Как новые технологии меняют ретейл?

Компания Napoleon Retail подготовила обзор технологий, кардинально меняющих отрасль сегодня.
 
Голосовые ассистенты

Siri от Apple — это один из первых облачных персональных помощников, который появился еще в 2011 г. Тренд подхватили крупные мировые компании и продолжают активно развивать. Сегодня Siri, Google Assistant, Microsoft Cortana и Amazon Alexa успешно выполняют ряд повседневных задач: найти информацию в сети, напомнить о важных событиях, позвонить, отправить сообщение, купить продукты онлайн, вызвать такси или сделать публикации в соцсетях.

В октябре 2017 г. российская компания «Яндекс» запустила собственного голосового помощника «Алиса». При помощи нейронных сетей она может не только подсказать погоду и заказать пиццу, но и импровизировать в своих ответах, постоянно находясь в процессе самообучения.

Исследования Accenture Interactive о голосовых помощниках показали, что большинство потребителей относятся к ним положительно и считают их полезными в повседневной жизни.

Согласно US Census Bureau, к 2021 г. в мире будет 7,5 млрд устройств со встроенными голосовыми помощниками. Сейчас в США, по данным eMarketer, уже используют 45 млн устройств со встроенными голосовыми ассистентами. 

Бренды полным ходом интегрируют в свой бизнес голосовых помощников. Одно из простых решений — заказ такси через Uber. Сложнее — голосовой заказ кофе через «виртуального официанта». Такую услугу в конце 2017 г. реализовали кофейная сеть Starbucks совместно с Apple и Amazon. Клиенты могут говорить с голосовым ассистентом Amazon Alexa как с живым официантом и заказывать кофе в пути до кафе. Несомненно, интеграция голосовых помощников в процесс покупки сделает его более гибким и удобным.

Доставка продуктов питания

Во всем мире продолжают развиваться сервисы по доставке продуктов питания на дом. На большинстве развитых рынках онлайн-продажи продуктов питания растут на 25-40% ежегодно, но общая доля все еще остается небольшой.
 
Так, крупнейший в мире ретейлер Walmart купил онлайн-ритейлера Jet.com. Цена сделки - свыше 3 млрд дол. США. Приобретение Jet.com поможет Walmart построить собственное подразделение электронной коммерции и ускорить рост в этом направлении. За последние полгода компания более чем в два раза увеличила количество товаров на своем сайте. Каждый месяц ассортимент прибавляет по миллиону.

Другое шумное слияние 2017 г. — Amazon и сеть магазинов здорового питания Whals. Amazon усиливает позиции на рынке продаж и доставки продовольственных и бакалейных товаров. И это неудивительно, ведь потенциал рынка — более 800 млрд дол. США. Доля онлайн-торговли — около 2%. На базе существующих магазинов Whole Foods Amazon сможет запустить небольшие распределительные центры. Это значительно расширит зону покрытия Prime Now — сервиса от Amazon по доставке еды. В настоящее время он присутствует лишь в паре десятков городов из-за нехватки инфраструктуры.

По данным Morgan Stanley, к 2020 г. ожидается рост онлайн-продаж на 20,7%, а розничной торговли — всего на 3,6%. И если крупные зарубежные ретейлеры в полной мере развивают свои сервисы, то Россия — только в начале пути. Онлайн-продажи продуктов запускают крупные ретейлеры, которые раньше были далеки от интернета. Так, «Ашан» запланировал реализацию скоропортящихся продуктов через интернет. «Глобус» открыл продуктовый онлайн-магазин в Подмосковье. Российский ретейл-гигант «Магнит» совместно с «Почтой России» запустят сервис по доставке еды.

OZON.ru объявил о существенном расширении своего ассортимента. Теперь клиенты площадки смогут заказывать через интернет свежие и замороженные продукты. Их будут доставлять курьеры магазина в специальных термоконтейнерах.

На отечественном рынке уже есть совместные проекты. К примеру, сеть супермаркетов «Глобус гурмэ» объявила о начале сотрудничества с сервисом по доставке еды Gett Delivery. Продукты будут доставляться машинами службы онлайн-заказа такси Gett в течение 2-4 часов с момента оформления заказа.

В мире сейчас существует несколько моделей доставки продуктов: p2p delivery — в пункты выдачи, собственные или партнерские, own delivery force — доставка транспортом до пункта назначения и external delivery force — доставка с использованием логистических компаний.
 
Эксперты отмечают, что в ближайшие 5 лет рынок будет наиболее перспективным с точки зрения инвестиций. И начинать вкладывать средства в развитие отрасли нужно прямо сейчас.

Компьютерное зрение

Ежедневно ретейлеры теряют сотни миллионов долларов из-за отсутствия товаров на полках магазинов и складах или, наоборот, их переизбытка; из-за очередей на кассах и краж в точках продаж. Сегодня эти и многие другие проблемы призвана решать технология компьютерного зрения.

Так, Amazon открыл свой первый инновационный офлайн-магазин Amazon Go в Сиэтле. Компания нацелена улучшить качество и скорость сервиса покупок в традиционном ретейле через внедрение искусственного интеллекта, где главную роль играет технология компьютерного зрения. Покупатели могут приобретать продукты в магазинах Amazon Go без оплаты на кассе. Деньги спишут с карты, как только покупатель покинет магазин с товаром.

Одну из технологий внедряет «Дикси». Для оптимизации работы склада компания тестирует мониторинг товарных остатков с помощью компьютерного зрения. Система позволяет отслеживать запасы через камеры на обычных погрузчиках или дронах. Таким образом, расходы на инвентаризацию складов можно снизить на 90%. Регулярная проверка запасов позволит всегда иметь актуальные данные о расположении и количестве товара, оперативно корректировать информацию в IT-системе компании.

Искусственный интеллект

ИИ уже достаточно прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Он становится совершеннее, поэтому нет ничего удивительного в том, что на данную технологию все чаще обращают внимание ретейлеры. Наиболее инновационные из таких компаний уже экспериментируют с использованием искусственного интеллекта.

Яркий пример использования ИИ — производитель спортивной и туристической одежды North Face. Интерактивный помощник на сайте онлайн-магазина ведет себя как реальный продавец-консультант: задает пользователям вопросы о желаемых товарах и дает индивидуальные рекомендации. Благодаря инструменту оценки живого языка помощник воссоздает опыт посещения традиционного магазина. За два месяца бета-теста к его услугам прибегло 50 тысяч клиентов, которые провели на сайте в среднем на две минуты дольше, чем в свою предыдущую сессию. Уровень удовлетворенности также оказался высок: три четверти пользователей с удовольствием попросили бы ассистента о помощи еще раз.

Сегодня в России искусственный интеллект набирает обороты при создании чат-ботов компаний для оптимизации рутинных процессов. Например, сеть магазинов «ВкусВилл» разработала бота в Telegram, чтобы сократить нагрузку технической поддержки. Бот помогает клиентам найти ближайший магазин, совершать простые операции с картой и подбирает индивидуальные скидки.
По оценке исследовательского агентства Gartner, значение ИИ сегодня настолько велико, что к 2020 г. 85% всех взаимодействий пользователей с онлайн-ретейлом будут основаны на искусственном интеллекте.
www.retail-loyalty.org


иГРОКИ РЫНКА

Ретейл

Amazon

Материалы по теме

Сюжет

О влиянии «умных» технологий на ретейл

Ретейлерам больше нельзя взаимодействовать с покупателем по-старому: им приходится постоянно инвестировать в инновационные технологии, при этом успеха никто не гарантирует, ибо все новое нуждается в обкатке.
28.02
Сюжет

Продукты придут к покупателю сами

Основатель проекта Maxitube Максим Зябкин придумал, как избавить москвичей от утомительных очередей и бесконечного созвона с плохо ориентирующимися на местности курьерами. 
13.10
Сюжет

Будущее – за дронами

Американская компания CallisonRTKL представила проект Dronoport, в рамках которого архитекторы предлагают превращать заброшенные постройки в хранилища для товаров. Последние будут доставляться покупателям при помощи дронов. 

31.08

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Сделка

«РЕТОН» выбрал офис на Арбате

Производитель ультразвуковых устройств арендовал офис в БЦ Midland Plaza в Москве.
12.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Открытие

ТЦ «Автозаводец» открылся в Нижнем Новгороде

Начал работу новый 5-ти этажный районный торговый центр «Автозаводец» в Нижнем Новгороде.
12.07
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Международная консалтинговая компания Knight Frank объявляет о назначении Андрея Подгорного на должность директора по развитию.
16.07
Технологии будущего

X5 и Coca-Cola начали переработку тары

В магазинах «Пятерочка» в Москве установили фандоматы для сбора использованной пластиковой и алюминиевой тары.
15.07
Инвестиции

ПИК инвестировала в «Самокат»

Структура группы компаний ПИК Сергея Гордеева инвестировала в новый бизнес и стала крупнейшим владельцем сервиса с необычным названием «Самокат».
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre