По мнению руководителя Управления коммерческой недвижимостью ГК «А101» Оксаны Моисеевой, основная причина – в особенностях ведения собственного бизнеса в области торговли и сфере услуг на новых городских территориях по сравнению с районами с давно сложившейся застройкой.
«Это общий тренд для любого крупного города России. В сформировавшейся локации конкурировать приходится и с торговыми центрами, кластер которых продолжает развиваться, и с покупательскими привычками: у большинства жителей уже давно есть любимый магазин или «свой» стоматолог. В этой ситуации развивать бизнес имеет смысл в местах с высоким пешеходным и транспортным потоком. В Москве по-настоящему интересными могут быть объекты в составе действующих или строящихся ТПУ, но таких сейчас крайне мало, а цена аренды зачастую слишком высока, особенно для начинающего бизнеса», - отметила Оксана Моисеева.
Вместе с тем, по ее словам, в новых районах всегда существует потребность хотя бы в базовом наборе объектов шаговой доступности, покупательские привычки населения только формируются, поэтому операторам коммерческих помещений легче сформировать пул постоянных клиентов, которые обеспечивают базу для дальнейшего развития. Это помогает девелоперам привлекать бизнес в новые локации и таким образом своевременно обеспечивать жителей необходимой инфраструктурой.
«ГК «А101» реализует в Новой Москве значительные по площади проекты - от 50 до 300 га. Их развитие ведется с равным акцентом на жилые и коммерческие помещения. Уже на стадии проектирования у нас есть довольно точный «портрет» покупателя квартир, понимание его потребностей и, соответственно, необходимого инфраструктурного наполнения. Поэтому на этой стадии мы обычно уже начинаем активную коммуникацию с базовым пулом операторов, чтобы нужные жителям объекты открывались параллельно с заселением сданных домов», - подчеркнула Оксана Моисеева.
При этом, добавила она, новые районы, как правило, характеризуются более однородным и социальным срезом. В частности, около 57% покупателей квартир в Новой Москве – это семейные люди в возрасте от 25 до 40 лет, часто с детьми.
«Это неплохо обеспеченные люди, их суммарный доход может достигать 150 тыс. руб. в месяц и больше. Нередко они переезжают из соседних районов Москвы – в том числе из ЮЗАО (26,4%) и ЮАО (12,2%) – потому что в данной локации они могут купить квартиру в новом жилом фонде и не потерять в разнообразии доступной инфраструктуры относительно прежнего места жительства. Другими словами, они готовы тратить деньги на качественные товары и услуги, и это делает их привлекательной аудиторией для бизнеса», - сказала Оксана Моисеева.
По словам эксперта ГК «А101», на этапе «раскрутки» территории застройщики привлекают операторов высоким качеством предложения. В числе основных ключевых преимуществ – тип планировки, высота потолков, наличие витрины, места для вывески и выделенной электрической мощности. Кроме того, уже на стадии проектирования застройщики стараются обеспечить большинству коммерческих помещений хорошие параметры проходимости.
«Застройщики Новой Москвы понимают хороший потенциал своих объектов и не стремятся заполнить их любой ценой. Поэтому арендные ставки могут быть даже выше, чем в некоторых районах внутри МКАД. Так, средняя арендная ставка в наших проектах составляет 19 500 руб. за кв. м в год, что обеспечивает окупаемость в течение 8,5 лет. Однако те, кто уже успел оценить перспективы локации, предпочитают не арендовать, а покупать коммерческие помещения», - отметила Оксана Моисеева.
Указанные факторы обеспечивают высокий темп продаж коммерческих помещений на первых этажах жилых комплексов в Новой Москве, который зависит не от структуры предложения, а от стадии строительства жилого комплекса.
«В период проектных работ может быть реализовано от 5% до 15% площадей. За 1,5-2 года, в течение которых строится дом, обычно продается около 40-50%, а на этапе финишной отделки и начала заселения жилой части - еще около 20%-30%. К этому моменту свободных лотов остается крайне мало, но и они раскупаются самое большее за год. При этом надо учитывать, что стоимость коммерческих помещений с момента открытия продаж растет примерно на 15% в год», - подчеркнула Оксана Моисеева.