Снижение вакансии в ТЦ ударит по карманам покупателей

В Москве и Подмосковье продолжается снижение уровня вакантных площадей в качественных торговых центрах.
4805
Формирующийся дефицит вакансии ожидаемо повышает арендные ставки, а это, в свою очередь, ведет к закрытию одних торговых точек и росту цен на товары и услуги в других, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».

Постепенно количество свободных торговых площадей в ТЦ приближается к уровню докризисного 2014 г. По оценке аналитиков компании Cushman & Wakefield, в конце III квартала 2018 г. были вакантны только 9,1% из 5,2 млн кв. м столичных торговых площадей. К началу 2019 г. ожидается следующей виток отрицательной динамики этого показателя – до 8,5-8,8%.

Сокращение доли свободных площадей торговой недвижимости в наиболее востребованных и успешных торговых центрах вызвало рост арендных ставок, отмечают в Cushman & Wakefield. «Рынок сегментирован, поэтому влияние сокращения вакансии на уровень арендных ставок следует рассматривать на конкретных торговых центрах. Есть пул наиболее успешных торговых центров, в которых вакансия держится на минимальных уровнях, и там рост ставок возможен. Пока в целом по рынку коммерческие условия остаются на уровне прошлого года», – говорит Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Рост ставок неизбежен еще и потому, что во многих локациях московского региона ввода новых ТЦ не предвидится, а те объекты, которые выходят на рынок, к моменту ввода обычно уже заполнены на 30-40%. Что же касается существующих, хорошо продуманных и грамотно спланированных ТЦ, в особенности в новых районах массовой застройки, то в них вакансия стремится к нулю, рассказывает Ольга Летютина. «Время щедрых скидок для арендаторов закончилось», – замечает эксперт.

Поскольку снижение вакансии продолжится, ставки будут расти и дальше, а значит, арендаторам придется выбирать между закрытием торговых точек и плавным повышением цен на свои товары и услуги. «В условиях дефицита площадей вероятнее второй вариант, – полагает гендиректор УК «Столица Менеджмент». – Поэтому в ближайшем полугодии мы прогнозируем рост цен на ассортимент, представленный в рамках ТЦ, на 1-3% в зависимости от сегмента».
 
В то же время, продолжает эксперт, существуют способы, которые могут благоприятно повлиять на прибыльность бизнеса арендаторов ТЦ, и таким образом помочь им удержать цены – и соответственно, покупательскую аудиторию. «Конечно, это классика, которую из-за очевидности часто даже не хотят принимать во внимание, однако я напомню о том, как важна выверенная маркетинговая стратегия управляющей компании, постоянный мониторинг и своевременная реконцепция отдельных зон торгового центра, – заявляет Ольга Летютина. – Девелопмент и управление социально значимыми объектами – это бизнес, который в условиях снижающейся платежеспособности населения просто обязан занять ответственную позицию и помогать контрагентам сохранять и развивать их бренды. Все это означает работать на будущее».
 


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Экспертный анализ

Срок жизни торговых центров сократится вдвое

Жизнеспособность проекта в сфере торговой недвижимости сейчас составляет в среднем от 5 до 7 лет, а вскоре сократится до 3 лет, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».
19.10
Экспертный анализ

Как в российских миллионниках с торговыми центрами?

В 15 городах России с населением более 1 млн человек объем торговых площадей за последние пять лет (с I полугодия 2013 г. по I полугодие 2018 г.) вырос на 55% и составил 16 млн кв. м, говорится в исследовании компании Knight Frank.
12.09
Исследования рынка

Какие торговые объекты введут в Москве и городах-спутниках?

Общий объем ввода новых торговых площадей в Москве и городах-спутниках по итогам 2018 г. составит 321 000 кв. м.
 
 
28.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre