От завода к ТЦ: новый формат старых зданий

Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»
 
6959
Прежде всего нам следует определиться с самим термином «торговый центр», который мы определяем как группу торговых предприятий, объединенных между собой архитектурно и функционально, спроектированных и обслуживающихся как единое целое. Мы не можем считать торговым центром набор разрозненных магазинов или торговых площадок, не имеющих общей системы безопасности и жизнеобеспечения (рынок, ряд киосков и т.д.). Печальные события недавнего прошлого показывают, что четкое понимание этого определения имеет также очень важные юридические последствия.

Существует огромное количество технических требований, которые предписывают и регламентируют проектирование и строительство торговых центров. Обязательными являются следующие требования.
  • Технологические требования: доступ к товарам, кассовым узлам, входам и выходам; рациональная организация пространства с точки зрения трафика посетителей; комфортный режим освещенности, акустики, температуры и влажности (системы отопления, вентиляции, кондиционирования).
  • Строительно-архитектурные требования: прочность несущих конструкций, поверхностей, фасада; внешний вид здания должен гармонично вписываться в окружающую городскую среду.
  • Экономические требования: снижение строительных и эксплуатационных расходов.
  • Удобный подъезд (в том числе технологические подъезды, грузовые площадки и т.д.) и достаточное количество машиномест на автомобильной стоянке.
  • Противопожарная безопасность: огнеупорные материалы, широкие проходы и достаточное количество запасных выходов, системы пожаротушения. Все это регулируется СНИПами 31.06.2009, 21-02-99 и т.д.
В современных условиях дороговизны недвижимости перепрофилирование под торговые центры промышленных объектов, старых заброшенных зданий и других неформатных объектов (как правило, в центральной части города) становится той единственной возможностью, которая позволяет собственнику ликвидно распоряжаться своим объектом.

Особенно это касается реконструкции, ведь она всегда дешевле нового строительства, но при условии сохранности несущей части здания. Да и получить разрешительные документы на реконструкцию быстрее и дешевле, чем на строительство с нуля.

Скажем, в сегменте офисов и апартаментов старые фабрики успешно перестраиваются в современные лофты. В качестве примера можно привести завод «Электролуч», ныне деловой центр, «Московский казенный винный склад №1», где теперь апарт-отель и бизнес-центр, завод резиновых изделий «Богатырь», ставший бизнес-центром «Красный богатырь», и множество других.

К тому же порой в центральных районах это единственный способ строительства, потому как многие старые здания имеют историческую ценность и не подлежат сносу. Более того, промышленные здания зачастую устроены так, что их новые функции очень органично вписываются в существующее пространство. А в плане безопасности старый кирпич куда больше подходит, чем новомодные сэндвич-панели.

Реконцепция возможна почти всегда. Чаще всего вопрос упирается в несущие конструкции. Там, где их мало, всегда можно сделать нарезку. А вот наоборот поступить не получится, несущие стены убирать нельзя. Это тот случай, когда возможно перепрофилирование здания под офисы, апартаменты и т.д.

В каждом конкретном случае будущая концепция использования здания определяется только после детального инженерно-технического обследования, где необходимо обратить внимание на такие важные детали, как состояние несущих конструкций, теплоизоляцию, экологическое состояние (химическое и даже радиационное загрязнение). Возможно, понадобится рекультивация территории, замена материалов и т.д.

В условиях городов-миллионников, особенно это касается Москвы, адаптированные под ретейл здания или просто старые постройки в центре вполне могут составить конкуренцию профессиональным ТРЦ. Эксперты все чаще прогнозируют, что торговые моллы, расположенные где-то в стороне от места проживания потенциальных покупателей, могут потерять свою популярность и уступить ее малым торговым центрам, расположенным в шаговой доступности. Это связано с изменением образа жизни и ценностей горожан. Люди все больше покупок совершают в интернете, они ценят свое время, и для посещения ТРЦ должны быть веские причины. А старые постройки как раз могут быть перепрофилированы в комплексы, где магазины соседствуют с современными библиотеками, кафе, образовательными центрами и т.д.

Станет ли перепрофилирование трендом? На примере Москвы можно смело сказать «да».

В регионах мы наблюдаем схожие проблемы, хоть и в меньших масштабах: города растут, на дорогах пробки, многие промышленные и административные здания в центре потеряли свое назначение. Меняются и запросы жителей городов, уже не так легко «заманить» их в стоящий на окраине большой ТЦ. Перепрофилирование старых зданий может стать ответом на эти и другие потребности российских городов.
 


иГРОКИ РЫНКА

КБК Проект

Костин Василий

Архитектура

КБК Проект

Материалы по теме

Экспертный анализ

Зачем бизнес-центры перепрофилируют в апартаменты?

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. 
25.12
Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10
Точка зрения

Эффективная реконцепция: мнение проектировщика

Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»

04.09

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 ноября)

Изменения в топ-менеджменте «Самолета», старт проекта Tate с жильем и офисами, коворкинг в «Мёбельбурге», итоги 15-летней работы РАД, термы в Ростове-на-Дону, распродажа активов «Почты России» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
24.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: RRG
Проект

RRG привела термы в Ростов-на-Дону

Компания RRG стала автором идеи термального городского курорта в Ростове-на-Дону.
 
19.11
Источник: CRE
Аукцион

«Почта России» распродает недвижимые активы

На аукцион выставлено недвижимое имущество АО «Почта России» в Москве.
 
 
19.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Мелочь пузатая: почему бум продажи офисов в нарезку может выйти рынку боком

Продажи офисов в мелкую нарезку уже названы рекордными за всю историю наблюдений. В сегмент особенно активно выходят непрофильные игроки и «диванные» инвесторы, ранее предпочитавшие более понятные активы в виде квартир, сервисных апартаментов и помещений в стрит-ритейле. Однако отдельные эксперты убеждены, что массовая реализация лотов «по мелочи» ставит под угрозу сам рынок институциональной недвижимости и ещё выйдет всем боком, а у распроданных по модели даже цивилизованных «шанхаев» бизнес-центров значительно снизится инвестиционная привлекательность.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Приключения электроники: как обслуживание людей людьми становится роскошью и изменяет рынки

На фоне усиливающегося кадрового голода, зарплатных гонок и постоянной оптимизации бизнесами всего и вся, уходит или максимально сокращается любая работа людей с людьми, становясь одним из основных конкурентных преимуществ и даже роскошью. «Тотальная цифровизация» – от касс самообслуживания и роботов на горячих линиях до электронной регистрации в гостиницах и заказов в ресторанах – впрочем, уже много лет назад называлась экспертами «решениями для бедных», и практически же единственным выходом с годами – для любого бизнеса в массовом, среднем минус и среднем сегментах. Среднестатистического клиента – в магазинах, банках, отелях и ресторанах – «глухая цифровая стена» давно раздражает, и он ищет для себя возможности покупок/заказов/услуг там, где роботизация пока минимальна. Тренд усиливается не только в классическом ритейле, индустрии гостеприимства и оффлайн-услугах, но и, казалось бы, в оцифрованном по праву рождения e-commerce, уже начинающем подавать быстрое подключение человека и решение вопросов с живыми специалистами как маркетинговую фишку.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
21.11
Источник: Пресс-служба Кокон
Сделка

Новые сделки OF.RU

Команда OF.RU (Ассоциация Кокон) рассказала о новых сделках.
 
20.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre