Каким торговым центрам Москвы нужна реновация?

Компания Colliers International проанализировала возрастную структуру рынка профессиональных торговых центров в России. Согласно результатам исследования, в Москве сосредоточена четверть всех качественных торговых площадей России, при этом больше трети рынка (36%) торговой недвижимости столицы испытывает очевидную потребность в качественных переменах. 
6321

По консервативным подсчетам, в последние 5 лет более 20 торговых центров Москвы общей площадью 1, 3 млн кв. м пережили либо находятся в стадии реновации. Тем не менее рынок торговой недвижимости Москвы существенно моложе, например, рынка Санкт-Петербурга, где на долю торговых центров старше 10 лет приходится 52% от всего предложения (GLA).

Экономическая ситуация и ускоряющийся темп жизни стимулируют участников рынка торговой недвижимости адаптироваться к изменяющейся реальности: проекты торговых центров все больше конкурируют друг с другом за потребителей с точки зрения качества концепций, оригинальности идей, наличия уникальных арендаторов. В первую очередь необходимость перемен почувствовали на себе торговые центры «первой волны», построенные в Москве более 10 лет назад. К таким проектам относятся топовые торговые центры, такие как «МЕГА», «Капитолий», а также ТРЦ «Европейский», ТЦ «Атриум» и ТЦ «Охотный ряд». В рамках проводимых реноваций собственники торговых центров особое внимание уделяют, например, зонам общественного питания, значительно преображая фуд-корты. Реконструкцию зон общепита уже провели такие торговые центры, как «МЕГА Теплый Стан», «МЕГА Химки», «Европейский» и «Метрополис».

Примеры редевелопмента торговых объектов в Москве пока единичны, поскольку требуют в первую очередь значительных инвестиций. К числу наиболее знаковых для столицы проектов можно отнести построенный МФК «Кунцево Плаза» на месте ТЦ «Капитолий» и реконструкцию (фактически редевелопмент) «Центрального Детского Магазина» на Лубянке. Если редевелопмент выступает самой крайней мерой, когда имеющийся объект сложно перезапустить без существенных вмешательств в конструктив здания, и применяется собственниками редко, то реконцепции, предполагающие смену позиционирования объекта на рынке, и реновации, например, с частичной ротацией арендаторов и ремонтом общественных зон, могут проводиться даже без закрытия торгового центра.

Существующие примеры уже проведенных реноваций и реконцепций на столичном рынке являются прямым подтверждением тому, что даже самые топовые торговые объекты в лучших локациях вынуждены подстраиваться под условия рынка. В одних случаях реконцепция может позволить объекту удержаться «на плаву» и сохранить свою рыночную нишу; в других — «перезагрузка» торгового центра дает возможность по-новому маркетировать объект и привлекать в него новые бренды, тем самым расширяя целевую аудиторию.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «По нашим оценкам, число «перезагрузок» торговых центров, будь то реновация, смена позиционирования или кардинальные перемены (реконцепция и реконструкция) либо новое строительство (редевелопмент), на столичном рынке в ближайшие годы будет расти. В условиях сокращения объема строительства новых торговых площадей ротация арендаторов в рамках подобных реноваций действующих торговых комплексов будет давать дополнительные площадки для развития ретейлеров. Вектор развития столичного рынка торговой недвижимости все больше будет смещаться от количественного роста в сторону повышения качества действующих объектов по мере их неизбежного устаревания — как физического, так и морального. Необходимость в реновации и реконструкции торговых объектов постепенно будет становиться необходимым условием выживаемости ТЦ и сохранения им своей рыночной ниши».



иГРОКИ РЫНКА

Colliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Colliers

Материалы по теме

Точка зрения

Как торговым центрам выдержать конкуренцию с Интернетом?

Ирина Авруцкая, консультант по развитию ресторанных сетей, основатель компании Like4Like Foodservice Consulting

13.11
Исследования рынка

Торговые площади - ввод минимален

По итогам 2017 г. в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 5 лет – порядка 800 тыс. кв. м, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне.

10.11
Экспертный анализ

Торговые центры забыли про молодежь

На московском рынке коммерческой недвижимости закрепился тренд на привлечение в ТЦ развлекательных операторов, ориентированных не только на семейных посетителей с детьми, но и на молодые пары, и на взрослых одиночек. Однако ниша качественных развлечений для взрослых, и главное — для молодежи, — еще недостаточно развита.

08.11

журнал CRE 11-12 (389-390)

Июнь (1-2)
Журнала можно купить в редакции (тел. 8-499-490-04-79). Номер вышел при поддержке:   Алютех https://alutech-group.com/   MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru В НОМЕРЕ: Актуально ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД Насколько холодное противостояние лидеров России и Запада заморозило инвестиции     Тема номера КОРОННЫЕ ФОРМАТЫ Какие решения будут актуальны уже завтра?   Тенденции СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ В продуктовом ритейле продолжается консолидаци...

Популярное

Назначения

Kalinka Group усилила команду топ-менеджеров

Генеральным директором компании назначен Алексей Турундаев, Марат Набиуллин возглавит направление цифровой трансформации компании, Александр Сумкин назначен на пост технического директора, а Александр Шибаев, занимавший должность директора по консалтингу и аналитике, повышен до директора по развитию компании.

30.07
Открытие

Владимирский ТЦ «Черёмушки» сформировал стартовый пул «якорей»

Состав якорных арендаторов проекта возглавили супермаркеты SPAR (1 190 кв. м) и DNS (450 кв. м), семейный развлекательный центр федеральной сети «Скалалэнд» (375 кв. м), международный ресторан быстрого обслуживания KFC (210 кв. м).
02.08
Власть

В Петербурге попытаются открыть фуд-корты и «острова»

Беглов объявил о возобновлении работы фуд-кортов при 100% вакцинации сотрудников, обеспечении разделения входящих и выходящих потоков, а также контроле плотности не более 1 человека на 4 кв. м.
30.07
Переговоры

Accent Capital может приобрести бизнес-центр «Пионера»

Компания ведет переговоры о покупке одного из корпусов «Останкино Business Park» площадью 22 250 кв. м.
30.07
Сделка

Головной офис для «Самолета» построит Manufaqtury

Инвестиции в обустройство офисного пространства площадью 3 тыс. кв. м составят порядка 300 млн рублей.
02.08
Назначения

У Knight Frank есть Бонд, Алисса Бонд

Алисса займет должность директора отдела по представлению интересов арендаторов и покупателей департамента офисной недвижимости.
03.08
Игроки рынка

Выручка CBRE во втором квартале составила почти 6,5 млрд долларов

Центральный офис компании подвел итоги деятельности за 2 квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, выручка увеличилась на 20%, а чистая прибыль на 30% (в долларах США).
30.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre