Трубопроводная технология для «умного» города

Максим Зябкин, генеральный директор компании Maxitube
 
5676
Концепция смарт-сити тесно связана с необходимостью оптимизировать коммуникации. Одна из проблем – доставка малогабаритных грузов, которые занимают до 90% от грузооборота в масштабах города, с помощью трубопроводов сверхмалого диаметра.
  
Все школы современного урбанизма сходятся в том, что главная проблема городов – перегруженность автотранспортом. Борьба с машинами идет при помощи платных дорог и платных парковок. Грузовики не пускают в центр. Большие потоки приходится дробить на маленькие. Все эти меры приводят только к увеличению конечной стоимости груза.

Для того, чтобы доставить условный килограмм овощей, по городу приходится перемещать еще и вес водителя, и еще несколько тонн веса его автомобиля. Огромное количество времени и энергии тратится впустую. А между тем, порядка 90% существующих товаров можно доставить по трубе диаметром не более 15 см.

Трубопроводные технологии для снижения интенсивности городского и междугороднего транспорта широко разрабатываются в мире. Самая знаменитая - Hyperloop Илона Маска. Это проект скоростного вакуумного поезда, где при помощи магнитов и вентиляторов по трубе перемещаются алюминиевые капсулы. Проект Илона Маска предназначен для пассажирских перевозок между городами.



Некоторые могут вспомнить систему пневматической почты, широко распространенную в городах с середины XIX до середины XX вв., и, кстати, в последнее время ставшую вновь популярной при строительстве офисных зданий в Европе и США.

Компания DHL – мировой лидер логистического рынка – уже несколько лет подряд включает раздел о товарных трубопроводах в свои исследования. По мнению DHL, в ближайшие пять лет в мире должна появиться уже хотя бы одна полностью функционирующая технология.

Конкуренты трубопроводов

Главными конкурентами «товарного метро» являются дроны, другая ветвь эволюции систем доставки. С их помощью доставка стала быстрее и дешевле.

Но в перспективе минусы дронов смогут свести на нет этот вид доставки. По мере роста потребления в небе станет просто тесно. В условиях плотной городской среды безопасность дронов вызывает вопросы, особенно в том, что касается грузовых перевозок.

Более того, дроны являются очень дорогой «игрушкой» из расчета к объему перевозимого груза (на данный момент максимальный вес груза для дронов в компании AMAZON - 2,4 кг), и потеря каждого 10-го или 20-го дрона должна вызывать у инвесторов такую же оторопь, как потеря каждого 10-го или 20-го грузовика в любой транспортной компании.



Перспективы наземных или подземных трубопроводов более радужные. Герметичная капсула не может упасть на голову, быть сбита или столкнуться с другой, летящей навстречу капсулой.  

Российская разработка

Российская технология Maxitube призвана связывать между собой здания: жилые дома и супермаркеты, школы и больницы, муниципальные службы и офисные центры. Это своего рода «товарное метро» - как и обычное метро, оно не обязательно проходит под землей.

Концепция была создана в 2012 г. – кстати, на год раньше, чем Hyperloop. Первоначальные разработки связаны с использованием «локомотивов» на магнитной подушке. Но оказалось, что, когда во главе угла стоит «доставка последней мили», то есть до конечного получателя, пытаться управлять магнитным полем - слишком неудобно и дорого. Преимущество «локомотива» на магнитной подушке в том, что его можно разогнать до 800 км/ч, но такой потребности в городских условиях нет. Второй этап разработок связан с механикой и робототехникой.

Сегодня прототип Maxitube представляет собой роботизированную транспортную систему, в которой товары доставляются при помощи электричества в тележках/вагонетках, представляющих собой закрытые пассивные капсулы-контейнеры. Все узлы системы спроектированы так, чтобы не было падений и ударов грузового контейнера. Яйца, при условии, что они идут в гофротаре, не разобьются.

В существующем прототипе размер контейнера - диаметр 135 мм, длина 310, то есть можно отправить бутылку шампанского. Мы можем увеличивать диаметр трубы и соответственно размер контейнера под заказчика. Диаметр трубы 200 мм позволяет монтировать систему в уже построенных зданиях.

Трубопровод может быть как подземным, так и наземным, это делает систему Maxitube более гибкой, позволяет ей приспосабливаться к результатам геодезической разведки. При этом в случае «пробки» или падения давления ремонт трубопровода может быть так же легок, дешев и оперативен, как ремонт обычного теплопровода.

Мы обсуждали наш проект с довольно широким кругом аналитиков, представителей строительного сообщества, урбанистов, ретейлеров. Из промышленников это Siemens и Skoda. Из консалтинга - Ernst&Young. Из строительного сообщества – строительные компании, работающие в Северной Америке и в России. Из урбанистов - представители городских администраций Дрездена, Вены, Праги и т.д. Из ретейлеров -- «Ашан». Отношение - в основном осторожно-благожелательное: ожидают первых примеров эксплуатации системы. Они – не за горами.

Проектирование осуществляется следующим образом: берется проект здания, проектируются трассы, узлы, помещение для выгрузки/погрузки. Дальше – согласование с генеральным проектировщиком - такое же, как и любой другой инженерной системы здания: водопровода, системы пожаротушения, охранной сигнализации и др.

Проектирование в масштабах городского района схоже с проектированием водопроводной системы. Нужны траншеи для укладки труб, колодцы, места подключения сети питания, места для контроллеров - все это накладывается на план застройки.

Сегодня проект можно проектировать только в масштабах здания – сразу перенести его на район нельзя, так как требуется сертификация и разработка схем подключения. 

Цена прокладки трубы по технологии Maxitube, по нашим расчетам, близка к стоимости монтажа обычной водопроводной трубы, то есть к 5 дол. за квадратный метр. Итоговая же стоимость 1 кв. м Maxitube, с учетом всех работ, составляет около 100 дол. Проект может увеличить стоимость возводимого жилья и стать маркетинговым инструментом: наверное, многим захочется жить в квартире будущего, где товары доставляются по пневмотрубе прямо в холодильник.

Мировые аналоги  

В мире есть целый несколько технологических разработок, осуществляемых в той же нише, что и Maxitube. Например, швейцарская Cargo Sous Terrain уже готовится запустить пилотный трубопровод по маршруту Нидербипп-Херкинген-Цюрих - срок окончательного ввода проекта в эксплуатацию обозначен как 2040 год. Но это трубопровод для больших грузов.

Немецкая CargoCap испытывает прототип, но пока не смогла найти инвестиции на запуск. Минусом проекта является отсутствие доставки конечному потребителю и невозможность работать в формате p2p.

Британская Mole также не работает в формате p2p и не предназначена для доставки товара конечному потребителю. Англичане находятся на стадии испытания прототипа, который, в отличие от Maxitube, является сугубо наземной системой, тогда как российский товаропровод может быть и подземным. Это открывает для российского технологического решения большие перспективы.
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Как новые технологии меняют ретейл?

Компания Napoleon Retail подготовила обзор технологий, кардинально меняющих отрасль сегодня.
 
05.03
Исследования рынка

Как технологии строительства повлияют на арендные ставки в складских комплексах?

Применение современных технологий позволяет девелоперам существенно сокращать затраты на строительство складов, за счет чего потенциальные арендаторы и покупатели могут получить наиболее выгодные коммерческие условия в новых объектах, отмечают аналитики компании Knight Frank.

08.12
Экспертный анализ

Гости из будущего: как технологии изменят потребителей

Сегодня в Каннах стартует ведущее европейское событие в области ритейла и коммерческой недвижимости - MAPIC 2017. C 15 по 17 ноября участники конференции — 2100 ритейлеров и 2500 девелоперов из 80 стран — поделятся новыми инструментами развития бизнеса, расскажут о собственном опыте и представят свежие проекты. 
15.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre