Концепция смарт-сити тесно связана с необходимостью оптимизировать коммуникации. Одна из проблем – доставка малогабаритных грузов, которые занимают до 90% от грузооборота в масштабах города, с помощью трубопроводов сверхмалого диаметра.
Все школы современного урбанизма сходятся в том, что главная проблема городов – перегруженность автотранспортом. Борьба с машинами идет при помощи платных дорог и платных парковок. Грузовики не пускают в центр. Большие потоки приходится дробить на маленькие. Все эти меры приводят только к увеличению конечной стоимости груза.
Для того, чтобы доставить условный килограмм овощей, по городу приходится перемещать еще и вес водителя, и еще несколько тонн веса его автомобиля. Огромное количество времени и энергии тратится впустую. А между тем, порядка 90% существующих товаров можно доставить по трубе диаметром не более 15 см.
Трубопроводные технологии для снижения интенсивности городского и междугороднего транспорта широко разрабатываются в мире. Самая знаменитая - Hyperloop Илона Маска. Это проект скоростного вакуумного поезда, где при помощи магнитов и вентиляторов по трубе перемещаются алюминиевые капсулы. Проект Илона Маска предназначен для пассажирских перевозок между городами.
Некоторые могут вспомнить систему пневматической почты, широко распространенную в городах с середины XIX до середины XX вв., и, кстати, в последнее время ставшую вновь популярной при строительстве офисных зданий в Европе и США.
Компания DHL – мировой лидер логистического рынка – уже несколько лет подряд включает раздел о товарных трубопроводах в свои исследования. По мнению DHL, в ближайшие пять лет в мире должна появиться уже хотя бы одна полностью функционирующая технология.
Конкуренты трубопроводов
Главными конкурентами «товарного метро» являются дроны, другая ветвь эволюции систем доставки. С их помощью доставка стала быстрее и дешевле.
Но в перспективе минусы дронов смогут свести на нет этот вид доставки. По мере роста потребления в небе станет просто тесно. В условиях плотной городской среды безопасность дронов вызывает вопросы, особенно в том, что касается грузовых перевозок.
Более того, дроны являются очень дорогой «игрушкой» из расчета к объему перевозимого груза (на данный момент максимальный вес груза для дронов в компании AMAZON - 2,4 кг), и потеря каждого 10-го или 20-го дрона должна вызывать у инвесторов такую же оторопь, как потеря каждого 10-го или 20-го грузовика в любой транспортной компании.
Перспективы наземных или подземных трубопроводов более радужные. Герметичная капсула не может упасть на голову, быть сбита или столкнуться с другой, летящей навстречу капсулой.
Российская разработка
Российская технология Maxitube призвана связывать между собой здания: жилые дома и супермаркеты, школы и больницы, муниципальные службы и офисные центры. Это своего рода «товарное метро» - как и обычное метро, оно не обязательно проходит под землей.
Концепция была создана в 2012 г. – кстати, на год раньше, чем Hyperloop. Первоначальные разработки связаны с использованием «локомотивов» на магнитной подушке. Но оказалось, что, когда во главе угла стоит «доставка последней мили», то есть до конечного получателя, пытаться управлять магнитным полем - слишком неудобно и дорого. Преимущество «локомотива» на магнитной подушке в том, что его можно разогнать до 800 км/ч, но такой потребности в городских условиях нет. Второй этап разработок связан с механикой и робототехникой.
Сегодня прототип Maxitube представляет собой роботизированную транспортную систему, в которой товары доставляются при помощи электричества в тележках/вагонетках, представляющих собой закрытые пассивные капсулы-контейнеры. Все узлы системы спроектированы так, чтобы не было падений и ударов грузового контейнера. Яйца, при условии, что они идут в гофротаре, не разобьются.
В существующем прототипе размер контейнера - диаметр 135 мм, длина 310, то есть можно отправить бутылку шампанского. Мы можем увеличивать диаметр трубы и соответственно размер контейнера под заказчика. Диаметр трубы 200 мм позволяет монтировать систему в уже построенных зданиях.
Трубопровод может быть как подземным, так и наземным, это делает систему Maxitube более гибкой, позволяет ей приспосабливаться к результатам геодезической разведки. При этом в случае «пробки» или падения давления ремонт трубопровода может быть так же легок, дешев и оперативен, как ремонт обычного теплопровода.
Мы обсуждали наш проект с довольно широким кругом аналитиков, представителей строительного сообщества, урбанистов, ретейлеров. Из промышленников это Siemens и Skoda. Из консалтинга - Ernst&Young. Из строительного сообщества – строительные компании, работающие в Северной Америке и в России. Из урбанистов - представители городских администраций Дрездена, Вены, Праги и т.д. Из ретейлеров -- «Ашан». Отношение - в основном осторожно-благожелательное: ожидают первых примеров эксплуатации системы. Они – не за горами.
Проектирование осуществляется следующим образом: берется проект здания, проектируются трассы, узлы, помещение для выгрузки/погрузки. Дальше – согласование с генеральным проектировщиком - такое же, как и любой другой инженерной системы здания: водопровода, системы пожаротушения, охранной сигнализации и др.
Проектирование в масштабах городского района схоже с проектированием водопроводной системы. Нужны траншеи для укладки труб, колодцы, места подключения сети питания, места для контроллеров - все это накладывается на план застройки.
Сегодня проект можно проектировать только в масштабах здания – сразу перенести его на район нельзя, так как требуется сертификация и разработка схем подключения.
Цена прокладки трубы по технологии Maxitube, по нашим расчетам, близка к стоимости монтажа обычной водопроводной трубы, то есть к 5 дол. за квадратный метр. Итоговая же стоимость 1 кв. м Maxitube, с учетом всех работ, составляет около 100 дол. Проект может увеличить стоимость возводимого жилья и стать маркетинговым инструментом: наверное, многим захочется жить в квартире будущего, где товары доставляются по пневмотрубе прямо в холодильник.
Мировые аналоги
В мире есть целый несколько технологических разработок, осуществляемых в той же нише, что и Maxitube. Например, швейцарская Cargo Sous Terrain уже готовится запустить пилотный трубопровод по маршруту Нидербипп-Херкинген-Цюрих - срок окончательного ввода проекта в эксплуатацию обозначен как 2040 год. Но это трубопровод для больших грузов.
Немецкая CargoCap испытывает прототип, но пока не смогла найти инвестиции на запуск. Минусом проекта является отсутствие доставки конечному потребителю и невозможность работать в формате p2p.
Британская Mole также не работает в формате p2p и не предназначена для доставки товара конечному потребителю. Англичане находятся на стадии испытания прототипа, который, в отличие от Maxitube, является сугубо наземной системой, тогда как российский товаропровод может быть и подземным. Это открывает для российского технологического решения большие перспективы.
Все школы современного урбанизма сходятся в том, что главная проблема городов – перегруженность автотранспортом. Борьба с машинами идет при помощи платных дорог и платных парковок. Грузовики не пускают в центр. Большие потоки приходится дробить на маленькие. Все эти меры приводят только к увеличению конечной стоимости груза.
Для того, чтобы доставить условный килограмм овощей, по городу приходится перемещать еще и вес водителя, и еще несколько тонн веса его автомобиля. Огромное количество времени и энергии тратится впустую. А между тем, порядка 90% существующих товаров можно доставить по трубе диаметром не более 15 см.
Трубопроводные технологии для снижения интенсивности городского и междугороднего транспорта широко разрабатываются в мире. Самая знаменитая - Hyperloop Илона Маска. Это проект скоростного вакуумного поезда, где при помощи магнитов и вентиляторов по трубе перемещаются алюминиевые капсулы. Проект Илона Маска предназначен для пассажирских перевозок между городами.
Некоторые могут вспомнить систему пневматической почты, широко распространенную в городах с середины XIX до середины XX вв., и, кстати, в последнее время ставшую вновь популярной при строительстве офисных зданий в Европе и США.
Компания DHL – мировой лидер логистического рынка – уже несколько лет подряд включает раздел о товарных трубопроводах в свои исследования. По мнению DHL, в ближайшие пять лет в мире должна появиться уже хотя бы одна полностью функционирующая технология.
Конкуренты трубопроводов
Главными конкурентами «товарного метро» являются дроны, другая ветвь эволюции систем доставки. С их помощью доставка стала быстрее и дешевле.
Но в перспективе минусы дронов смогут свести на нет этот вид доставки. По мере роста потребления в небе станет просто тесно. В условиях плотной городской среды безопасность дронов вызывает вопросы, особенно в том, что касается грузовых перевозок.
Более того, дроны являются очень дорогой «игрушкой» из расчета к объему перевозимого груза (на данный момент максимальный вес груза для дронов в компании AMAZON - 2,4 кг), и потеря каждого 10-го или 20-го дрона должна вызывать у инвесторов такую же оторопь, как потеря каждого 10-го или 20-го грузовика в любой транспортной компании.
Перспективы наземных или подземных трубопроводов более радужные. Герметичная капсула не может упасть на голову, быть сбита или столкнуться с другой, летящей навстречу капсулой.
Российская разработка
Российская технология Maxitube призвана связывать между собой здания: жилые дома и супермаркеты, школы и больницы, муниципальные службы и офисные центры. Это своего рода «товарное метро» - как и обычное метро, оно не обязательно проходит под землей.
Концепция была создана в 2012 г. – кстати, на год раньше, чем Hyperloop. Первоначальные разработки связаны с использованием «локомотивов» на магнитной подушке. Но оказалось, что, когда во главе угла стоит «доставка последней мили», то есть до конечного получателя, пытаться управлять магнитным полем - слишком неудобно и дорого. Преимущество «локомотива» на магнитной подушке в том, что его можно разогнать до 800 км/ч, но такой потребности в городских условиях нет. Второй этап разработок связан с механикой и робототехникой.
Сегодня прототип Maxitube представляет собой роботизированную транспортную систему, в которой товары доставляются при помощи электричества в тележках/вагонетках, представляющих собой закрытые пассивные капсулы-контейнеры. Все узлы системы спроектированы так, чтобы не было падений и ударов грузового контейнера. Яйца, при условии, что они идут в гофротаре, не разобьются.
В существующем прототипе размер контейнера - диаметр 135 мм, длина 310, то есть можно отправить бутылку шампанского. Мы можем увеличивать диаметр трубы и соответственно размер контейнера под заказчика. Диаметр трубы 200 мм позволяет монтировать систему в уже построенных зданиях.
Трубопровод может быть как подземным, так и наземным, это делает систему Maxitube более гибкой, позволяет ей приспосабливаться к результатам геодезической разведки. При этом в случае «пробки» или падения давления ремонт трубопровода может быть так же легок, дешев и оперативен, как ремонт обычного теплопровода.
Мы обсуждали наш проект с довольно широким кругом аналитиков, представителей строительного сообщества, урбанистов, ретейлеров. Из промышленников это Siemens и Skoda. Из консалтинга - Ernst&Young. Из строительного сообщества – строительные компании, работающие в Северной Америке и в России. Из урбанистов - представители городских администраций Дрездена, Вены, Праги и т.д. Из ретейлеров -- «Ашан». Отношение - в основном осторожно-благожелательное: ожидают первых примеров эксплуатации системы. Они – не за горами.
Проектирование осуществляется следующим образом: берется проект здания, проектируются трассы, узлы, помещение для выгрузки/погрузки. Дальше – согласование с генеральным проектировщиком - такое же, как и любой другой инженерной системы здания: водопровода, системы пожаротушения, охранной сигнализации и др.
Проектирование в масштабах городского района схоже с проектированием водопроводной системы. Нужны траншеи для укладки труб, колодцы, места подключения сети питания, места для контроллеров - все это накладывается на план застройки.
Сегодня проект можно проектировать только в масштабах здания – сразу перенести его на район нельзя, так как требуется сертификация и разработка схем подключения.
Цена прокладки трубы по технологии Maxitube, по нашим расчетам, близка к стоимости монтажа обычной водопроводной трубы, то есть к 5 дол. за квадратный метр. Итоговая же стоимость 1 кв. м Maxitube, с учетом всех работ, составляет около 100 дол. Проект может увеличить стоимость возводимого жилья и стать маркетинговым инструментом: наверное, многим захочется жить в квартире будущего, где товары доставляются по пневмотрубе прямо в холодильник.
Мировые аналоги
В мире есть целый несколько технологических разработок, осуществляемых в той же нише, что и Maxitube. Например, швейцарская Cargo Sous Terrain уже готовится запустить пилотный трубопровод по маршруту Нидербипп-Херкинген-Цюрих - срок окончательного ввода проекта в эксплуатацию обозначен как 2040 год. Но это трубопровод для больших грузов.
Немецкая CargoCap испытывает прототип, но пока не смогла найти инвестиции на запуск. Минусом проекта является отсутствие доставки конечному потребителю и невозможность работать в формате p2p.
Британская Mole также не работает в формате p2p и не предназначена для доставки товара конечному потребителю. Англичане находятся на стадии испытания прототипа, который, в отличие от Maxitube, является сугубо наземной системой, тогда как российский товаропровод может быть и подземным. Это открывает для российского технологического решения большие перспективы.