IPG.Estate запустила серию мероприятий под брендом IPGMarketInSight, в рамках которого эксперты копании рассказывают об основных тенденциях и прогнозах всех сегментов рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга в сравнении с рынками регионов, Москвы и стран зарубежья.
Открывая мероприятие, Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate, отметил: «IPGMarketInSight – это в первую очередь информация, которая не входит в наши аналитические отчеты, обзоры. Это аналитика, которая рассказывает о трендах, их источниках и перспективах сегментов, которой мы хотим делиться с нашими клиентами и партнерами».
Заявленную тему всей панельной дискуссии «Петербург в развитии: Битва за ресурсы» открыл Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований и аналитики компании Cushman & Wakefield, с темой «Развитие агломераций России». Денис рассказал о макроэкономическом контексте, поскольку рынок недвижимости вторичен и зависит от экономической и социальной ситуаций.
Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, открыл тему развития рынка Петербурга с итогов проведения одного из самых знаковых событий этого года – Чемпионата Мира по футболу. Эксперт постарался ответить на один из часто задаваемых вопросов: «Окупятся ли инвестиции в спортивную инфраструктуру?» - и провел аналогию с ЧМ в Афинах в 2004 г. и ЧМ в Германии в 2010 г. В пример эксперт привел «Альянц Арену» в Германии, построенную двумя спортивными клубами, с ежегодным доходом в 130 млн дол. и ежегодными расходами в 96 млн дол. И провел сравнение с ареной «Санкт-Петербург», построенной на бюджетные средства, а также с реконструированной ареной «Лужники» в Москве.
Секционные темы открыла Вероника Чаканова, руководитель отдела офисной недвижимости IPG.Estate, которая рассказала о битве за офисы нефтегазового и IT секторов. Вероника рассказала об основных факторах развития данных отраслей. Нефтегазовая волна поглощает офисы ввиду переезда «Газпрома» из столицы в Петербург, а IT активно растет и развивается, перерастая свои офисы и даже здания. По словам эксперта, в реальности сегменты формируют совершенно разный спрос: нефтегаз ищет отдельно стоящие объекты класса А в премиальных локациях, а IT рассматривают объекты с хорошим инженерным оснащением, высоким парковочным индексом (1:50) с возможностями роста в рамках проекта и развитой инфраструктурой. От такого «противостояния» побеждает город, поскольку развивается инфраструктура, увеличивается число рабочих мест и растет престиж ВУЗов.
О новых тенденциях в торговом сегменте рассказала Ольга Кожевникова, руководитель отдела торговой недвижимости IPG.Estate. Ольга отметила, что порядка 76% торговых центров Петербурга были построены до 2011 г. При сроке устаревания торговых объектов в 10 лет, рынок подходит к тому, что основная доля объектов будет нуждаться в реконструкции и реновации. Появление новых конкурентов, снижение арендного дохода, уход ряда торговых операторов, падение общего трафика и увеличивающиеся траты на обслуживание станут основными предпосылками для собственников.
Ольга отметила, что классические концепции закрытых ТЦ будут уходить в прошлое, и начало этому положила ИКЕА, создав парк-пространство для проведения досуга рядом с ТЦ. Кроме того, из интересных тенденций эксперт отметила выход онлайн-ретейлеров в офлайн, увеличение развлекательных функций в рамках ТЦ и выход новых форматов (языковых школ, библиотек, детских обучающих зон и т.д.), диджитализацию ТЦ и ТРЦ, моду на «еду» и выход форматов фуд-холлов и фуд-парков вместо фуд-кортов.
Эксперты Cushman & Wakefield отметили, что в Москве тренд на фуд-парки развит уже давно, он занимает все сегменты рынка торговой недвижимости. Совместно с коллегами из IPG.Estate пришли к выводу, что в отличие от зарубежного пути в России данный тренд пока развивается для внутреннего пользования, а не для туристического позиционирования, как Де Халлен в Амстердаме, Рибейра в Лиссабоне или Тестаччо в Риме.
О трендах в ТРЦ более подробно на практических кейсах рассказал Тимур Хазраткулов, операционный директор SRV в России. Эксперт рассказал о 5 трендах, которые преобладают сейчас на рынке торговой недвижимости: Edutainment + Retailtainment + Entertainment, диджитализация, из on-line в off-line, ориентированность на клиента и кастомизация.
Тренды и прогнозы складского сегмента раскрыл Филипп Чайка, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости IPG.Estate: «В 2018 г., по прогнозам, в складском сегменте прирост новых спекулятивных площадей составит 70 000 кв. м – это один из самых низких показателей, начиная с 2011 г., когда было введено всего 30 000 кв. м площадей. Вакансия находится на уровне менее 5%, и есть тенденция к ее уменьшению. Все заявленные ко вводу объекты в этом году реализуются крупными игроками, у которых уже есть ряд спекулятивных складских объектов и большой опыт управления, они понимают тенденции, тренды, цикличность рынка».
По словам эксперта, в производственно-складском сегменте активизировались представители e-commerce. Если раньше они рассматривали склады в Санкт-Петербурге площадью 500-1000 кв. м, то сегодня запрашивают помещения площадью 2000-6000 кв. м. Кроме того, сегодня стабилен спрос на проекты build-to-suit, в том числе со стороны логистических компаний, что ново для рынка. До недавнего времени логисты выбирали спекулятивные объекты и не рассматривали возможность вложения в собственные логистическо-складские комплексы.