Как работать с удаленными сотрудниками, чтобы не просрочить дедлайны и не потерпеть фиаско?

Екатерина Элекчян, юрист практики трудового права международной юридической фирмы CMS, Россия
 
6978
Если у работодателя возникает необходимость принять на работу удаленного сотрудника, то у него имеются два варианта оформления трудового договора – это трудовой договор о надомной работе или трудовой договор о дистанционной работе. До введения в Трудовой кодекс положений о дистанционной работе большинство работодателей оформляли с удаленными работниками договоры о надомной работе, поскольку альтернатива отсутствовала. Вариант надомной работы иногда используется и сейчас.

С практической точки зрения трудовой договор о дистанционной работе более удобен и лучше защищает интересы работодателя. Дистанционный труд является более современной формой оформления трудовых отношений с удаленными работниками, которая имеет ряд преимуществ, в частности, в отношении ведения кадрового документооборота. Трудовой договор о дистанционной работе можно подписать в электронной форме при наличии у работника и работодателя усиленных квалифицированных электронных подписей. Несмотря на возможность подписания договора в электронной форме, работодатель, тем не менее, обязан направить работнику должным образом оформленный трудовой договор на бумажном носителе. Однако требование о направлении работнику документов на бумажном носителе не распространяется на другие кадровые документы, такие как должностная инструкция, приказ о приеме на работу, различные уведомления и распоряжения, а также на ознакомление работника с локальными нормативными актами работодателя. Все эти документы можно оформлять только в электронном виде. Кроме того, с дистанционным работником можно договориться о том, что работодатель не будет вносить записи в его трудовую книжку.



На практике работодатели зачастую не желают получать усиленные квалифицированные электронные подписи и организовывать получение таких подписей для своих дистанционных работников. Тем самым они отказываются от возможности применения электронного документооборота с дистанционными работниками и оформляют все документы на бумажных носителях с их пересылкой работнику по почте. На наш взгляд, такой подход является менее предпочтительным в долгосрочной перспективе, поскольку электронный документооборот позволит работодателю оптимизировать дальнейшее взаимодействие с дистанционным работником. В отношении надомных работников все документы работодателю придется оформлять на бумаге в связи с тем, что законодательство не предусматривает возможность подписания с ними документов в электронном виде.

Что касается режима и объема работы удаленных работников, то работодателю следует четко зафиксировать данные вопросы в трудовом договоре. Это необходимо для контроля за работой дистанционных и надомных работников и минимизации рисков возникновения спорных ситуаций. В соответствии с Трудовым кодексом, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено его трудовым договором. Надомные работники, как правило, также самостоятельно определяют свой режим работы. В связи с этим, если работодатель желает зафиксировать определенный режим работы дистанционного или надомного работника, то ему необходимо сделать это в трудовом договоре.



Для осуществления контроля работодателю следует детально регламентировать обязанности дистанционного или надомного работника, порядок взаимодействия между работодателем и работником, порядок и сроки сдачи работы и требования к ее качеству, зафиксировать обязанность работника представлять отчеты о выполненной работе и быть доступным для связи в определенные часы в течение рабочего дня. Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений в отношении установления системы оплаты труда надомных и дистанционных работников. Работодатель может оплачивать их труд как сдельно, так и повременно. Обычно, если надомный работник осуществляет изготовление каких-либо изделий на дому, ему устанавливают сдельную систему оплаты труда, когда работник получает оплату в зависимости от количества изготовленных изделий. Если же должностные обязанности удаленного работника не связаны с изготовлением изделий, то работодатели устанавливают такому работнику повременную систему оплаты труда (почасовую ставку, должностной оклад).
 
 
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Работе из дома мешают семья, питомцы и посторонние звуки

Какие факторы больше всего мешают людям выполнять работу в домашних условиях, выяснили аналитики компании Регус.

17.08
Точка зрения

Как заставить подчиненных работать?

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров «МОЙ КАБИНЕТ»

19.07
Точка зрения

Удаленная работа как запрос времени

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров МОЙ КАБИНЕТ 

16.01

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: CRE
Игроки рынка

РАД реализовал имущества более чем на 1,25 трлн рублей

Аукционный дом подвел итоги за 15 лет своего существования.
18.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre