Россия – второй по объему нового строительства рынок ТРЦ в Европе

Согласно отчету Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы», Россия по итогам 2017 г. занимает вторую строчку европейского рейтинга по количеству новых, введенных в эксплуатацию торговых площадей в торговых центрах.
3882
Россия переместилась с первой на вторую строчку, так как годовой объем сдаваемых площадей снизился с 1,6 млн кв. м в 2016 г. до 616 000 кв. м в 2017 г. Это стало минимальным показателем за последние 10 лет. Однако в 2018 г. нас ждет новый антирекорд - к вводу планируется лишь около 500 000 кв. м торговых площадей. Причем почти половина из них – 220 тыс. кв. м - находятся в Москве и области. Крупнейшим новым торговым центром станет «Каширская Плаза» (GLA 71 000 кв. м).
 
Татьяна Дивина, старший директор департамента исследований и аналитики компании Cushman & Wakefield: «Отчасти снижение строительной активности является закономерным итогом кризисных лет: начиная с 2015 г. нового строительства практически не запускалось, в эксплуатацию вводились в основном те объекты, которые были начаты еще в докризисный период. Еще один фактор спада — установившееся относительное равновесие между спросом и предложением. При анализе структуры планируемых к вводу проектов очевидна тенденция смещения фокуса девелоперов со строительства крупных объектов на проекты меньшей площади. На конец 2017 г. средний размер существующего торгового центра составлял 36,8 тыс. кв. м, тогда как средний размер торгового объекта, планируемого к открытию в 2018 г., составляет всего 25 тыс. кв. м».

Внимание девелоперов обращено, скорее, к существующим объектам, чем строительству новых - идет реконцепция и расширение уже существующих торговых центров. Так, в регионах России основная доля нового строительства (почти 60%) пришлась на новые фазы уже существующих проектов. В настоящее время в Санкт-Петербурге пересматриваются концепции торговых центров «Пик», «Академ Парк», «Атлантик Сити» и «Континент». В Москве будут проведены репозиционирование и ребрендинг ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное» и ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», а также их капитальный ремонт.

Самым активным европейским застройщиком в 2017 г. стала Турция, так как за вторую половину года сумела вывести на рынок 495 000 кв. м торговых площадей, обогнав Россию (330 000 кв. м) и Польшу (298 000 кв. м). В целом, в прошлом году предложение в Турции выросло на 1,1 млн кв. м новых торговых площадей, что составило 47% от общего показателя в регионе Центральной и Восточной Европы. Портфель проектов застройки на 2018–2019 гг. включает в себя 1,4 млн кв. м новых площадей, приблизительно 70% которых находятся в Анкаре и Стамбуле.

Как показали данные отчета, снижение темпов строительства торговых комплексов является тенденцией многих европейских стран. Например, Германия показала снижение на 82%, причиной которого стало ограничивающее законодательство в сфере планирования, затруднившее постройку новых торговых комплексов за пределами городов. В целом, площадь новых, введенных в 2017 г. в Европе объектов сократилась на 23% по сравнению с предыдущим годом, составив 3,8 млн кв. м.  На темпы застройки повлияли растущая конкуренция, меняющееся поведение потребителей и, конечно, увеличение числа онлайн-ретейлеров.

Согласно прогнозам, площадь торговых помещений, которые будут введены в течение следующих двух лет, составит 6,6 млн кв. м. Вместе с тем будет наблюдаться значительный разрыв между странами Западной и Центральной и Восточной Европы, так как Западную Европу ожидает спад на 21,3%, тогда как регион Центральной и Восточной Европы, наоборот, будет демонстрировать рост на 12,3%.

По причине снижения объемов строительства в части европейских стран общая площадь торговых комплексов в Европе на начало 2018 г. показала рост всего на 2,3% по сравнению с оценкой предыдущих 12 месяцев и составила 166,5 млн кв. м. На долю Западной Европы приходится 109,7 млн кв. м торговых площадей, а на страны Центральной и Восточной Европы — 56,8 млн кв. м.
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Почему торговые центры должны стать концептуальными?

В связи с продолжающимся кризисом усилия арендодателей в торговом сегменте по-прежнему направлены на поиск в рамках новых и уже действующих ТЦ «работающих» концепций, которые обеспечат ретейлерам хорошую прибыль, а собственникам объектов – высокий спрос на их площади.
16.01
Экспертный анализ

Москва – антирекорд ввода торговых площадей

По итогам 2017 г. на московский рынок качественной торговой недвижимости вышло пять объектов общей арендопригодной площадью 199 тыс. кв. м. Это самый низкий показатель ввода качественных торговых площадей за прошедшие 10 лет, говорится в отчете компании Knight Frank. 

15.01
Экспертный анализ

Каким торговым центрам Москвы нужна реновация?

Компания Colliers International проанализировала возрастную структуру рынка профессиональных торговых центров в России. Согласно результатам исследования, в Москве сосредоточена четверть всех качественных торговых площадей России, при этом больше трети рынка (36%) торговой недвижимости столицы испытывает очевидную потребность в качественных переменах. 
12.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre