Офисы – спрос высок, и ставки - тоже

NAI Becar подвела итоги 3 квартала на рынке офисной недвижимости Москвы.

По итогам 3 квартала московский рынок офисных площадей вырос относительно конца первого полугодия 2018 г. на 0,3%, составив 16,3 млн кв. м. За отчетный период основной объем ввода пришелся на класс А. Спрос на офисы высокого уровня также остается стабильным, что, в свою очередь, провоцирует повышение арендных ставок.
 

Предложение
 

Объем ввода офисных площадей в 3 квартале 2018 г. составил 41,7 тыс. кв. м, что в 2,5 раза больше показателей предыдущего квартала, но на треть ниже результатов 3 квартала 2017 г.
 

83% объема нового ввода в 3 квартале относится к офисам класса А – завершена 1 очередь офисной части «ВТБ Арена Парк» и сдан в эксплуатацию бизнес-центр «Новион» в составе одноименного МФК. К моменту ввода в эксплуатацию 1 очереди все офисные площади «ВТБ Арена Парк» были реализованы.

Кроме того, выведены офисные площади в торгово-офисном центре класса В+ «Галерея 76».
 

Всего за 9 месяцев 2018 г. введено 87 тыс. кв. м., что на 23% ниже объемов сопоставимого периода 2017 г. Доля класса А в объеме ввода с начала года составила 40%.

Спрос
 

По состоянию на конец сентября 2018 г. уровень вакансии в офисах класса А составляет 17%. В классе В+ вакансия остается стабильной: за отчетный период показатель не изменился, сохранившись на уровне 12,8%. С начала года уровень вакансии офисов класса В+ сократился на 0,2 п.п. Класс В продемонстрировал снижение вакансии на 0,2 п.п., вернувшись к показателю 4Q 2017 г. Уровень вакансии в классе С на конец отчетного периода составил 8,4% (+0,4 п.п. к предыдущему кварталу). В целом с начала года вакансия в классе С выросла на 0,1 п.п.
 

По итогам трех кварталов 2018 г. активными арендаторами крупных площадей выступали торговые, промышленные, строительные и транспортные компании.
 

Крупнейшей с начала года сделкой остается аренда 18,5 тыс. кв. м в «Альфа Арбат Центр» (класс А) компанией «Аэрофлот».

В 3 квартале в структуре крупных сделок (от 1 тыс. кв. м) офисные площади классов А и В+/В распределились поровну. В целом с начала года с долей 66% лидирует А класс.

Коммерческие условия
 

По итогам 3 квартала средняя заявленная арендная ставка в классе А выросла на 3,7% (до 2085 руб./кв.м/ мес. - без учета НДС и эксплуатационных расходов). В целом с начала года рост составил 4,3%. На рост среднего показателя влияет уход из предложения блоков по более низкой ставке, а также общее повышение цен в ряде объектов (преимущественно центрального расположения) на фоне активного спроса.
 

В классе В+ средняя арендная ставка за отчетный период выросла на 0,8%, вернувшись к уровню начала 2018 г. (1340 руб./кв.м/мес. - без учета НДС и эксплуатационных расходов). С начала года уровень средних арендных ставок в классах В и С остается без изменений - на уровне 1100 руб./кв.м/мес. и 920 руб./кв.м/мес. соответственно (без учёта НДС и эксплуатационных расходов).
 

Прогноз развития
 

В 4 квартале ожидается ввод 73-102 тыс. кв. м офисных площадей, из которых 47-65% - класс А.
 

Из основных объектов, планируемых к вводу: БЦ класса А «Амальтея» (27,1 тыс.кв.м GLA); ОКО (2 фаза) (21 тыс.кв.м GLA); ОГК на Смоленском бульваре класса В+ (15,1 тыс.кв.м GLA).
 

Запуск части объектов традиционно перенесется на 2019 г. Общий годовой объем ввода может составить 160-190 тыс. кв. м, что является самым низким показателем за последние 5 лет.
 

К концу года уровень вакансии в классе А может снизиться на 0,1-0,3 п.п. и составить 16,7- 16,9%. В классе В+/В вакансия в связи с новым вводом объектов может вырасти на 0-0,3%. Уровень свободных площадей в классе С останется неизменным, либо снизится в пределах 0,3 п.п.
 

До конца 2018 г. возможно незначительное повышение заявленных арендных ставок в классах А, В+/В на 0,5-1,5%.

 

Мария Онучина, управляющий директор PM Becar Asset Management: «Несмотря на то, что основное поглощение происходит в классе А, уровень вакансий там по-прежнему остается высоким. Собственники пустующих площадей всячески ломают голову над их заполнением. Просто качественные метры арендаторов уже не привлекают. Они ждут набор сервисов. Именно поэтому активнейшим образом стали развиваться операторы сервисных офисов и коворкингов. Об эффективности внедрения подобных решений на рынке мы можем судить, прежде всего, по работе нашей федеральной сети коворкингов GrowUp, которая выходит на быструю загрузку. Средний размер сделки в офисном сегменте сохраняется на уровне 200-250 кв. м. Мы советуем собственникам площадей от 2 тыс. кв. м не занимать выжидательную позицию в надежде на то, что в скором времени найдется крупный арендатор, а переходить к активным действиям, обращаясь за помощью к операторам коворкингов и сервисных офисов».

Поделиться
Статьи по теме

Офисный сегмент лидирует по объему инвестиций

Эксперты компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2018 года и прогноз на 2019 год на рынке инвестиций в российскую недвижимость.

В Москве перестали вводить новые офисы

Объем ввода офисов в Москве в 2018 г. станет минимальным за последние 15 лет, подсчитали в Colliers International.
 

Офисы Москвы: спрос опережает предложение

По итогам I полугодия 2018 г. объем чистого поглощения в сегменте офисной недвижимости Москвы увеличился на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 297 тыс. кв. м, говорится в исследовании Knight Frank.
Популярное

Главные тренды инвестиционного рынка в России

Аналитики компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2018 г. и прогноз на 2019 год на рынке инвестиций в российскую недвижимость. Общий объем инвестиций, а также средний размер сделки по сравнению с 2017 годом сократились – на 0,5% и 7% соответственно. 
 

Офисная среда становится все более сервисной

Привычного набора инфраструктуры – кафе, ресторанов и химчисток - уже недостаточно для офисного центра, чтобы быть успешным в текущих условиях. Эксперты обсудили текущие и будущие тренды в рамках Рождественского саммита в Москве.

Москву захватил ЗОЖ

Аналитики компании Knight Frank проанализировали развитие продуктовых сетей в столичном стрит-ретейле в границах МКАД с 2015 г. и выяснили, что темпы закрытия продуктовых точек значительно уступают темпам их прироста – за 3 года в Москве закрылось 609 торговых точек, а открылось 2 009, таким образом, в столице функционирует 4 514 магазинов сетевых ретейлеров.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2018  Impress Media