европейских заказчиков значительно варьируются – их объединяет лишь фактор повышенной роли рекреации. Такое положение дел говорит о сильных национальных подходах среди европейских заказчиков, которые могут существенно отличаться по тем или иным показателям. Например, у итальянских заказчиков прослеживается значительная доля площади, введенной под кабинеты, тогда как у компаний из Северной Европы этот показатель близок к нулю». 



иГРОКИ РЫНКА

Multispace

Кудрявцев Сергей

Строительство

Pridex

Материалы по теме

Сюжет

Уникальный стеклянный офис в Гонконге

Старую фабрику в Гонконге, которая раньше была унылым сооружением из бетона, переделали в ультрасовременный офис из стекла и стали. 

05.07
Сюжет

В чем прелесть модульных офисов?

Российский архитектор-футуролог Артур Скижали-Вейс изобрел сеть модульных офисов, предназначенных для удаленной работы. 

20.06
Сюжет

Будущее уже наступило: первое 3D здание в Дубае

В Дубае открылось первое в мире офисное здание, которое было создано при помощи технологии 3D-печати. 
08.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre