От завода к ТЦ: новый формат старых зданий

Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»
 
6119

Прежде всего нам следует определиться с самим термином «торговый центр», который мы определяем как группу торговых предприятий, объединенных между собой архитектурно и функционально, спроектированных и обслуживающихся как единое целое. Мы не можем считать торговым центром набор разрозненных магазинов или торговых площадок, не имеющих общей системы безопасности и жизнеобеспечения (рынок, ряд киосков и т.д.). Печальные события недавнего прошлого показывают, что четкое понимание этого определения имеет также очень важные юридические последствия.

Существует огромное количество технических требований, которые предписывают и регламентируют проектирование и строительство торговых центров. Обязательными являются следующие требования.
  • Технологические требования: доступ к товарам, кассовым узлам, входам и выходам; рациональная организация пространства с точки зрения трафика посетителей; комфортный режим освещенности, акустики, температуры и влажности (системы отопления, вентиляции, кондиционирования).
  • Строительно-архитектурные требования: прочность несущих конструкций, поверхностей, фасада; внешний вид здания должен гармонично вписываться в окружающую городскую среду.
  • Экономические требования: снижение строительных и эксплуатационных расходов.
  • Удобный подъезд (в том числе технологические подъезды, грузовые площадки и т.д.) и достаточное количество машиномест на автомобильной стоянке.
  • Противопожарная безопасность: огнеупорные материалы, широкие проходы и достаточное количество запасных выходов, системы пожаротушения. Все это регулируется СНИПами 31.06.2009, 21-02-99 и т.д.
В современных условиях дороговизны недвижимости перепрофилирование под торговые центры промышленных объектов, старых заброшенных зданий и других неформатных объектов (как правило, в центральной части города) становится той единственной возможностью, которая позволяет собственнику ликвидно распоряжаться своим объектом.

Особенно это касается реконструкции, ведь она всегда дешевле нового строительства, но при условии сохранности несущей части здания. Да и получить разрешительные документы на реконструкцию быстрее и дешевле, чем на строительство с нуля.

Скажем, в сегменте офисов и апартаментов старые фабрики успешно перестраиваются в современные лофты. В качестве примера можно привести завод «Электролуч», ныне деловой центр, «Московский казенный винный склад №1», где теперь апарт-отель и бизнес-центр, завод резиновых изделий «Богатырь», ставший бизнес-центром «Красный богатырь», и множество других.

К тому же порой в центральных районах это единственный способ строительства, потому как многие старые здания имеют историческую ценность и не подлежат сносу. Более того, промышленные здания зачастую устроены так, что их новые функции очень органично вписываются в существующее пространство. А в плане безопасности старый кирпич куда больше подходит, чем новомодные сэндвич-панели.

Реконцепция возможна почти всегда. Чаще всего вопрос упирается в несущие конструкции. Там, где их мало, всегда можно сделать нарезку. А вот наоборот поступить не получится, несущие стены убирать нельзя. Это тот случай, когда возможно перепрофилирование здания под офисы, апартаменты и т.д.

В каждом конкретном случае будущая концепция использования здания определяется только после детального инженерно-технического обследования, где необходимо обратить внимание на такие важные детали, как состояние несущих конструкций, теплоизоляцию, экологическое состояние (химическое и даже радиационное загрязнение). Возможно, понадобится рекультивация территории, замена материалов и т.д.

В условиях городов-миллионников, особенно это касается Москвы, адаптированные под ретейл здания или просто старые постройки в центре вполне могут составить конкуренцию профессиональным ТРЦ. Эксперты все чаще прогнозируют, что торговые моллы, расположенные где-то в стороне от места проживания потенциальных покупателей, могут потерять свою популярность и уступить ее малым торговым центрам, расположенным в шаговой доступности. Это связано с изменением образа жизни и ценностей горожан. Люди все больше покупок совершают в интернете, они ценят свое время, и для посещения ТРЦ должны быть веские причины. А старые постройки как раз могут быть перепрофилированы в комплексы, где магазины соседствуют с современными библиотеками, кафе, образовательными центрами и т.д.

Станет ли перепрофилирование трендом? На примере Москвы можно смело сказать «да».

В регионах мы наблюдаем схожие проблемы, хоть и в меньших масштабах: города растут, на дорогах пробки, многие промышленные и административные здания в центре потеряли свое назначение. Меняются и запросы жителей городов, уже не так легко «заманить» их в стоящий на окраине большой ТЦ. Перепрофилирование старых зданий может стать ответом на эти и другие потребности российских городов.
 


иГРОКИ РЫНКА

КБК Проект

Костин Василий

Архитектура

КБК Проект

Материалы по теме

Экспертный анализ

Зачем бизнес-центры перепрофилируют в апартаменты?

Офисный сегмент Москвы пополняется квадратными метрами, несмотря на нестабильность экономики. Девелоперы продолжают анонсировать новые проекты, объемы застройки у многих из них не снижаются несмотря на то, что рынок становится все ближе к перенасыщению. 
25.12
Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10
Точка зрения

Эффективная реконцепция: мнение проектировщика

Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»

04.09

журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: CRE
События

Office Development Brunch: Классический офисный рынок умер, да здравствует новый офисный рынок?

На офисном рынке один вызов сменяется другим, а понимание того, что на самом деле происходит, к чему всем участникам готовиться – разнится у всех игроков. На новом мероприятии, организованном CRE Events, мы постарались схлестнуть консультантов с инвесторами, девелоперов с арендаторами, строителей с собственниками, чтобы привести тот хаос, который еще есть на рынке к какому-то общему знаменателю. Получилось ли у нас? – читайте в этом отчете или смотрите в полном видео конференции.
22.03
Источник: Radius Group
Сделка

«Русский свет» озарит «Южные врата»

Поставщик электротехнического оборудования и светотехники арендовал в индустриальном парке под управлением Radius Group блок площадью 32 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила NF Group.
23.03
Источник: Пресс-служба NF Group
Сделка

Алкогольная компания арендовала склад в «Логопарке Шушары»

Алкогольная компания LADOGA арендовала 7 000 кв. м в СК «Логопарк Шушары» в Санкт-Петербурге.
 
20.03
Источник: Пресс-служба X5 Group
Игроки рынка

X5 Group обнародовала финансовые результаты-2022

Выручка X5 за 2022 год выросла на 18,2%.
 
20.03
Источник: CRE
Проект

«Крост» позовет бизнес в Коммунарку

Девелопер планирует построить МФК на 190 тыс. кв. м в административно-деловом центре «Коммунарка», который по замыслу столичных властей должен стать аналогом «Москва-Сити».
23.03
Источник: Пресс-служба КОКОН
Сделка

Mezon Plaza приняла инвесторов

В БЦ Mezon Plaza в Петербурге появился новый арендатор.
 
20.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre