Как выглядят офисы нового поколения?

За последние сто лет офисы совершили настоящую эволюцию. В начале ХХ в. традиционная кабинетная система сменилась шумными open-space. На смену им пришли офисные модули «кубиклы», формирующие бесконечные лабиринты ячеек. С развитием технологий современные офисы серьезно преобразились.
11932

Эксперты компаний CBRE и A-Store Estates назвали главные тренды на рынке офисной недвижимости.
 

Из офиса в дом
 

Основная тенденция на рынке офисной недвижимости – это уменьшение доли рабочего пространства (непосредственно рабочих столов и кабинетов), с одновременным ростом доли общественных зон, мест для командной работы, зон отдыха и неформального общения. Основной тренд можно описать как переход от офиса «как на фабрике» к офису «как дома». Главное качество таких пространств — разнообразие функций, благодаря которым в офисе есть все необходимое для жизни 24 часа в сутки: общение, развлечения, образование, рекреация, отдых и сон.
 

«Инфраструктурные инновации пришли к нам из IT бизнеса. Гиганты отрасли первыми поняли, что чем меньше офис похож на привычное рабочее место, тем больше времени сотрудники проводят на работе — а следовательно, тем выше их креативность и продуктивность», - рассказывает Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis.
 

В офисах Кремниевой долины уже никого не удивят футбольные и баскетбольные площадки, музыкальные мастерские и кинотеатры. Не отстают и отечественные IT работодатели. Так, в офисе компании «Яндекс» есть свой массажный салон, зал для йоги и музыкальная комната. Границы между работой и отдыхом стираются сегодня во всех традиционных сферах бизнесах. По оценкам экспертов, разнообразные общественные зоны в качественных офисных центрах занимают сегодня 30-40% всей площади, а в некоторых компаниях доходят до 70%.
 

Меняющийся офис
 

С развитием информационных технологий, увеличением роли креативного мышления и необходимости в работе на результат, офисы становятся более свободными, гибкими и легко трансформируемыми пространствами. «Появившийся формат «гибкого офиса» — это абсолютно новая концепция, которая подразумевает синергию индивидуальных рабочих мест, зон для командной работы и мест для отдыха, количество которых меняется в зависимости от проектов и задач, - поясняет Евгения Лучицкая. - Гибкий офис дает возможность создать оптимальное пространство для команды, собранной из специалистов разных областей для работы над конкретным проектом».
 

«Среди «гибких офисов» выделяется несколько форматов: serviced offices (предоставляются в аренду на короткие или регулируемые по запросу сроки «аренды» с возможность быстрого изменения используемой площади), managed offices (их готовят и оборудуют под конкретного пользователя с высокой долей кастомизации) и coworking spaces (помещения, в которых в аренду предоставляются рабочие места с возможностью пользоваться общественными зонами и оборудованием). Отдельно можно выделить incubators & accelerators (помещения, предназначенные для стартапов, которые различаются по специализации)», - комментирует Павел Якимчук, директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений CBRE.
 

Сегмент «гибких офисов» активно развивается. По данным CBRE, прирост рынка «гибких» пространств по итогам 2017 г. составил 44% (совокупный объем — 26,5 тыс. кв. м), а по итогам 2018 г., по прогнозу компании, рынок увеличится еще на 60% или на 52 тыс. кв. м.

Из наиболее интересных примеров в российской практике можно выделить Agile офис «Сбербанка», три этажа которого представляют собой пространства, изменяемые под разные функции. По словам создателей проекта, сотрудники такого офиса больше общаются, обмениваются информацией и меньше времени тратят на совещания. К тому же, «гибкий» формат экономит пространство. Так, hot-desks станции, предполагающие свободные рабочие места, за которыми могут работать участники созданной под проект группы, при грамотном планировании способны существенно сократить объем арендуемых площадей.
 

Зеленый — значит здоровый
 

Экологизация офисного пространства — еще один тренд, набирающий популярность во всем мире. Главное определение «зеленого» офиса — это офис, в котором все сотрудники компании вовлечены в программу по поддержанию режима экономии ресурсов. В таком офисе занимаются экопросвещением сотрудников, посетителей и партнеров, экономят ресурсы, отказываются от лишних закупок, используют безопасные средства и технологии, сортируют и сдают в переработку отходы.
 

Более того, «продвинутые» компании сегодня не только внедряют зеленые технологии, сохраняющие экологию, но и создают офисы, способствующие увеличению производительности труда. «Формат «зеленого офиса» сегодня активно дополняется форматом «здорового» офиса, когда пространство и то, что происходит в рабочей среде, должно способствовать сохранению здоровья сотрудников, - говорит Павел Якимчук. - В таких офисах проводятся организованные занятия спортом, коллективные пробежки, а «вредные» снеки в вендинговом автомате заменяются здоровым питанием».
 

«При правильном проектировании затраты на создание гибкого, зеленого офиса, насыщенного общественными пространствами, будут незначительно отличаться, - резюмирует Евгения Лучицкая. - А вот обслуживание в процессе эксплуатации — дешевле. Концепция востребованная, и в перспективе такие офисы выигрывают как во временном факторе, так и в стоимости, а следовательно — будут более прибыльные для арендодателя».

 



иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

Материалы по теме

Исследования рынка

Москве не хватает гибких рабочих пространств

Доля гибких рабочих пространств от общего предложения офисных площадей в Москве составляет менее 1%.
 
27.06
Точка зрения

О перспективах «гибких» офисов

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

26.02
Точка зрения

О популяризации гибких офисных решений

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

28.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre