Торговля: дефицит свободных площадей и нового строительства

Компания Cushman & Wakefield в рамках подготовки отчета MarketBeat подвела итоги на рынке торговой недвижимости в III квартале 2018 г. Объемы нового строительства остаются низкими, а доля свободных площадей в торговых центрах достигла минимальных значений.
6525
Новое строительство

Согласно исследованию, в 2018 г. новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет.

За 1-3 кварталы 2018 г. было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения: в 2014 г. было введено около 2,3 млн кв. м торговых площадей.

В третьем квартале 2018 г. было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м).

В Москве в третьем квартале 2018 г. не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.

На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018-2019 гг. планируется открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).



Вакансии

Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. По оценке Cushman & Wakefield, доля свободных площадей в торговых центрах Москвы на конец 3-го квартала 2018 г. составляет 9,1%.

После рекордного ввода в эксплуатацию площадей в 2014 г. и сохранявшихся высоких объемах строительства в 2015-2016 гг. уровень вакансии в тот период составлял 11-12%. Новые торговые центры открывались с 30-50% вакансией, что негативно влияло на средний показатель вакантности на рынке. В последние два года строительная активность снизилась, активность арендаторов стабилизировалась в сравнении с 2015-2016 гг, когда почти все операторы заморозили программы экспансии. В связи с этим в последние два года мы видим снижение уровня свободных площадей в торговых центрах.
 
«Снижение показателя происходит в основном за счет проектов, открытых 3-4 года назад с высокой долей вакансии, – площади в них постепенно заполняются. К началу следующего года мы ожидаем дальнейшего снижения показателя до 8,5-8,8%», - сообщает Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Тенденции

С мая 2017 г. оборот розничной торговли в стране показывает позитивную динамику. На фоне заметного роста реальных заработных плат и нарастающего объема потребительского кредитования среднемесячный рост за восемь месяцев текущего года составил 2,7%. Это позволило Минэкономразвития пересмотреть прогноз на этот год в сторону увеличения. Тем не менее, опросы населения показывают снижение потребительского оптимизма в результате растущих цен, налоговой нагрузки и более пессимистичных ожиданий краткосрочного экономического развития. Поэтому в ближайшие два года мы увидим замедление темпов роста потребительской активности.

Слабый потребительский рынок будет сдерживать новое строительство. Сейчас в стадии строительства находится порядка 2 млн кв. м торговых площадей. Однако их фактический ввод в эксплуатацию будет зависеть от ситуации на потребительском рынке. Как предполагают аналитики компании, в 2019 г. будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м.

В текущих реалиях рынок растет не количественно, а качественно. Во многих торговых объектах проходит реконцепция. Также начинает активно развиваться мало представленный формат аутлетов. В третьем квартале была открыта вторая очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м) в Санкт-Петербурге, до конца года ожидается открытие аутлета Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 тыс. кв. м) – первого объекта данного формата за пределами двух столиц. Также было анонсировано открытие двух новых аутлетов в Москве и одного в Перми.



Ретейлеры
 
Как рассказывает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield, наиболее активно развивающимся сегментом рынка является продуктовый ретейл. Например, московская сеть «Вкусвилл» проводит активную экспансию: увеличивает свое присутствие в Санкт-Петербурге, устанавливает вендинговые аппараты со своей продукцией на станциях МЦК, начала сотрудничество с Lavkalavka.?

С целью оптимизации бизнеса и охвата большей аудитории ретейлеры проводят диверсификацию форматов, в том числе уменьшая площади магазинов. Например, IKEA открывает небольшие дизайн-студии площадью 150-200 кв. м, Zamania запускает малый формат парков развлечений (900-1200 кв. м), «Азбука Вкуса» развивает свои форматы АВ Dayli площадью 350-400 кв. м.

Крупные операторы создают новые бренды – «Спортмастер» запустил магазины собственной торговой марки Demix, «Детский мир» планирует открытие сети зоомагазинов, «Читай-город» запустил новый магазин необычных вещей «Гоголь-Моголь».

При этом, как отмечает Оксана Мостяева, активность выхода новых брендов на российский рынок снизилась. Тем не менее, ретейлеры продолжают умеренное развитие. На рынке появляются новые бренды как иностранного, так и российского происхождения.

Среди новичков на российском рынке: Karl Lagerfeld, DinoZoo, Coach, Cocodrillo. Помимо новых брендов, некоторые международные операторы – Orsay, Sephora – вернулись на российский рынок. Mexx также объявил о возвращении.


иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Мостяева Оксана

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11
Экспертный анализ

Какие торговые центры любят покупатели?

Компания «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» совместно с агентством INSIGHT MR провели исследование, посвященное ретейлу и потребительскому поведению. Основной задачей проекта было изучить факторы, которые влияют на выбор потребителями различных розничных форматов торговой недвижимости, а также выяснить, насколько разные торговые центры отвечают запросам респондентов.
13.11
Исследования рынка

Как ослабление «фактора ЧМ» повлияло на торговые сегменты?

Согласно данным Colliers International, уровень вакансии на основных торговых улицах Петербурга снизился в третьем квартале 2018 г. на два пункта, составив 4%. При этом тройку сегментов-лидеров по открытиям, которая была сформирована в преддверии мундиаля, вместо продуктовых сетей теперь замыкает сегмент услуг (после общепита и fashion).
09.11

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre