Как работать с удаленными сотрудниками, чтобы не просрочить дедлайны и не потерпеть фиаско?

Екатерина Элекчян, юрист практики трудового права международной юридической фирмы CMS, Россия
 
6896
Если у работодателя возникает необходимость принять на работу удаленного сотрудника, то у него имеются два варианта оформления трудового договора – это трудовой договор о надомной работе или трудовой договор о дистанционной работе. До введения в Трудовой кодекс положений о дистанционной работе большинство работодателей оформляли с удаленными работниками договоры о надомной работе, поскольку альтернатива отсутствовала. Вариант надомной работы иногда используется и сейчас.

С практической точки зрения трудовой договор о дистанционной работе более удобен и лучше защищает интересы работодателя. Дистанционный труд является более современной формой оформления трудовых отношений с удаленными работниками, которая имеет ряд преимуществ, в частности, в отношении ведения кадрового документооборота. Трудовой договор о дистанционной работе можно подписать в электронной форме при наличии у работника и работодателя усиленных квалифицированных электронных подписей. Несмотря на возможность подписания договора в электронной форме, работодатель, тем не менее, обязан направить работнику должным образом оформленный трудовой договор на бумажном носителе. Однако требование о направлении работнику документов на бумажном носителе не распространяется на другие кадровые документы, такие как должностная инструкция, приказ о приеме на работу, различные уведомления и распоряжения, а также на ознакомление работника с локальными нормативными актами работодателя. Все эти документы можно оформлять только в электронном виде. Кроме того, с дистанционным работником можно договориться о том, что работодатель не будет вносить записи в его трудовую книжку.



На практике работодатели зачастую не желают получать усиленные квалифицированные электронные подписи и организовывать получение таких подписей для своих дистанционных работников. Тем самым они отказываются от возможности применения электронного документооборота с дистанционными работниками и оформляют все документы на бумажных носителях с их пересылкой работнику по почте. На наш взгляд, такой подход является менее предпочтительным в долгосрочной перспективе, поскольку электронный документооборот позволит работодателю оптимизировать дальнейшее взаимодействие с дистанционным работником. В отношении надомных работников все документы работодателю придется оформлять на бумаге в связи с тем, что законодательство не предусматривает возможность подписания с ними документов в электронном виде.

Что касается режима и объема работы удаленных работников, то работодателю следует четко зафиксировать данные вопросы в трудовом договоре. Это необходимо для контроля за работой дистанционных и надомных работников и минимизации рисков возникновения спорных ситуаций. В соответствии с Трудовым кодексом, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено его трудовым договором. Надомные работники, как правило, также самостоятельно определяют свой режим работы. В связи с этим, если работодатель желает зафиксировать определенный режим работы дистанционного или надомного работника, то ему необходимо сделать это в трудовом договоре.



Для осуществления контроля работодателю следует детально регламентировать обязанности дистанционного или надомного работника, порядок взаимодействия между работодателем и работником, порядок и сроки сдачи работы и требования к ее качеству, зафиксировать обязанность работника представлять отчеты о выполненной работе и быть доступным для связи в определенные часы в течение рабочего дня. Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений в отношении установления системы оплаты труда надомных и дистанционных работников. Работодатель может оплачивать их труд как сдельно, так и повременно. Обычно, если надомный работник осуществляет изготовление каких-либо изделий на дому, ему устанавливают сдельную систему оплаты труда, когда работник получает оплату в зависимости от количества изготовленных изделий. Если же должностные обязанности удаленного работника не связаны с изготовлением изделий, то работодатели устанавливают такому работнику повременную систему оплаты труда (почасовую ставку, должностной оклад).
 
 
 


Материалы по теме

Исследования рынка

Работе из дома мешают семья, питомцы и посторонние звуки

Какие факторы больше всего мешают людям выполнять работу в домашних условиях, выяснили аналитики компании Регус.

17.08
Точка зрения

Как заставить подчиненных работать?

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров «МОЙ КАБИНЕТ»

19.07
Точка зрения

Удаленная работа как запрос времени

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров МОЙ КАБИНЕТ 

16.01

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre