Снижение вакансии в ТЦ ударит по карманам покупателей

В Москве и Подмосковье продолжается снижение уровня вакантных площадей в качественных торговых центрах.
4622
Формирующийся дефицит вакансии ожидаемо повышает арендные ставки, а это, в свою очередь, ведет к закрытию одних торговых точек и росту цен на товары и услуги в других, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».

Постепенно количество свободных торговых площадей в ТЦ приближается к уровню докризисного 2014 г. По оценке аналитиков компании Cushman & Wakefield, в конце III квартала 2018 г. были вакантны только 9,1% из 5,2 млн кв. м столичных торговых площадей. К началу 2019 г. ожидается следующей виток отрицательной динамики этого показателя – до 8,5-8,8%.

Сокращение доли свободных площадей торговой недвижимости в наиболее востребованных и успешных торговых центрах вызвало рост арендных ставок, отмечают в Cushman & Wakefield. «Рынок сегментирован, поэтому влияние сокращения вакансии на уровень арендных ставок следует рассматривать на конкретных торговых центрах. Есть пул наиболее успешных торговых центров, в которых вакансия держится на минимальных уровнях, и там рост ставок возможен. Пока в целом по рынку коммерческие условия остаются на уровне прошлого года», – говорит Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Рост ставок неизбежен еще и потому, что во многих локациях московского региона ввода новых ТЦ не предвидится, а те объекты, которые выходят на рынок, к моменту ввода обычно уже заполнены на 30-40%. Что же касается существующих, хорошо продуманных и грамотно спланированных ТЦ, в особенности в новых районах массовой застройки, то в них вакансия стремится к нулю, рассказывает Ольга Летютина. «Время щедрых скидок для арендаторов закончилось», – замечает эксперт.

Поскольку снижение вакансии продолжится, ставки будут расти и дальше, а значит, арендаторам придется выбирать между закрытием торговых точек и плавным повышением цен на свои товары и услуги. «В условиях дефицита площадей вероятнее второй вариант, – полагает гендиректор УК «Столица Менеджмент». – Поэтому в ближайшем полугодии мы прогнозируем рост цен на ассортимент, представленный в рамках ТЦ, на 1-3% в зависимости от сегмента».
 
В то же время, продолжает эксперт, существуют способы, которые могут благоприятно повлиять на прибыльность бизнеса арендаторов ТЦ, и таким образом помочь им удержать цены – и соответственно, покупательскую аудиторию. «Конечно, это классика, которую из-за очевидности часто даже не хотят принимать во внимание, однако я напомню о том, как важна выверенная маркетинговая стратегия управляющей компании, постоянный мониторинг и своевременная реконцепция отдельных зон торгового центра, – заявляет Ольга Летютина. – Девелопмент и управление социально значимыми объектами – это бизнес, который в условиях снижающейся платежеспособности населения просто обязан занять ответственную позицию и помогать контрагентам сохранять и развивать их бренды. Все это означает работать на будущее».
 


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Экспертный анализ

Срок жизни торговых центров сократится вдвое

Жизнеспособность проекта в сфере торговой недвижимости сейчас составляет в среднем от 5 до 7 лет, а вскоре сократится до 3 лет, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».
19.10
Экспертный анализ

Как в российских миллионниках с торговыми центрами?

В 15 городах России с населением более 1 млн человек объем торговых площадей за последние пять лет (с I полугодия 2013 г. по I полугодие 2018 г.) вырос на 55% и составил 16 млн кв. м, говорится в исследовании компании Knight Frank.
12.09
Исследования рынка

Какие торговые объекты введут в Москве и городах-спутниках?

Общий объем ввода новых торговых площадей в Москве и городах-спутниках по итогам 2018 г. составит 321 000 кв. м.
 
 
28.05

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre