Где больше фастфуда?

Сервис r_keeper составил рейтинг российских городов по количеству ресторанов фастфуда.
 
14655
Ресторанные сети наращивают географию присутствия, но рынок еще далек от насыщения. По данным r_keeper, на 12% населения, проживающего в Москве и Санкт-Петербурге, приходится порядка 70% фастфуд-заведений страны. Территориальная диспропорция отрицательно влияет на качество быстрого питания в регионах, но свидетельствует о высоком потенциале для роста. r_keeper составил свой рейтинг городов по количеству присутствия фастфуд-сетей. Лидируют Москва и Петербург, а на третьем месте – Екатеринбург. В числе лидеров – Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург и Самара.

Разделяй и властвуй

Согласно статистике РБК.Research, две трети соотечественников в активном возрасте (от 18 до 54 лет) периодически посещают рестораны быстрого питания, а 6–8% москвичей делают это ежедневно. А ведь еще 20 лет назад, чтобы отведать гамбургер и фри в McDonald’s, люди готовы были стоять в очереди несколько часов, а о других подобных заведениях вообще ничего не знали. Сегодня крупнейшие сетки McDonald’s, Burger King, Subway, KFC имеют статус международных и известны запоминающимся брендом, надежной репутацией, широким меню и стабильными ценами, за что их и любят россияне. Современный темп жизни диктует свои правила питания: быстро, дешево, вкусно. Модель потребления стала более экономичной, а поток посетителей, переходящих из других форматов в связи с явлениями экономического характера, обеспечивает положительную динамику фастфуду.

Американское движение «за здоровое питание» в нулевых затормозило рост этого рынка в США, но благоприятствовало распространению фастфуда на иностранные рынки, в том числе в Россию; рост продолжался вплоть до кризиса 2008 г. и возобновился в 2010-м. «Регионы охотно перенимали московские тенденции с отставанием примерно на 2-3 года, если говорить о центральной части России, а некоторые регионы отставали от столицы на 5 лет. Умеренные темпы развития обусловлены несформированным спросом, более низкими доходами и соответствующим уровнем жизни, в связи с чем обеспеченность сетевым общепитом российской глубинки до сих пор остается очень неравномерной. Первый McDonald’s восточнее Уральских гор открылся только в 2014 г. в Новосибирске. Для сравнения: в Москве это произошло в 1990 г.», – отмечает Лана Баду, заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу в UCS (компания-создатель сервиса r_keeper).

На ресторанный бизнес заметно влияет местный рынок, привязанный к конкретной локации. «Так, среди самых крупных российских городов, если опустить Санкт-Петербург и Москву, наибольшее количество точек фастфуда зафиксировано в Екатеринбурге (71), Ростове-на-Дону (59) и, как ни странно, в Челябинске (53). В обоих городах (Екатеринбург и Ростов-на-Дону) можно обнаружить значительное преобладание ресторанов сети Subway – 28 и 30 точек, в Челябинске – 39 точек Subway. В целом в исследовании учтены данные по четырем крупным сетям – McDonald’s, Burger King, Subway, KFC. В ногу идет развитие фастфуда в Нижнем Новгороде (35), Самаре (41) и Новосибирске (44).

Хорошие показатели в Екатеринбурге – он на третьем месте в России – 71 заведение, причем отмечается преобладание Subway. Последний, как можно заметить по данным статистики, наращивает экспансию в регионы и по некоторым городам обгоняет McDonald’s», – отмечают создатели системы автоматизации ресторанов r_keeper.

Так или иначе, по числу заведений безоговорочно лидирует Москва (834 точки), оставляя далеко позади и регионы, и Санкт-Петербург (270 точек). Явная диспропорция говорит о том, что примерно 70% ресторанов быстрого питания расположены в Москве и Петербурге, в то время как там проживает всего лишь 12% населения страны, что означает огромные потенциалы для роста в регионах.

В региональном разрезе рынок фастфуда можно назвать олигопольным, поэтому проблемы одной компании могут привести к перераспределению рынка среди других сетей. Имеется в виду McDonald’s, который в последние годы привлекает повышенное внимание Роспотребнадзора на фоне стремительного развития его прямого конкурента – сетки Burger King.

Ведущие компании в сфере общепита учитывают мировую тенденцию ориентации на вкусную и дешевую еду и расширяют географию присутствия.

Глобализация VS национализация

Но McDonald’s была не первой сетью быстрого питания в России. Летом 1990 г. в Ленинграде в палатках финского бренда Polar продавались гамбургеры, чизбургеры и прочая еда, характерная для фастфуда. После успешного открытия McDonald’s на Пушкинской площади в Москве (тогда за один день заведение посетили 30 тысяч человек) в центре столицы, в ГУМе открывается ресторан сети «Ростикс», российский аналог KFC. Для западных операторов российский рынок представляет острый интерес, в 1990-е в стране начинают появляться западные пиццерии, в том числе известная всем Pizza Hut, которой все же пришлось уйти в кризисный 1998-й, а затем вернуться вновь.

Однако в 1995 г. появляется первый отечественный конкурент американскому фастфуду – рестораны «Русское бистро». Позднее, в самый разгар кризиса 1998 г., открылась «Крошка-Картошка», а через год – блинная «Теремок». Как и с «Картошкой», россияне с энтузиазмом приняли привычную еду, что обеспечило стремительный рост сети. «Далее в эпоху нулевых никаких громких открытий не последовало, зато американские сети наращивали зоны влияния, задвигая на второй план отечественные проекты. Благодаря популяризации франчайзинга, а также богатой практике ведения бизнеса в США и в Европе и высокой технологичности процессов. Также люди в России очень любят все иностранное, в то время мы мало думали о локальном и местном продукте, и патриотические настроения были не так ярки, как сегодня. В итоге глобальные сети оттеснили российские ресторанные проекты, несмотря на гастрономические предпочтения русских людей (блины и картофель)», – отмечает Лана Баду.

Лучше всех шли дела у тех, кто переждал тяжелые 1990-е годы. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге появилась Subway, которая в 2011 г. по числу точек обогнала McDonald’s. Сегодня фастфуд-бренду №1 «дышит в спину» относительно молодой игрок – Burger King. Первый ресторан, где мясо готовят на гриле, был приобретен по франшизе совладельцем кофеен «Шоколадница», который и сегодня активно наращивает присутствие бренда на всей территории РФ. Среди развивающихся российских сетей фастфуда стоит отметить «Стардогс», «Робин Сдобин», «Чайная Ложка», «Подорожник», «Вокер», «Тюбетей» и другие, менее широко распространенные проекты.

По наикратчайшему пути

Франчайзинг как модель развития бизнеса показал рост даже в период кризиса. По данным NDP Group, 56% российских заведений, продающих фастфуд, открыты по франчайзингу. Только в 2015 г. прирост ресторанов по франшизе составил 48%, что говорит о востребованности модели. Похожие цифры называют в РБК.research: на 2016 год из 15 956 сетевых заведений страны почти половина (8336) работают по франшизе. Многие международные сети пересмотрели свои стратегии развития в России и бросили силы на развитие партнерских сетей.
 
«Порядка 80% ресторанов McDonald’s в мире управляется по франчайзингу, однако в России как франчайзи действуют только 15% заведений бренда. Продажа франшизы – один из удобных сценариев для развития бизнеса, поскольку сокращает расходы на рекламу и последующее развитие точки, кроме того, позволяет получать дивиденды. Многие проекты, такие как «Воккер» и Domino’s Pizza, официально объявили, что планируют расширять присутствие в регионах за счет продажи франшизы», – говорит Лана Баду.

Сдерживающим фактором развития рынка является отсутствие в российском законодательстве закона о франчайзинге. Закон «О франчайзинге» был инициирован еще в 2014 г., однако в 2016-м Госдума отклонила проект. На сегодняшний день сделки по приобретению франшизы оформляются договором коммерческой концессии и регулируются главой 54 Гражданского кодекса, где даются лишь общие рекомендации по деятельности франчайзера и франчайзи.

Несмотря на слабую правовую сторону, рынок фастфуда на сегодняшний день является наиболее устойчивым сегментом общественного питания и для регионов представляет собой весомый источник налоговых отчислений.

Векторы развития

«Сегодня сети быстрого питания открываются на двух типах площадок: это стационарные заведения и фудкорты (ресторанные дворики) в крупных торгово-развлекательных центрах. Лидером рынка стационарного фастфуда является Subway, на втором месте McDonald’s. Сектор фудкортов интенсивно развивается в крупных городах, где наблюдается дефицит площадей, а ставки аренды на отдельные помещения под кафе очень высоки», – поясняет Лана Баду. Для многих граждан поход в ресторанный дворик в ближайшем торговом комплексе после шопинга стал традиционным семейным отдыхом выходного дня.

Россияне достаточно часто выбирают McDonald’s, что говорит о высокой степени лояльности к американскому бренду. Но основные глобальные конкуренты – KFC, Subway и Burger King - не отстают и, применяя франчайзинговые стратегии развития, также активно наращивают розницу, несмотря на неблагоприятную геополитическую ситуацию, отсутствие законодательства и имидж фастфуда как вредной пищи.


Материалы по теме

KnowHow

О необычных блюдах в российских ресторанах

Стоит ли делать ставку на мороженое с беконом или жареных кузнечиков? Рестораторы не перестают удивлять гостей оригинальными блюдами и креативной подачей. Эксперты компании UCS (создатели сервиса автоматизации ресторанного бизнеса r_keeper) разбирались, работает ли это и стоят ли эксперименты приложенных усилий.

17.01
Рейтинг

«АФИМОЛЛ Сити» - самые популярные рестораны фуд-зоны

ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», крупнейший в центральном округе торгово-развлекательный центр, фуд-зона которого насчитывает около 50 ресторанов и кафе, назвал самые популярные из них. 

21.12
Сюжет

Фунт изюма: Обзор ресторанов России с неординарными концепциями

Несколько раз в год можно слышать сообщения об открытии необычных экспериментальных ресторанов за границей. Ресторан возле вулкана, завтрак с жирафами, столик в небесах на воздушном шаре – все это, как минимум, необычно. Впрочем, российские рестораторы ничем не хуже. 
07.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre