Новое строительство
Согласно исследованию, в 2018 г. новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет.
За 1-3 кварталы 2018 г. было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения: в 2014 г. было введено около 2,3 млн кв. м торговых площадей.
В третьем квартале 2018 г. было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м).
В Москве в третьем квартале 2018 г. не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.
На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018-2019 гг. планируется открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).
Вакансии
Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. По оценке Cushman & Wakefield, доля свободных площадей в торговых центрах Москвы на конец 3-го квартала 2018 г. составляет 9,1%.
После рекордного ввода в эксплуатацию площадей в 2014 г. и сохранявшихся высоких объемах строительства в 2015-2016 гг. уровень вакансии в тот период составлял 11-12%. Новые торговые центры открывались с 30-50% вакансией, что негативно влияло на средний показатель вакантности на рынке. В последние два года строительная активность снизилась, активность арендаторов стабилизировалась в сравнении с 2015-2016 гг, когда почти все операторы заморозили программы экспансии. В связи с этим в последние два года мы видим снижение уровня свободных площадей в торговых центрах.
Согласно исследованию, в 2018 г. новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет.
За 1-3 кварталы 2018 г. было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения: в 2014 г. было введено около 2,3 млн кв. м торговых площадей.
В третьем квартале 2018 г. было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м).
В Москве в третьем квартале 2018 г. не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.
На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018-2019 гг. планируется открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).
Вакансии
Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. По оценке Cushman & Wakefield, доля свободных площадей в торговых центрах Москвы на конец 3-го квартала 2018 г. составляет 9,1%.
После рекордного ввода в эксплуатацию площадей в 2014 г. и сохранявшихся высоких объемах строительства в 2015-2016 гг. уровень вакансии в тот период составлял 11-12%. Новые торговые центры открывались с 30-50% вакансией, что негативно влияло на средний показатель вакантности на рынке. В последние два года строительная активность снизилась, активность арендаторов стабилизировалась в сравнении с 2015-2016 гг, когда почти все операторы заморозили программы экспансии. В связи с этим в последние два года мы видим снижение уровня свободных площадей в торговых центрах.
«Снижение показателя происходит в основном за счет проектов, открытых 3-4 года назад с высокой долей вакансии, – площади в них постепенно заполняются. К началу следующего года мы ожидаем дальнейшего снижения показателя до 8,5-8,8%», - сообщает Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.
Тенденции
С мая 2017 г. оборот розничной торговли в стране показывает позитивную динамику. На фоне заметного роста реальных заработных плат и нарастающего объема потребительского кредитования среднемесячный рост за восемь месяцев текущего года составил 2,7%. Это позволило Минэкономразвития пересмотреть прогноз на этот год в сторону увеличения. Тем не менее, опросы населения показывают снижение потребительского оптимизма в результате растущих цен, налоговой нагрузки и более пессимистичных ожиданий краткосрочного экономического развития. Поэтому в ближайшие два года мы увидим замедление темпов роста потребительской активности.
Слабый потребительский рынок будет сдерживать новое строительство. Сейчас в стадии строительства находится порядка 2 млн кв. м торговых площадей. Однако их фактический ввод в эксплуатацию будет зависеть от ситуации на потребительском рынке. Как предполагают аналитики компании, в 2019 г. будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м.
В текущих реалиях рынок растет не количественно, а качественно. Во многих торговых объектах проходит реконцепция. Также начинает активно развиваться мало представленный формат аутлетов. В третьем квартале была открыта вторая очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м) в Санкт-Петербурге, до конца года ожидается открытие аутлета Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 тыс. кв. м) – первого объекта данного формата за пределами двух столиц. Также было анонсировано открытие двух новых аутлетов в Москве и одного в Перми.
Ретейлеры
Как рассказывает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield, наиболее активно развивающимся сегментом рынка является продуктовый ретейл. Например, московская сеть «Вкусвилл» проводит активную экспансию: увеличивает свое присутствие в Санкт-Петербурге, устанавливает вендинговые аппараты со своей продукцией на станциях МЦК, начала сотрудничество с Lavkalavka.?
С целью оптимизации бизнеса и охвата большей аудитории ретейлеры проводят диверсификацию форматов, в том числе уменьшая площади магазинов. Например, IKEA открывает небольшие дизайн-студии площадью 150-200 кв. м, Zamania запускает малый формат парков развлечений (900-1200 кв. м), «Азбука Вкуса» развивает свои форматы АВ Dayli площадью 350-400 кв. м.
Крупные операторы создают новые бренды – «Спортмастер» запустил магазины собственной торговой марки Demix, «Детский мир» планирует открытие сети зоомагазинов, «Читай-город» запустил новый магазин необычных вещей «Гоголь-Моголь».
При этом, как отмечает Оксана Мостяева, активность выхода новых брендов на российский рынок снизилась. Тем не менее, ретейлеры продолжают умеренное развитие. На рынке появляются новые бренды как иностранного, так и российского происхождения.
Среди новичков на российском рынке: Karl Lagerfeld, DinoZoo, Coach, Cocodrillo. Помимо новых брендов, некоторые международные операторы – Orsay, Sephora – вернулись на российский рынок. Mexx также объявил о возвращении.