Делаем прогнозы! Торговля

Сегодня мы поговорим о том, что, по мнению экспертов, ждет рынок торговли.
 
10135
Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве:

«В 2019 г. с учетом переноса открытия ряда объектов с 2018 г., на московском рынке заявлен ввод новых торговых площадей, строящихся ТЦ, приближенный к полумиллиону квадратных метров (489 тыс. кв. м), - рост в 2,8 раза по сравнению с 2018 годом.

Продолжается рост формата фуд-маркетов (гастромаркет «Вокруг Света» в «Никольская плаза», Eat Market в «Красной розе» в Хамовниках)».



Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE:

«Важно отметить высокий потенциал для открытия новых торговых объектов в городах с высокими доходами и низкой обеспеченностью качественными торговыми центрами: Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Якутск, Абакан, Ангарск, Кисловодск, Махачкала.
В 2019 г. ожидается изменение географического распределения строительства новых торговых объектов. Активность девелоперов будет выше в регионах, которым ранее уделялось существенно меньше внимания: на Дальнем востоке и Северном Кавказе. В Грозном будет открыт проект «Грозный Молл», в Пятигорске после реконструкции будут более чем в 2 раза увеличены площади одного из ключевых проектов в городе - «Университи» (34 000 кв. м GLA). В Дальневосточном Федеральном Округе запланированы к открытию «Броско Молл» в Хабаровске и «Калина Молл» во Владивостоке. В последнем случае объект станет крупнейшим торгово-выставочным комплексом в городе.   



Также актуальным является строительство новых объектов в городах с высокой насыщенностью морально устаревшими торговыми центрами. В частности, в Казани строится ТРЦ на ул. Павлюхина (55 000 кв. м GLA).

Актуально строительство новых торговых объектов в городах Московской области, где имеется большой выбор участков под объекты, обладающие хорошей локацией с большой зоной охвата, хорошей покупательской способностью населения и расположенные по соседству с сильными якорными операторами (например, ТРЦ «Пушкино Парк» в соседстве с гипермаркетом «Гиперглобус», «Леруа Мерлен», «Декатлон» и «Дарвин»)».

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank:

«До 2021 г. значительного прироста площадей не ожидается. В целом объем ввода новых площадей будет находиться на уровне 300-400 тыс. кв. м. Вакансия в крупных популярных у населения ТЦ, работающих более 2 лет, будет снижаться до 4-5% к 2021 г. Доля свободных площадей в остальном объеме предложения будет колебаться в диапазоне 7-9%. Российский рынок будет пользоваться спросом у международных брендов, но, скорее всего, основной объем брендов придет из Азии».

Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield:

«Западные рынки опережают Россию по уровню развития. Этот разрыв постепенно сокращается, но все еще остается актуальным. В Европе и Америке торговый рынок уже несколько лет находится в процессе трансформации. Появление многих из этих трендов мы сейчас видим в России. Хотя онлайн торговля, являясь одним из ведущих факторов, влияющих на рынок в Европе, пока не является серьезной угрозой для оффлайн-ретейла в России, необходимо уже сейчас учитывать эту тенденцию в развитии сегмента».

Анна Никандрова, партнер Colliers International:

«В 2019 г., в соответствии с заявлениями девелоперов, а также текущим статусом строящихся объектов, мы ожидаем, что объема ввода качественных торговых центров в России вырастет до 1 млн кв. м, что на 60% больше ожидаемого нами значения 2018 г. Однако с учетом практики переноса ввода объектов в последние годы, объем ввода может составить около 800 тыс. кв. м.

Рост общероссийского ввода произойдет за счет более чем двукратного роста ввода в Москве с 186 тыс. кв. м до 383 тыс. кв. м, а также за счет роста ввода региональных объектов c 439 тыс. кв. м до 625 тыс. кв. м. При этом значительная часть нового регионального предложения – около 40% - придется на небольшие города с численностью населения от 100 до 300 тыс. чел. Крупнейшими объектами в этих городах станут «Грозный Молл» в г. Грозный и Golden Park в Нижневартовске.



Что касается Москвы, то здесь на протяжении последних четырех лет наблюдается тенденция снижения средней арендопригодной площади объектов. Эта тенденция продолжится и последующие годы (особенно с учетом выхода на рынок в 2019-20 гг. сети районных торговых центров ADG Group общей торговой площадью 315 тыс. кв. м) - доля торговых центров окружного и районного форматов в объеме ввода по итогам 2018 г. составит 62% по сравнению с 21% и 33% в 2016 и 2017 г. соответственно и сохранится на уровне 58-60% в следующие два года».

Тьерри Леконт, генеральный директор CEETRUS Россия:

«Среди трендов отметим редевелопмент существующих объектов, фокус на создание многофункциональных форматов как для нового строительства, так и для уже работающих проектов. Далее – уменьшение форматов арендаторов, развитие и усиление концепций шаговой доступности, которые лучше соответствуют изменениям в покупательском поведении. Устойчивое развитие – общая тенденция. Речь идет не только о следовании экологическим стандартам, но и о развитии и формировании форматов бизнеса, которые будут более устойчивы и востребованы потребителями в долгосрочной перспективе. Big Data становится важным ресурсом информации и новым «товаром» на рынке. Рост CtoC платформ (потребители – потребителям) идет по всему миру, и Россия не исключение. Потребители покупают у потребителей товары и услуги, и физические лица массово становятся ретейлерами.

В регионах идет волна редевелопмента: объекты меняются в зависимости от возможностей и сил владельцев, совместное инвестирование собственников и операторов в развлекательные и гибридные форматы; проекты по развитию новых логистических хабов появились на региональном рынке, и, будем надеяться, что в ближайшие годы они перейдут в стадию реализации».

Ольга Антонова, директор по коммерческой недвижимости Crocus Group:

«Экономический кризис продолжит влиять на покупательскую активность негативно. Повышение НДС, а следовательно, и рост цен с января 2019 г., растущая кредитная нагрузка, а также санкции будут влиять на снижение потребительской уверенности. Мы прогнозируем рост цен на эксплуатационные услуги и удорожание строительства. Объемы нового строительства останутся низкими. Ставки аренды существенно не изменятся. Возможно незначительное увеличение арендных платежей в связи с низким приростом предложения.

Вопрос реконцепции ТЦ приобретает все большую актуальность. Владельцы ТЦ продолжают работу по поиску уникальных концепций, которые позволили бы повысить привлекательность их объектов. Темпы выхода на российский рынок международных брендов будут снижаться».

Алина Стрелкова, директор по развитию и коммерции группы объектов Mall Management Group:

«В последние несколько лет все более четко прослеживается смена направления индустрии торговой недвижимости. Отвечая на изменения потребительского поведения, ТЦ становятся общественными пространствами. В новых моллах уже привычными являются: удобный паркинг, зоны отдыха в торговых галереях, мобильные приложения с актуальными предложениями для гостей, разнообразные сервисы – от колясок для детей и комнаты матери и ребенка до услуги Click & Collect и др.

Основными предпосылками для смены потребительского поведения и формирования новых трендов можно назвать большой прирост торговых площадей в 2014–2015 гг., когда предложение на рынке превысило спрос, снижение доходов населения в этом же периоде, и, как следствие, смену ориентиров в персональных расходах. Кроме того, на смену поколению X выходят «миллениалы» и представители поколения Z, как главные драйверы всех покупок. И сегодня невозможно игнорировать особенности их восприятия мира, формат потребления информации, их желания и потребности».



Юлия Митрович, сооснователь кулинарной школы Novikov School:

«Что может стать модным в грядущем году:

- Итальянский стрит-фуд, в частности, панини. И в целом новая волна интереса к итальянской кухне.

- Супы во всех видах: согревающие, холодные, сладкие и др. В этом году шефы стали больше экспериментировать с новыми вкусами, текстурами и подачей.

- Farm to table 2.0 - локаворские рестораны и фермы со своими ресторанами.

- Игра со вкусом: «обман рецепторов», когда еда является не тем, чем кажется на первый взгляд. Как раз Борис Зарьков открывает такой ресторан – «Krasota».

- Изменение подхода к сервису в ресторанах. Меняется восприятие сервиса, об этом стараются думать иначе, углубляться в персонализацию, эмоциональный сервис».

Ольга Летютина, генеральный директор «Столица Менеджмент»:

«В столичном регионе будущий год будет ознаменован вводом нового объема торговых площадей, который, по оценкам всего профессионального сообщества, будет в 2 раза выше, чем в 2018 г. При этом существенную долю среди них займут торговые объекты среднего и малого форматов, что связано с существенной локализацией потребителей. Несмотря на увеличение предложения, ожидается, что показатели вакантности по-прежнему будут снижаться и достигнут своих минимальных значений за последние несколько лет. Такой позитивный тренд обусловлен стремлением к развитию сетевых ретейлеров, а также увеличением неторговой составляющей в ТЦ (прежде всего, форматов, связанных с развлечениями и общественным питанием). Все больше оборотов будут набирать сервисные тренды, например, на услуги в формате Click & Collect. Особенно это будет актуально как раз для небольших ТЦ - ввиду того, что они расположены в зоне шаговой доступности и ориентированы на удовлетворение потребности в товарах ежедневного спроса».
 


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Малахатько Марина

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

CORE.XP

Рогожин Михаил

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Стрелкова Алина

Девелопмент

Crocus Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Делаем прогнозы! Офисы

Представляем вашему вниманию отрывки из выступлений экспертов, посвященных прогнозам на офисном рынке.
 
04.12
Экспертный анализ

Рынок МФК Москвы – тенденции и прогнозы

Ввод в эксплуатацию МФК в 4 квартале 2017 г. почти вдвое превысил общий объем ввода за 9 месяцев прошлого года, но говорить о росте интереса к МФК пока преждевременно, считают эксперты компании Key Capital.

08.02
Исследования рынка

2017-й: итоги и прогнозы на рынке коммерческой недвижимости Москвы

В сфере коммерческой недвижимости Москвы 2017-й год проявился продолжением вялотекущего кризиса. Эта сфера является, естественно, частью экономики страны и столицы, и общие проблемы «слабо положительного роста», конечно же, сказываются и на ней.

24.01

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: Страна Девелопмент
Открытие

В Восточном Бирюлеве построили ТЦ «Среда»

ГК «Страна Девелопмент» получила разрешение на ввод в эксплуатацию торгового центра площадью около 8,7 тыс. кв. м на Элеваторной улице. Открытие запланировано на апрель 2025 года. 
25.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: Курорт Лучи
Проект

В Анапе к 2030 году построят крупнейший курорт

На площади свыше 32 га курорта «Лучи» откроются отели операторов Azimut, Cosmos, Alean и Domina. Также здесь запланированы торговый центр, аквапарк, конгресс-холл и другая инфраструктура. Проект реализует СЗ «Авангард».
25.03
Источник: AFI Development
Игроки рынка

AFI Development станет более гибким

Девелопер запускает собственного оператора гибких офисов и коворкингов AFI Flex. Пилотной площадкой станет офисная часть МФК «АФИ Галерея» площадью 9,2 тыс. кв. м. Количество рабочих мест - 1300.
25.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre