Трубопроводная технология для «умного» города

Максим Зябкин, генеральный директор компании Maxitube
 
5640
Концепция смарт-сити тесно связана с необходимостью оптимизировать коммуникации. Одна из проблем – доставка малогабаритных грузов, которые занимают до 90% от грузооборота в масштабах города, с помощью трубопроводов сверхмалого диаметра.
  
Все школы современного урбанизма сходятся в том, что главная проблема городов – перегруженность автотранспортом. Борьба с машинами идет при помощи платных дорог и платных парковок. Грузовики не пускают в центр. Большие потоки приходится дробить на маленькие. Все эти меры приводят только к увеличению конечной стоимости груза.

Для того, чтобы доставить условный килограмм овощей, по городу приходится перемещать еще и вес водителя, и еще несколько тонн веса его автомобиля. Огромное количество времени и энергии тратится впустую. А между тем, порядка 90% существующих товаров можно доставить по трубе диаметром не более 15 см.

Трубопроводные технологии для снижения интенсивности городского и междугороднего транспорта широко разрабатываются в мире. Самая знаменитая - Hyperloop Илона Маска. Это проект скоростного вакуумного поезда, где при помощи магнитов и вентиляторов по трубе перемещаются алюминиевые капсулы. Проект Илона Маска предназначен для пассажирских перевозок между городами.



Некоторые могут вспомнить систему пневматической почты, широко распространенную в городах с середины XIX до середины XX вв., и, кстати, в последнее время ставшую вновь популярной при строительстве офисных зданий в Европе и США.

Компания DHL – мировой лидер логистического рынка – уже несколько лет подряд включает раздел о товарных трубопроводах в свои исследования. По мнению DHL, в ближайшие пять лет в мире должна появиться уже хотя бы одна полностью функционирующая технология.

Конкуренты трубопроводов

Главными конкурентами «товарного метро» являются дроны, другая ветвь эволюции систем доставки. С их помощью доставка стала быстрее и дешевле.

Но в перспективе минусы дронов смогут свести на нет этот вид доставки. По мере роста потребления в небе станет просто тесно. В условиях плотной городской среды безопасность дронов вызывает вопросы, особенно в том, что касается грузовых перевозок.

Более того, дроны являются очень дорогой «игрушкой» из расчета к объему перевозимого груза (на данный момент максимальный вес груза для дронов в компании AMAZON - 2,4 кг), и потеря каждого 10-го или 20-го дрона должна вызывать у инвесторов такую же оторопь, как потеря каждого 10-го или 20-го грузовика в любой транспортной компании.



Перспективы наземных или подземных трубопроводов более радужные. Герметичная капсула не может упасть на голову, быть сбита или столкнуться с другой, летящей навстречу капсулой.  

Российская разработка

Российская технология Maxitube призвана связывать между собой здания: жилые дома и супермаркеты, школы и больницы, муниципальные службы и офисные центры. Это своего рода «товарное метро» - как и обычное метро, оно не обязательно проходит под землей.

Концепция была создана в 2012 г. – кстати, на год раньше, чем Hyperloop. Первоначальные разработки связаны с использованием «локомотивов» на магнитной подушке. Но оказалось, что, когда во главе угла стоит «доставка последней мили», то есть до конечного получателя, пытаться управлять магнитным полем - слишком неудобно и дорого. Преимущество «локомотива» на магнитной подушке в том, что его можно разогнать до 800 км/ч, но такой потребности в городских условиях нет. Второй этап разработок связан с механикой и робототехникой.

Сегодня прототип Maxitube представляет собой роботизированную транспортную систему, в которой товары доставляются при помощи электричества в тележках/вагонетках, представляющих собой закрытые пассивные капсулы-контейнеры. Все узлы системы спроектированы так, чтобы не было падений и ударов грузового контейнера. Яйца, при условии, что они идут в гофротаре, не разобьются.

В существующем прототипе размер контейнера - диаметр 135 мм, длина 310, то есть можно отправить бутылку шампанского. Мы можем увеличивать диаметр трубы и соответственно размер контейнера под заказчика. Диаметр трубы 200 мм позволяет монтировать систему в уже построенных зданиях.

Трубопровод может быть как подземным, так и наземным, это делает систему Maxitube более гибкой, позволяет ей приспосабливаться к результатам геодезической разведки. При этом в случае «пробки» или падения давления ремонт трубопровода может быть так же легок, дешев и оперативен, как ремонт обычного теплопровода.

Мы обсуждали наш проект с довольно широким кругом аналитиков, представителей строительного сообщества, урбанистов, ретейлеров. Из промышленников это Siemens и Skoda. Из консалтинга - Ernst&Young. Из строительного сообщества – строительные компании, работающие в Северной Америке и в России. Из урбанистов - представители городских администраций Дрездена, Вены, Праги и т.д. Из ретейлеров -- «Ашан». Отношение - в основном осторожно-благожелательное: ожидают первых примеров эксплуатации системы. Они – не за горами.

Проектирование осуществляется следующим образом: берется проект здания, проектируются трассы, узлы, помещение для выгрузки/погрузки. Дальше – согласование с генеральным проектировщиком - такое же, как и любой другой инженерной системы здания: водопровода, системы пожаротушения, охранной сигнализации и др.

Проектирование в масштабах городского района схоже с проектированием водопроводной системы. Нужны траншеи для укладки труб, колодцы, места подключения сети питания, места для контроллеров - все это накладывается на план застройки.

Сегодня проект можно проектировать только в масштабах здания – сразу перенести его на район нельзя, так как требуется сертификация и разработка схем подключения. 

Цена прокладки трубы по технологии Maxitube, по нашим расчетам, близка к стоимости монтажа обычной водопроводной трубы, то есть к 5 дол. за квадратный метр. Итоговая же стоимость 1 кв. м Maxitube, с учетом всех работ, составляет около 100 дол. Проект может увеличить стоимость возводимого жилья и стать маркетинговым инструментом: наверное, многим захочется жить в квартире будущего, где товары доставляются по пневмотрубе прямо в холодильник.

Мировые аналоги  

В мире есть целый несколько технологических разработок, осуществляемых в той же нише, что и Maxitube. Например, швейцарская Cargo Sous Terrain уже готовится запустить пилотный трубопровод по маршруту Нидербипп-Херкинген-Цюрих - срок окончательного ввода проекта в эксплуатацию обозначен как 2040 год. Но это трубопровод для больших грузов.

Немецкая CargoCap испытывает прототип, но пока не смогла найти инвестиции на запуск. Минусом проекта является отсутствие доставки конечному потребителю и невозможность работать в формате p2p.

Британская Mole также не работает в формате p2p и не предназначена для доставки товара конечному потребителю. Англичане находятся на стадии испытания прототипа, который, в отличие от Maxitube, является сугубо наземной системой, тогда как российский товаропровод может быть и подземным. Это открывает для российского технологического решения большие перспективы.
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Как новые технологии меняют ретейл?

Компания Napoleon Retail подготовила обзор технологий, кардинально меняющих отрасль сегодня.
 
05.03
Исследования рынка

Как технологии строительства повлияют на арендные ставки в складских комплексах?

Применение современных технологий позволяет девелоперам существенно сокращать затраты на строительство складов, за счет чего потенциальные арендаторы и покупатели могут получить наиболее выгодные коммерческие условия в новых объектах, отмечают аналитики компании Knight Frank.

08.12
Экспертный анализ

Гости из будущего: как технологии изменят потребителей

Сегодня в Каннах стартует ведущее европейское событие в области ритейла и коммерческой недвижимости - MAPIC 2017. C 15 по 17 ноября участники конференции — 2100 ритейлеров и 2500 девелоперов из 80 стран — поделятся новыми инструментами развития бизнеса, расскажут о собственном опыте и представят свежие проекты. 
15.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: IBC Global
Проект

В Кыргызстане стартовало строительство Global Hub

Общая площадь комплекса составит 137 тыс. кв. м. Консультантом и эксклюзивным брокером проекта выступила компания IBC Global, девелопер - Alkanov Group один из крупнейших игроков сегмента Кыргызской Республики.
09.01
Источник: Ricci
Назначения

Ricci назначает главного операционного директора

Эту должность займет Ирина Песоцкая. До прихода в компанию Ирина занимала ключевые позиции в Nikoliers, БКС Банке, Альфа-Банке, Ренессанс-Капитал и Kept (ранее КПМГ). 
09.01
Источник: Business Club
Назначения

Екатерина Прокопова теперь в Business Club

Она заняла должность директора отдела по связям с общественностью.
10.01
Источник: Hutton
Проект

Hutton займется строительством Light Industrial

Компания получила разрешение на строительство производственного комплекса Noman площадью около 13 400 кв. м на юго-востоке Москвы.
09.01
Источник: Pridex
Игроки рынка

Pridex создает офисную экосистему

Компания провела ребрендинг и объединила ключевые направления деятельности - Pridex Construction, Pridex Spaces, Pridex Technology и Pridex Lab - под единым материнским брендом. 
09.01
Источник: Crocus Group
Игроки рынка

Crocus Group поделилась итогами года

В ТРК Vegas новые арендаторы заняли более 9 000 квадратных метров арендной площади, а ТЦ «Крокус Сити Молл» пополнил свой портфель арендаторов более чем на 15 премиальных брендов.
09.01
Источник: ТРЦ «Ярмарка»
Открытие

В Астрахани в ТРЦ «Ярмарка» открылся Superland

Общая площадь семейного активити-парка составляет 2005 кв. м.  
09.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre