Каким торговым центрам Москвы нужна реновация?

Компания Colliers International проанализировала возрастную структуру рынка профессиональных торговых центров в России. Согласно результатам исследования, в Москве сосредоточена четверть всех качественных торговых площадей России, при этом больше трети рынка (36%) торговой недвижимости столицы испытывает очевидную потребность в качественных переменах. 

По консервативным подсчетам, в последние 5 лет более 20 торговых центров Москвы общей площадью 1, 3 млн кв. м пережили либо находятся в стадии реновации. Тем не менее рынок торговой недвижимости Москвы существенно моложе, например, рынка Санкт-Петербурга, где на долю торговых центров старше 10 лет приходится 52% от всего предложения (GLA).

Экономическая ситуация и ускоряющийся темп жизни стимулируют участников рынка торговой недвижимости адаптироваться к изменяющейся реальности: проекты торговых центров все больше конкурируют друг с другом за потребителей с точки зрения качества концепций, оригинальности идей, наличия уникальных арендаторов. В первую очередь необходимость перемен почувствовали на себе торговые центры «первой волны», построенные в Москве более 10 лет назад. К таким проектам относятся топовые торговые центры, такие как «МЕГА», «Капитолий», а также ТРЦ «Европейский», ТЦ «Атриум» и ТЦ «Охотный ряд». В рамках проводимых реноваций собственники торговых центров особое внимание уделяют, например, зонам общественного питания, значительно преображая фуд-корты. Реконструкцию зон общепита уже провели такие торговые центры, как «МЕГА Теплый Стан», «МЕГА Химки», «Европейский» и «Метрополис».

Примеры редевелопмента торговых объектов в Москве пока единичны, поскольку требуют в первую очередь значительных инвестиций. К числу наиболее знаковых для столицы проектов можно отнести построенный МФК «Кунцево Плаза» на месте ТЦ «Капитолий» и реконструкцию (фактически редевелопмент) «Центрального Детского Магазина» на Лубянке. Если редевелопмент выступает самой крайней мерой, когда имеющийся объект сложно перезапустить без существенных вмешательств в конструктив здания, и применяется собственниками редко, то реконцепции, предполагающие смену позиционирования объекта на рынке, и реновации, например, с частичной ротацией арендаторов и ремонтом общественных зон, могут проводиться даже без закрытия торгового центра.

Существующие примеры уже проведенных реноваций и реконцепций на столичном рынке являются прямым подтверждением тому, что даже самые топовые торговые объекты в лучших локациях вынуждены подстраиваться под условия рынка. В одних случаях реконцепция может позволить объекту удержаться «на плаву» и сохранить свою рыночную нишу; в других — «перезагрузка» торгового центра дает возможность по-новому маркетировать объект и привлекать в него новые бренды, тем самым расширяя целевую аудиторию.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «По нашим оценкам, число «перезагрузок» торговых центров, будь то реновация, смена позиционирования или кардинальные перемены (реконцепция и реконструкция) либо новое строительство (редевелопмент), на столичном рынке в ближайшие годы будет расти. В условиях сокращения объема строительства новых торговых площадей ротация арендаторов в рамках подобных реноваций действующих торговых комплексов будет давать дополнительные площадки для развития ретейлеров. Вектор развития столичного рынка торговой недвижимости все больше будет смещаться от количественного роста в сторону повышения качества действующих объектов по мере их неизбежного устаревания — как физического, так и морального. Необходимость в реновации и реконструкции торговых объектов постепенно будет становиться необходимым условием выживаемости ТЦ и сохранения им своей рыночной ниши».



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Точка зрения

Как торговым центрам выдержать конкуренцию с Интернетом?

Ирина Авруцкая, консультант по развитию ресторанных сетей, основатель компании Like4Like Foodservice Consulting

13.11
Исследования рынка

Торговые площади - ввод минимален

По итогам 2017 г. в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 5 лет – порядка 800 тыс. кв. м, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне.

10.11
Экспертный анализ

Торговые центры забыли про молодежь

На московском рынке коммерческой недвижимости закрепился тренд на привлечение в ТЦ развлекательных операторов, ориентированных не только на семейных посетителей с детьми, но и на молодые пары, и на взрослых одиночек. Однако ниша качественных развлечений для взрослых, и главное — для молодежи, — еще недостаточно развита.

08.11

журнал CRE 9-10 (366-367)

1-31.05.2020
Читать журнал CRE в PDF: https://www.cre.ru/content/upload/journal/item/file/15905715155451.pdf Все на выход: этапы снятия, которых мы ждем Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, постепенное снятие ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, должно происходить в три этапа. Решение о переходе на тот или иной этап должно зависеть от коэффициента распространения эпидемии.   Оставить нельзя расторгнуть 22 мая Госдума РФ приняла в третьем чтении так назыв...

Популярное

Игроки рынка

MR Group построит технологичный офис для «Яндекса»

Штаб-квартиру «Яндекса» на месте гостиницы «Корстон» у Воробьевых гор построит компания MR Group.
 
27.05
События

Дождались!!!

Торговые центры откроются в Москве 1 июня.
 
29.05
Игроки рынка

Более 100 экспертов уже здесь на страницах свежего CRE. Качайте

Вышел свежий номер журнала CRE. 
27.05
Открытие

«Корпорация А.Н.Д.» открывает торговые центры

Компания объявила о начале работы более чем 250 арендаторов ТЦ «Фестиваль», «Калейдоскоп», «Петровский», «Смоленский пассаж», «Калужский» с 1 июня.

29.05
Назначения

У «Дикси» - новый исполнительный директор

Главным исполнительным директором ГК «Дикси» будет назначен Вячеслав Султанов.
 
27.05
Сделка

Амероп купил БЦ в центре Москвы

Компания, владеющая также офисно-торговым центром «Галерея» на Тверской и несколькими офисными центрами, пополнила портфель объектом площадью 6800 кв. м.

29.05
Сделка

«О`КЕЙ» купил гипермаркет «Карусели» в Петербурге

ГК «О`КЕЙ» расширяет свое присутствие в Северо-Западном регионе.
 
27.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre