Снижение вакансии в ТЦ ударит по карманам покупателей

В Москве и Подмосковье продолжается снижение уровня вакантных площадей в качественных торговых центрах.
Формирующийся дефицит вакансии ожидаемо повышает арендные ставки, а это, в свою очередь, ведет к закрытию одних торговых точек и росту цен на товары и услуги в других, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».

Постепенно количество свободных торговых площадей в ТЦ приближается к уровню докризисного 2014 г. По оценке аналитиков компании Cushman & Wakefield, в конце III квартала 2018 г. были вакантны только 9,1% из 5,2 млн кв. м столичных торговых площадей. К началу 2019 г. ожидается следующей виток отрицательной динамики этого показателя – до 8,5-8,8%.

Сокращение доли свободных площадей торговой недвижимости в наиболее востребованных и успешных торговых центрах вызвало рост арендных ставок, отмечают в Cushman & Wakefield. «Рынок сегментирован, поэтому влияние сокращения вакансии на уровень арендных ставок следует рассматривать на конкретных торговых центрах. Есть пул наиболее успешных торговых центров, в которых вакансия держится на минимальных уровнях, и там рост ставок возможен. Пока в целом по рынку коммерческие условия остаются на уровне прошлого года», – говорит Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Рост ставок неизбежен еще и потому, что во многих локациях московского региона ввода новых ТЦ не предвидится, а те объекты, которые выходят на рынок, к моменту ввода обычно уже заполнены на 30-40%. Что же касается существующих, хорошо продуманных и грамотно спланированных ТЦ, в особенности в новых районах массовой застройки, то в них вакансия стремится к нулю, рассказывает Ольга Летютина. «Время щедрых скидок для арендаторов закончилось», – замечает эксперт.

Поскольку снижение вакансии продолжится, ставки будут расти и дальше, а значит, арендаторам придется выбирать между закрытием торговых точек и плавным повышением цен на свои товары и услуги. «В условиях дефицита площадей вероятнее второй вариант, – полагает гендиректор УК «Столица Менеджмент». – Поэтому в ближайшем полугодии мы прогнозируем рост цен на ассортимент, представленный в рамках ТЦ, на 1-3% в зависимости от сегмента».
 
В то же время, продолжает эксперт, существуют способы, которые могут благоприятно повлиять на прибыльность бизнеса арендаторов ТЦ, и таким образом помочь им удержать цены – и соответственно, покупательскую аудиторию. «Конечно, это классика, которую из-за очевидности часто даже не хотят принимать во внимание, однако я напомню о том, как важна выверенная маркетинговая стратегия управляющей компании, постоянный мониторинг и своевременная реконцепция отдельных зон торгового центра, – заявляет Ольга Летютина. – Девелопмент и управление социально значимыми объектами – это бизнес, который в условиях снижающейся платежеспособности населения просто обязан занять ответственную позицию и помогать контрагентам сохранять и развивать их бренды. Все это означает работать на будущее».
 


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Консалтинг и брокеридж

Cushman & Wakefield

Материалы по теме

Экспертный анализ

Срок жизни торговых центров сократится вдвое

Жизнеспособность проекта в сфере торговой недвижимости сейчас составляет в среднем от 5 до 7 лет, а вскоре сократится до 3 лет, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».
19.10
Экспертный анализ

Как в российских миллионниках с торговыми центрами?

В 15 городах России с населением более 1 млн человек объем торговых площадей за последние пять лет (с I полугодия 2013 г. по I полугодие 2018 г.) вырос на 55% и составил 16 млн кв. м, говорится в исследовании компании Knight Frank.
12.09
Исследования рынка

Какие торговые объекты введут в Москве и городах-спутниках?

Общий объем ввода новых торговых площадей в Москве и городах-спутниках по итогам 2018 г. составит 321 000 кв. м.
 
 
28.05

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Международная консалтинговая компания Knight Frank объявляет о назначении Андрея Подгорного на должность директора по развитию.
16.07
Технологии будущего

X5 и Coca-Cola начали переработку тары

В магазинах «Пятерочка» в Москве установили фандоматы для сбора использованной пластиковой и алюминиевой тары.
15.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre