Делаем прогнозы! Офисы

Представляем вашему вниманию отрывки из выступлений экспертов, посвященных прогнозам на офисном рынке.
 
6478
Елена Денисова, старший директор, руководитель отдела офисных помещений CBRE:

«Доминирование в структуре нового предложения небольших по площади офисных объектов будет характерно и для следующего года. Исходя из заявленных планов девелоперов, в 2019 г. объем введенных в эксплуатацию площадей вернется к уровню 2017 г. и составит порядка 420 тыс. кв. м.

Из запланированных на ближайшие четыре года новых офисных площадей подавляющее большинство (81% или около 1 млн кв. м) относятся к сегменту класса А. При условии реализации заявленных проектов в обозначенные сроки общее предложение офисных площадей класса А в Москве увеличится на четверть за этот период. Примечательно, что только 42% (550 тыс. кв. м) из всего объема запланированных к вводу в 2019-2022 гг. проектов расположено в пределах Третьего Транспортного кольца (ТТК), а 58% площадей приходятся на зоны между ТТК и МКАД и за пределами МКАД.

Офисный рынок Москвы продолжит развиваться полицентрично, однако новых кластеров в ближайшей перспективе не возникнет. Большинство бизнес-центров расположены в уже сложившихся деловых кластерах или вблизи них. Ленинградский деловой район, Центральный деловой район в зоне около Белорусского вокзала, деловой район Москва-Сити и ближайшие к нему территории, район у метро Тульская и Технопарк будут центрами сосредоточения девелоперской активности и продолжат формироваться за счет ввода новых качественных площадей.

В 2019 г. мы ожидаем, что спрос со стороны арендаторов и конечных покупателей на офисном рынке сохранится на высоком уровне, однако также останутся риски снижения деловой активности под влиянием изменений внешнего фона.

При условии реализации планов девелоперов, в 2019 г. появится еще четыре новых опции внутри ТТК. Мы ожидаем, что увеличится число предварительных договоров аренды, когда сделка заключается в ещё не введенном в эксплуатацию бизнес-центре.

Сложившая конъектура рынка будет оказывать влияние на уровень запрашиваемых ставок на офисные помещения, которые, по нашим прогнозам, будут меняться неравномерно. Наиболее привлекательные с точки зрения местоположения и качества бизнес-центры будут по-прежнему востребованы. Снижение вакантных площадей в таких офисных зданиях будет побуждать собственников к увеличению ставок аренды, вследствие чего можно ожидать роста ставок аренды преимущественно в сегменте класса А в отдельных районах. При этом, значительного изменения среднего уровня ставок аренды в целом на рынке в 2019 г. мы не ожидаем».

Вера Зименкова, региональный директор департаментов по работе с корпоративными клиентами и офисной недвижимости Colliers International:

«В 2019 г. мы ожидаем почти двукратное увеличение объема ввода офисных площадей по сравнению с рекордно низким показателем 2018 г., что будет сопоставимо с уровнем 2017 г. и составит около 395 тыс. кв. м (из которых половина соответствует офисам класса А). Увеличение объемов ввода в 2019 г. обусловлено возобновлением строительства ряда объектов, которые были ранее временно приостановлены. Соответственно, объем ввода офисных площадей в 2019 г. будет сформирован объектами, которые были анонсированы до кризиса, но активное строительство которых началось с 2017 г.

Низкие объемы нового строительства (относительно докризисных показателей), частичная заполненность объектов, находящихся в стадии строительства, а также растущий спрос со стороны потенциальных арендаторов и покупателей на офисные помещения обеспечат дальнейшее снижение вакантности, в результате чего уровень вакантных площадей может достигнуть 8,5% (в офисах классов А и B+/-). 

В 2019 г. мы ожидаем умеренный рост ставок аренды на офисную недвижимость в тех деловых районах, где идет активное сокращение объема качественного свободного предложения на фоне ограниченного объема ввода офисов в эксплуатацию».

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank:

«Будучи частью глобальной экономики, Россия идет в ногу с современными тенденциями и стандартами, в том числе и в запросах компаний на офисные помещения. Суровые реалии российской экономики заставляют компании искать новые пути оптимизации затрат и повышения производительности своего персонала. Жесткая конкурентная среда требует вовлечения всех ресурсов компании для выживания, а также реализации товаров и услуг более высокого уровня, чем у конкурентов. Эти тенденции формируют идеальные условия для перехода от традиционного офиса к «гибкому», гораздо более приспособленному к совместной работе.  По тем же причинам в последнее время рынок офисов Москвы переживает бум развития сети коворкинговых центров как в сегменте зданий класса А, так и класса Б. Очевидно, что за этими форматами - будущее офисного пространства».

Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований компании JLL в России и СНГ:

«Тенденция к переносу сроков ввода сохраняется: если в начале года планировалась реализация 250 тыс. кв. м, то сейчас этот показатель снизился до 172 тыс. кв. м. Это будет очередным антирекордом на офисном рынке Москвы. Тем не менее, по нашему прогнозу, рост спроса придаст уверенности девелоперам офисной недвижимости, что в конечном счете простимулирует ввод уже построенных объектов, а наметившийся дефицит площадей увеличит строительную активность».

Петр Исаев, коммерческий директор Capital Group:

«В будущем партнерство прошлых конкурентов и коллег-девелоперов, с учетом ограниченной экономической активности населения, усложнением законодательных условий, станет возможностью для создания интересных и знаковых продуктов, где каждый из игроков реализует свою экспертизу. Коллаборации не только на уровне сервисов и концепции, но и в сфере конкретной реализации проектов окажут благоприятное влияние на рынок».

Сергей Калинин, президент «Галс-Девелопмент»:

«Cтавший очевидным в 2018 г. запрос рынка – интерес к высокотехнологичным системам и «зеленым» решениям. Практически все объекты рынка недвижимости переходят на BIM-проектирование, оснащаются зарядками для электромобилей, оборудуются системами для автоматического сбора данных и т.д. Хочу отметить, что поиск новейших технологических решений актуален как никогда. Ускорение процесса строительства при повышении качества – это самые актуальные задачи на ближайшие годы».

Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis:

«Несмотря на рекордно низкий ввод офисных площадей в этом году, офисный рынок по-прежнему демонстрирует стабильный спрос: свободные площади уходят, вакантность на качественные объекты снижается. В следующем году под влиянием сокращающегося свободного предложения и стабильного спроса со стороны арендаторов ставки аренды начнут постепенно увеличиваться. Рост ставок в офисах класса А может составить до 10%».
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Денисова Елена

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

IBC Real Estate

Дзюба Олеся

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Capital Group

Исаев Петр

Девелопмент

Capital Group

Калинин Сергей

Девелопмент

ГК «Галс-Девелопмент»

CORE.XP

Зименкова Вера

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как выглядят офисы нового поколения?

За последние сто лет офисы совершили настоящую эволюцию. В начале ХХ в. традиционная кабинетная система сменилась шумными open-space. На смену им пришли офисные модули «кубиклы», формирующие бесконечные лабиринты ячеек. С развитием технологий современные офисы серьезно преобразились.
03.12
Исследования рынка

Офисы – спрос высок, и ставки - тоже

NAI Becar подвела итоги 3 квартала на рынке офисной недвижимости Москвы.

28.11
Экспертный анализ

Офисный сегмент лидирует по объему инвестиций

Эксперты компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2018 года и прогноз на 2019 год на рынке инвестиций в российскую недвижимость.
27.11

журнал CRE 13 (433)

Ноябрь 2
Журнал CRE № 13 (433) вышел в PDF-формате. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ В номере:  Опрос ЧЕТ ИЛИ НЕЧЕТ Топ-менеджеры ведущих компаний – о том, насколько высоки риски кризиса на рынке коммерческой недвижимости   Инвестиции МОЙ АДРЕС - СОВЕТСКИЙ СОЮЗ Так ли уж хорошо там, где нас раньше не было? Тема номера ЦИФРЫ НЕ БЬЮТСЯ  Ситуация с импортозамещением в цифровизации в коммерческой недвижимости оценивается экспертами "нужно просто подождать".   Логистика СИСТЕМА ИЗДЕРЖЕК...

Популярное

Источник: cre.ru
События

ТРЦ «Любимово» дали добро

ТРЦ «Любимово» получил разрешение на ввод в эксплуатацию.
 
27.11
Источник: ПИК
Проект

ПИК насытит Очаково-Матвеевское коммерческой недвижимостью

Девелопер планирует ввести более 60 тыс. кв. м под коммерческую инфраструктуру, в том числе, четырехэтажный комьюнити-центр «ОМА», площадью 18 тыс. кв. м.

28.11
Источник: Пресс-служба NF Group
Игроки рынка

NF Group – новый товарный знак и нейминг в ОАЭ

PARUS Real Estate продолжит работу в странах Ближнего Востока под брендом NF Group Middle East.
 
27.11
Источник: CRE
Переговоры

На «Саларис» нашли покупателя

Им может стать компания «Первый», связанная с акционерами ритейлера «Мария-Ра».
28.11
Источник: «Деловые Линии»
Открытие

«Деловые Линии» дотянулись до Вязьмы

«Деловые Линии» открыли четвертое подразделение в Смоленской области. 
 
27.11
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Кыргызстане построят крупнейший логистический комплекс

Инвестиции в логопарк в Кыргызстане составят $20 млн.
 
30.11
Источник: Авито
Экспертный анализ

Элита нации

Маркетплейсы и другие игроки e-commerce продолжают развивать премиальный и «люксовый» сегменты: Avito открыл «бутиковый» пункт выдачи заказов в отеле Marco Polo; Wildberries, Ozon, Сбер и Яндекс  усиливают премиальные витрины и, возможно, уже до января анонсируют смежные решения. Попытки ухода в «электронный люкс» и работа с качеством клиентского опыта остаются для маркетплейсов одними из немногих перспективных направлений в условиях спада покупательской способности, инфляции, полузакрытых границ и возвращения трафика в торговые центры как на «фабрики впечатлений» и атмосферных покупок. В кризис площадки планируют сыграть не только на традиционном «индексе губной помады», но и попробовать привлечь исторически консервативную аудиторию с высокими доходами.
 
Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
27.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre