Как управлять объектами с множеством собственников?

Мария Онучина, управляющий директор PM УК NAI Becar
 
5328
Как появляются объекты с множественностью собственников? До недавнего времени подобная практика была распространена в основном в региональных ТЦ. Сегодня же эта проблема тесно связана с переходом на баланс банков непрофильных активов, в том числе и торговых. Для банков владение, а уж тем более управление объектами не является основной деятельностью. Поэтому их основная задача – как можно скорее избавиться от активов, которые в большинстве своем доставались им в кризисный период от девелоперов, не справившихся с кредитными обязательствами.

На низком рынке реализовать объект одному собственнику практически невозможно, если, конечно, речь не идет о качественном объекте, расположенном в безупречной локации. Так вот, когда найти одного инвестора не получается, приходится распродавать объект по кусочкам.

В России можно найти массу объектов недвижимости – административные, торговые, производственные комплексы - с множественностью собственников. На некоторых из них есть мажоритарные акционеры, где-то их попросту нет. Все эти объекты объединяет одна большая проблема – отсутствие грамотной управляющей компании, способной удовлетворить потребности каждого из собственников не в ущерб качеству объекта.

Как правило, УК, занимающаяся на объекте управлением, либо сохранилась со времен застройщика, либо подчинена мажоритарному владельцу. А подстраиваясь под интересы монопольного владельца, управляющая компания априори не нацеливается на эффективность всего объекта.

Как итог – качество объекта начинает страдать, синергетический эффект арендаторов пропадает, а следом за ним и добавочная стоимость всех владельцев. Особенно критично это для торговой недвижимости, где четкая и выдержанная концепция играет ключевую роль. В противном случае интерес покупателей будет перенаправлен на более высококонкурентные проекты.

На каждом объекте рано или поздно наступает период капитального ремонта. К примеру, лифтовое оборудование пришло в негодность. А без ремонта его попросту нельзя эксплуатировать. В итоге арендаторы, размещающиеся на первых этажах, говорят, что им лифт не нужен, а арендаторы последних этажей без лифта не могут обходиться. Фактически финансирование этого капитального ремонта целиком и полностью ложится на их плечи.

Не имея единого органа, который находился бы на страже интересов всех собственников, о сохранении качества и имиджа объекта не может идти и речи.

NAI Becar имеет большой опыт управления объектами со множественностью собственников - МФК «Профсоюзная, 76», апарт-отель Vertical, БЦ «Станция», БЦ «Филитц» и пр. Мы в качестве решения предлагаем создавать на подобных объектах товарищества собственников недвижимости (ТСН).

В момент создания ТСН управляющей компанией предоставляется смета на текущие издержки и капитальный ремонт. Это общий бюджет, который в дальнейшем будет пропорционально распределяться на всех собственников объекта. Раз в год проходит собрание собственников, на котором решаются все ключевые вопросы: выбор УК, тарифы, отчетность, борьба с возражениями и пр.

Чаще всего на объекты нас привлекают сами собственники, которым принадлежат хотя бы 10% площадей, заинтересованные в том, чтобы качество услуг вкупе с их доходами постоянно увеличивались. Начинать работу с общения с собственником, владеющим меньшей долей, смысла нет. Вероятность того, что ему удастся повлечь за собой других владельцев площадей, ничтожно мала.
Заходя на объект, мы также предлагаем новую концепцию ТЦ, которая в дальнейшем будет работать на синергию всех собственников, а не каких-то конкретных. Соблюдение концепции приводит к синергии арендаторов, что в конечном счете повышает их арендные доходы и стоимость каждого конкретного магазина.

До недавнего времени в законодательстве отсутствовало такое понятие, как ТСН. Поэтому, когда объекты распродавались в розницу, найти нормативные документы, на которые можно было бы опереться в решении спорных моментов, было нереально. Сейчас это законодательство появилось. Наработалась, прежде всего, практика его применения. ТСН базируется на принципах ТСЖ, где существует согласованный свод правил, возможность выбора и смены УК, если та перестала качественно оказывать услуги, служить интересам объекта и его собственникам.

ТСН – это не панацея. Справиться с множеством собственников под силу далеко не каждому. Решающую роль здесь играют опыт и практические кейсы в портфеле УК, умение проводить собрания, договариваться, приходить к общему знаменателю, снимать напряжение и пр.


иГРОКИ РЫНКА

Онучина Мария

Материалы по теме

Точка зрения

Внешнее управление: отдавать или нет?..

Мария Онучина, управляющий директор PM УК NAI Becar

05.12
Точка зрения

Из интровертов в экстраверты, или Все об эволюции управляющих

Сегодня можно наблюдать тенденцию выхода старожилов инхаус-управления на внешний рынок. С чем связано подобное положение дел? Есть ли риски для клиента, решившего попробовать услуги компании, только-только вступившей «в рыночные отношения»? Об этом рассуждает Сергей Грибов, руководитель департамента управления и эксплуатации  RealJet. 

27.11
Точка зрения

Ольга Летютина: «Задача управляющей компании - работать в тесной связке с покупателем и арендатором»

Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент», в продолжение темы, затронутой в одном из наших материалов, рассуждает о том, как повысить посещаемость ТЦ.

12.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre