Аутентичные лофты снова в цене

Обаяние потрепанных красно-кирпичных стен, огромные окна в пол, потолки «до небес» и открытые коммуникации – сегодня мы больше знаем о лофте как об интерьерном стиле, популярном последние пять лет. Однако настоящий лофт, а не его искусная стилизация, – это жилье на месте бывших заводов и фабрик.
6384
Спрос на такую недвижимость пока небольшой, да и реализация затруднена, тем не менее эксперты УК «Мультимекс» находят формат перспективным.

От выставки до дома

Лофтами называют промышленные здания, перепрофилированные под коммерческую или жилую функции. Как офисно-деловая застройка и творческие кластеры направление развивается с начала нулевых. Это сугубо коммерческая история, которая получила стремительный толчок за последние два года. Среди ярких примеров – московский «Винзавод», функционирующий как выставочная зона, объединившая бизнес-центры и жилье «Даниловская мануфактура», дизайн-завод «Флакон», «Красный октябрь» и т.п. Есть и другие бизнес-модели с коммерческой недвижимостью: преобразование бывших промышленных зданий в торговые центры. Не отстает и Петербург, где каждый год анонсируется новый особняк, переделанный под креативно-образовательное пространство.  «Голицын Лофт», «Красный треугольник», «Арт Муза», «Третий кластер», «Бертгольд-центр» и другие места имеют все шансы потеснить популярность петербургских «Этажей» и «Ткачей».



С лофтовым жильем все не так просто. «Условно его можно разделить на редевелопмент промышленных объектов, имеющих историческую ценность и без таковой, и новодел, позиционирующий себя как лофт, но имеющий с ним лишь стилевое сходство. В последнем случае подразумевается только архитектурно-планировочное решение: высокие потолки, широкие оконные проемы, открытые коммуникации, свободная планировка, - позволяющее реализовать индивидуальный дизайн», - говорит Андрей Пригульный, руководитель УК «Мультимекс». Это деление также известно как hard и soft loft.

Лофту в его истинном смысле - более 70 лет, формат жилья появился вследствие Великой депрессии в США. В помещениях разоренных заводов селились бедные художники, писатели, небогатые и неприхотливые в быту. И только спустя несколько лет лофт разглядели богачи, а на российский рынок он вышел в начале нулевых уже в статусе дорогого жилья.
 
Активно популяризоваться формат начал в 2010-х, когда девелоперы увидели потенциал перепрофилирования зданий в исторической части города. Инвестиционную привлекательность обеспечили подъемная цена реконструкции и удачная локация, и сейчас такие объекты продаются не ниже чем бизнес-класс. Девелоперы увидели, что аутентичный лофт – это прекрасная возможность отстроиться от конкурентов и позиционировать проект как уникальный, со своей особенной историей. Однако ожидания бизнесменов в тот момент не совпали с реальностью. «Юридические сложности продажи лофтов (предварительные договоры, договоры инвестирования) никак не защищали покупателей недвижимости, в результате кризиса 2014 г. многие объекты приостановились, а спрос покупателей переориентировался на более понятные схемы долевого участия», - отмечает Андрей Пригульный.

Недешевое удовольствие

Прошло несколько лет, и предпочтения изменились. Страна оправляется от кризиса, потребители выставляют все более жесткие требования к жилью. Помимо творческих людей, которые готовы жить в больших пространствах, более напоминающих огромные мастерские, – а именно таковыми являются лофты, - форматом заинтересовались молодые успешные люди, который видели, как такое жилье представлено за рубежом, и хотят получить нечто сходное. Но многие застройщики сохраняют скептичный настрой, и ясно почему. Представим типичный лофт – это огромные пролеты, громадные окна, массивные балки и полное отсутствие зонирования. Жилье, мягко сказать, не для массового пользователя. Пока в России, особенно в регионах, силен стереотип: то, что переделано, – всегда хуже нового, любой проект требует тщательного  анализа спроса.

«В реализации жилой лофт очень сложен. Мероприятие это отнюдь не дешевое, поэтому чаще всего старые особняки со статусом «памятника» переделываются под бизнес-центры. Если статус отсутствует, легче и дешевле снести здание со сложными промышленными планировками, чем адаптировать его под новую функцию, оставив интерьерные элементы, как, впрочем, многие и поступают. Гораздо проще переоборудовать завод под торговлю или офисы – достаточно вынести старое оборудование, расставить перегородки, развести коммуникации и выполнить отделку», - говорят аналитики УК «Мультимекс».



Реконструкция промышленного объекта под жилье включает разработку проекта, создание инженерной инфраструктуры и ремонт помещений. К подготовительным работам относятся обследование состояние конструктива и коммуникаций, разработка архитектурной концепции, прохождение экспертизы и расчет экономичной модели – только на эти работы закладывается порядка 7-10 тыс. руб. за метр. Часто старые помещения требуют полной замены электрооборудования и систем отопления. Если показаны работы по усилению фундамента, изменения придется вносить в кадастровый паспорт объекта. Переделки конструктива – самая непредсказуемая и затратная часть. Загрязненные химикатами здания необходимо санировать, а землю рекультивировать. Если дом числится памятником, представляющим историческую ценность, получить разрешительную документацию будет труднее и дороже. Все изменения должны быть согласованы в профильных комитетах. В этом случае работы по реконструкции разрешается проводить только лицензированным компаниям. Бюджет также может увеличиться, если здание признают аварийным. Сложности появляются и с окружающей средой: для обеспечения спроса важно обеспечить если не инфраструктуру, то хотя бы минимальное благоустройство двора. Объем работ зависит от каждого конкретного случая.   

«В среднем цена реконструкции объекта вместе с отделкой начинается от 200 тыс. руб. за кв. м и зависит от множества факторов. Если сдать объект без внутренней отделки, а лофт это допускает, удастся значительно сэкономить. Но есть и плюсы. Реконструкция старых зданий занимает гораздо меньше времени, нежели снос и строительство нового жилья, и обычно не превышает 2 лет», - отмечает Андрей Пригульный.

Обязательные расходы

Любой лофт – это коммерческая площадь: офисная, торговая, или апартаменты. Налоговая ставка зависит от типа здания и варьируется от 0,5% до 2% от кадастровой стоимости в год. Например, если апартаменты строятся на месте фабрики и классифицируются как гостиничные, то налог рассчитывается по ставке 0,5%, если здание занимал НИИ, придется платить 2 %. Покупаете жилье в многофункциональном комплексе, готовьтесь к ставке в 2%.

«Объем коммунальных платежей уместно сравнивать с офисными помещениями, а это примерно на 20% дороже обычной квартиры. В перечень услуг входят уборка и благоустройство общественной территории, содержание консьержки, службы безопасности и объектов инфраструктуры, эксплуатация инженерных систем, вывоз мусора и т.д. Платежи делятся между проживающими, и если их немного, стоимость будет увеличена. В среднем – порядка 150-200 руб. за кв. м», - говорят в УК «Мультимекс».
 
Продолжение следует


Материалы по теме

Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10
Рейтинг

Лучшие лофт-комплексы Москвы

Поскольку рынок офисной недвижимости в Москве невероятно вырос, а арендатор стал более искушенным и требовательным, возрос спрос на нетрадиционные офисные помещения, например, в стиле «лофт». Первые офисные здания в этом стиле появились в начале 2000 г. Большинство из них – это бывшие текстильные фабрики и производственные помещения, построенные в 19-м веке, расположенные вблизи ТТК, вдоль набережных Яузы и Москвы-реки.

26.01
Точка зрения

Как спрос на лофты меняет рынок недвижимости Москвы

Юрий Юдаков, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ILM

29.08

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre