Как выглядят офисы нового поколения?

За последние сто лет офисы совершили настоящую эволюцию. В начале ХХ в. традиционная кабинетная система сменилась шумными open-space. На смену им пришли офисные модули «кубиклы», формирующие бесконечные лабиринты ячеек. С развитием технологий современные офисы серьезно преобразились.

Эксперты компаний CBRE и A-Store Estates назвали главные тренды на рынке офисной недвижимости.
 

Из офиса в дом
 

Основная тенденция на рынке офисной недвижимости – это уменьшение доли рабочего пространства (непосредственно рабочих столов и кабинетов), с одновременным ростом доли общественных зон, мест для командной работы, зон отдыха и неформального общения. Основной тренд можно описать как переход от офиса «как на фабрике» к офису «как дома». Главное качество таких пространств — разнообразие функций, благодаря которым в офисе есть все необходимое для жизни 24 часа в сутки: общение, развлечения, образование, рекреация, отдых и сон.
 

«Инфраструктурные инновации пришли к нам из IT бизнеса. Гиганты отрасли первыми поняли, что чем меньше офис похож на привычное рабочее место, тем больше времени сотрудники проводят на работе — а следовательно, тем выше их креативность и продуктивность», - рассказывает Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis.
 

В офисах Кремниевой долины уже никого не удивят футбольные и баскетбольные площадки, музыкальные мастерские и кинотеатры. Не отстают и отечественные IT работодатели. Так, в офисе компании «Яндекс» есть свой массажный салон, зал для йоги и музыкальная комната. Границы между работой и отдыхом стираются сегодня во всех традиционных сферах бизнесах. По оценкам экспертов, разнообразные общественные зоны в качественных офисных центрах занимают сегодня 30-40% всей площади, а в некоторых компаниях доходят до 70%.
 

Меняющийся офис
 

С развитием информационных технологий, увеличением роли креативного мышления и необходимости в работе на результат, офисы становятся более свободными, гибкими и легко трансформируемыми пространствами. «Появившийся формат «гибкого офиса» — это абсолютно новая концепция, которая подразумевает синергию индивидуальных рабочих мест, зон для командной работы и мест для отдыха, количество которых меняется в зависимости от проектов и задач, - поясняет Евгения Лучицкая. - Гибкий офис дает возможность создать оптимальное пространство для команды, собранной из специалистов разных областей для работы над конкретным проектом».
 

«Среди «гибких офисов» выделяется несколько форматов: serviced offices (предоставляются в аренду на короткие или регулируемые по запросу сроки «аренды» с возможность быстрого изменения используемой площади), managed offices (их готовят и оборудуют под конкретного пользователя с высокой долей кастомизации) и coworking spaces (помещения, в которых в аренду предоставляются рабочие места с возможностью пользоваться общественными зонами и оборудованием). Отдельно можно выделить incubators & accelerators (помещения, предназначенные для стартапов, которые различаются по специализации)», - комментирует Павел Якимчук, директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений CBRE.
 

Сегмент «гибких офисов» активно развивается. По данным CBRE, прирост рынка «гибких» пространств по итогам 2017 г. составил 44% (совокупный объем — 26,5 тыс. кв. м), а по итогам 2018 г., по прогнозу компании, рынок увеличится еще на 60% или на 52 тыс. кв. м.

Из наиболее интересных примеров в российской практике можно выделить Agile офис «Сбербанка», три этажа которого представляют собой пространства, изменяемые под разные функции. По словам создателей проекта, сотрудники такого офиса больше общаются, обмениваются информацией и меньше времени тратят на совещания. К тому же, «гибкий» формат экономит пространство. Так, hot-desks станции, предполагающие свободные рабочие места, за которыми могут работать участники созданной под проект группы, при грамотном планировании способны существенно сократить объем арендуемых площадей.
 

Зеленый — значит здоровый
 

Экологизация офисного пространства — еще один тренд, набирающий популярность во всем мире. Главное определение «зеленого» офиса — это офис, в котором все сотрудники компании вовлечены в программу по поддержанию режима экономии ресурсов. В таком офисе занимаются экопросвещением сотрудников, посетителей и партнеров, экономят ресурсы, отказываются от лишних закупок, используют безопасные средства и технологии, сортируют и сдают в переработку отходы.
 

Более того, «продвинутые» компании сегодня не только внедряют зеленые технологии, сохраняющие экологию, но и создают офисы, способствующие увеличению производительности труда. «Формат «зеленого офиса» сегодня активно дополняется форматом «здорового» офиса, когда пространство и то, что происходит в рабочей среде, должно способствовать сохранению здоровья сотрудников, - говорит Павел Якимчук. - В таких офисах проводятся организованные занятия спортом, коллективные пробежки, а «вредные» снеки в вендинговом автомате заменяются здоровым питанием».
 

«При правильном проектировании затраты на создание гибкого, зеленого офиса, насыщенного общественными пространствами, будут незначительно отличаться, - резюмирует Евгения Лучицкая. - А вот обслуживание в процессе эксплуатации — дешевле. Концепция востребованная, и в перспективе такие офисы выигрывают как во временном факторе, так и в стоимости, а следовательно — будут более прибыльные для арендодателя».

 



иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Консалтинг и брокеридж

CBRE

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Исследования рынка

Москве не хватает гибких рабочих пространств

Доля гибких рабочих пространств от общего предложения офисных площадей в Москве составляет менее 1%.
 
27.06
Точка зрения

О перспективах «гибких» офисов

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

26.02
Точка зрения

О популяризации гибких офисных решений

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

28.08

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07
Переговоры

Почта-банк ищет штаб-квартиру

Почта-банк рассматривает варианты аренды офиса в БЦ «Кругозор» и коворкинге «Ключ».
19.07
Открытие

В «ЦДМ на Лубянке» открылась Гастрогалерея

В «Центральном Детском Магазине на Лубянке» появилось новое гастрономическое пространство, где представлены 13 кухонь мира.
19.07
Сделка

В «Интертерминал» пришел новый арендатор

Производитель и дистрибьютор бытовой техники арендовал склад в Московском районе Санкт-Петербурга.
18.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre