Где больше фастфуда?

Сервис r_keeper составил рейтинг российских городов по количеству ресторанов фастфуда.
 
14751
Ресторанные сети наращивают географию присутствия, но рынок еще далек от насыщения. По данным r_keeper, на 12% населения, проживающего в Москве и Санкт-Петербурге, приходится порядка 70% фастфуд-заведений страны. Территориальная диспропорция отрицательно влияет на качество быстрого питания в регионах, но свидетельствует о высоком потенциале для роста. r_keeper составил свой рейтинг городов по количеству присутствия фастфуд-сетей. Лидируют Москва и Петербург, а на третьем месте – Екатеринбург. В числе лидеров – Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург и Самара.

Разделяй и властвуй

Согласно статистике РБК.Research, две трети соотечественников в активном возрасте (от 18 до 54 лет) периодически посещают рестораны быстрого питания, а 6–8% москвичей делают это ежедневно. А ведь еще 20 лет назад, чтобы отведать гамбургер и фри в McDonald’s, люди готовы были стоять в очереди несколько часов, а о других подобных заведениях вообще ничего не знали. Сегодня крупнейшие сетки McDonald’s, Burger King, Subway, KFC имеют статус международных и известны запоминающимся брендом, надежной репутацией, широким меню и стабильными ценами, за что их и любят россияне. Современный темп жизни диктует свои правила питания: быстро, дешево, вкусно. Модель потребления стала более экономичной, а поток посетителей, переходящих из других форматов в связи с явлениями экономического характера, обеспечивает положительную динамику фастфуду.

Американское движение «за здоровое питание» в нулевых затормозило рост этого рынка в США, но благоприятствовало распространению фастфуда на иностранные рынки, в том числе в Россию; рост продолжался вплоть до кризиса 2008 г. и возобновился в 2010-м. «Регионы охотно перенимали московские тенденции с отставанием примерно на 2-3 года, если говорить о центральной части России, а некоторые регионы отставали от столицы на 5 лет. Умеренные темпы развития обусловлены несформированным спросом, более низкими доходами и соответствующим уровнем жизни, в связи с чем обеспеченность сетевым общепитом российской глубинки до сих пор остается очень неравномерной. Первый McDonald’s восточнее Уральских гор открылся только в 2014 г. в Новосибирске. Для сравнения: в Москве это произошло в 1990 г.», – отмечает Лана Баду, заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу в UCS (компания-создатель сервиса r_keeper).

На ресторанный бизнес заметно влияет местный рынок, привязанный к конкретной локации. «Так, среди самых крупных российских городов, если опустить Санкт-Петербург и Москву, наибольшее количество точек фастфуда зафиксировано в Екатеринбурге (71), Ростове-на-Дону (59) и, как ни странно, в Челябинске (53). В обоих городах (Екатеринбург и Ростов-на-Дону) можно обнаружить значительное преобладание ресторанов сети Subway – 28 и 30 точек, в Челябинске – 39 точек Subway. В целом в исследовании учтены данные по четырем крупным сетям – McDonald’s, Burger King, Subway, KFC. В ногу идет развитие фастфуда в Нижнем Новгороде (35), Самаре (41) и Новосибирске (44).

Хорошие показатели в Екатеринбурге – он на третьем месте в России – 71 заведение, причем отмечается преобладание Subway. Последний, как можно заметить по данным статистики, наращивает экспансию в регионы и по некоторым городам обгоняет McDonald’s», – отмечают создатели системы автоматизации ресторанов r_keeper.

Так или иначе, по числу заведений безоговорочно лидирует Москва (834 точки), оставляя далеко позади и регионы, и Санкт-Петербург (270 точек). Явная диспропорция говорит о том, что примерно 70% ресторанов быстрого питания расположены в Москве и Петербурге, в то время как там проживает всего лишь 12% населения страны, что означает огромные потенциалы для роста в регионах.

В региональном разрезе рынок фастфуда можно назвать олигопольным, поэтому проблемы одной компании могут привести к перераспределению рынка среди других сетей. Имеется в виду McDonald’s, который в последние годы привлекает повышенное внимание Роспотребнадзора на фоне стремительного развития его прямого конкурента – сетки Burger King.

Ведущие компании в сфере общепита учитывают мировую тенденцию ориентации на вкусную и дешевую еду и расширяют географию присутствия.

Глобализация VS национализация

Но McDonald’s была не первой сетью быстрого питания в России. Летом 1990 г. в Ленинграде в палатках финского бренда Polar продавались гамбургеры, чизбургеры и прочая еда, характерная для фастфуда. После успешного открытия McDonald’s на Пушкинской площади в Москве (тогда за один день заведение посетили 30 тысяч человек) в центре столицы, в ГУМе открывается ресторан сети «Ростикс», российский аналог KFC. Для западных операторов российский рынок представляет острый интерес, в 1990-е в стране начинают появляться западные пиццерии, в том числе известная всем Pizza Hut, которой все же пришлось уйти в кризисный 1998-й, а затем вернуться вновь.

Однако в 1995 г. появляется первый отечественный конкурент американскому фастфуду – рестораны «Русское бистро». Позднее, в самый разгар кризиса 1998 г., открылась «Крошка-Картошка», а через год – блинная «Теремок». Как и с «Картошкой», россияне с энтузиазмом приняли привычную еду, что обеспечило стремительный рост сети. «Далее в эпоху нулевых никаких громких открытий не последовало, зато американские сети наращивали зоны влияния, задвигая на второй план отечественные проекты. Благодаря популяризации франчайзинга, а также богатой практике ведения бизнеса в США и в Европе и высокой технологичности процессов. Также люди в России очень любят все иностранное, в то время мы мало думали о локальном и местном продукте, и патриотические настроения были не так ярки, как сегодня. В итоге глобальные сети оттеснили российские ресторанные проекты, несмотря на гастрономические предпочтения русских людей (блины и картофель)», – отмечает Лана Баду.

Лучше всех шли дела у тех, кто переждал тяжелые 1990-е годы. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге появилась Subway, которая в 2011 г. по числу точек обогнала McDonald’s. Сегодня фастфуд-бренду №1 «дышит в спину» относительно молодой игрок – Burger King. Первый ресторан, где мясо готовят на гриле, был приобретен по франшизе совладельцем кофеен «Шоколадница», который и сегодня активно наращивает присутствие бренда на всей территории РФ. Среди развивающихся российских сетей фастфуда стоит отметить «Стардогс», «Робин Сдобин», «Чайная Ложка», «Подорожник», «Вокер», «Тюбетей» и другие, менее широко распространенные проекты.

По наикратчайшему пути

Франчайзинг как модель развития бизнеса показал рост даже в период кризиса. По данным NDP Group, 56% российских заведений, продающих фастфуд, открыты по франчайзингу. Только в 2015 г. прирост ресторанов по франшизе составил 48%, что говорит о востребованности модели. Похожие цифры называют в РБК.research: на 2016 год из 15 956 сетевых заведений страны почти половина (8336) работают по франшизе. Многие международные сети пересмотрели свои стратегии развития в России и бросили силы на развитие партнерских сетей.
 
«Порядка 80% ресторанов McDonald’s в мире управляется по франчайзингу, однако в России как франчайзи действуют только 15% заведений бренда. Продажа франшизы – один из удобных сценариев для развития бизнеса, поскольку сокращает расходы на рекламу и последующее развитие точки, кроме того, позволяет получать дивиденды. Многие проекты, такие как «Воккер» и Domino’s Pizza, официально объявили, что планируют расширять присутствие в регионах за счет продажи франшизы», – говорит Лана Баду.

Сдерживающим фактором развития рынка является отсутствие в российском законодательстве закона о франчайзинге. Закон «О франчайзинге» был инициирован еще в 2014 г., однако в 2016-м Госдума отклонила проект. На сегодняшний день сделки по приобретению франшизы оформляются договором коммерческой концессии и регулируются главой 54 Гражданского кодекса, где даются лишь общие рекомендации по деятельности франчайзера и франчайзи.

Несмотря на слабую правовую сторону, рынок фастфуда на сегодняшний день является наиболее устойчивым сегментом общественного питания и для регионов представляет собой весомый источник налоговых отчислений.

Векторы развития

«Сегодня сети быстрого питания открываются на двух типах площадок: это стационарные заведения и фудкорты (ресторанные дворики) в крупных торгово-развлекательных центрах. Лидером рынка стационарного фастфуда является Subway, на втором месте McDonald’s. Сектор фудкортов интенсивно развивается в крупных городах, где наблюдается дефицит площадей, а ставки аренды на отдельные помещения под кафе очень высоки», – поясняет Лана Баду. Для многих граждан поход в ресторанный дворик в ближайшем торговом комплексе после шопинга стал традиционным семейным отдыхом выходного дня.

Россияне достаточно часто выбирают McDonald’s, что говорит о высокой степени лояльности к американскому бренду. Но основные глобальные конкуренты – KFC, Subway и Burger King - не отстают и, применяя франчайзинговые стратегии развития, также активно наращивают розницу, несмотря на неблагоприятную геополитическую ситуацию, отсутствие законодательства и имидж фастфуда как вредной пищи.


Материалы по теме

KnowHow

О необычных блюдах в российских ресторанах

Стоит ли делать ставку на мороженое с беконом или жареных кузнечиков? Рестораторы не перестают удивлять гостей оригинальными блюдами и креативной подачей. Эксперты компании UCS (создатели сервиса автоматизации ресторанного бизнеса r_keeper) разбирались, работает ли это и стоят ли эксперименты приложенных усилий.

17.01
Рейтинг

«АФИМОЛЛ Сити» - самые популярные рестораны фуд-зоны

ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», крупнейший в центральном округе торгово-развлекательный центр, фуд-зона которого насчитывает около 50 ресторанов и кафе, назвал самые популярные из них. 

21.12
Сюжет

Фунт изюма: Обзор ресторанов России с неординарными концепциями

Несколько раз в год можно слышать сообщения об открытии необычных экспериментальных ресторанов за границей. Ресторан возле вулкана, завтрак с жирафами, столик в небесах на воздушном шаре – все это, как минимум, необычно. Впрочем, российские рестораторы ничем не хуже. 
07.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre