О перспективах «гибких» офисов

Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России

8959

В минувшем году значительно вырос рынок гибких офисных решений. Рост, в первую очередь, произошел за счет сегмента коворкингов, также увеличилось число офисов с краткосрочной арендой.

В Москве за год число коворкингов фактически удвоилось, а количество меблированных офисов класса А и В+ (с гибкими условиями аренды) выросло на 20%. Коворкинги оказались драйвером роста сегмента гибких офисных решений благодаря привлекательности для разных форм бизнеса. Микробизнес и самозанятых устраивают цены, которые ниже офисных. Спрос со стороны крупного бизнеса объясним удобством логистики и наличием готовых решений для работы. Немаловажным плюсом оказалась возможность платы за фактическую услугу, то есть аренда на удобное время.

Гибкие рабочие решения выбирают такие гиганты рынка, как Dell, Google, Microsoft, Toshiba и другие. Их всех объединяет стремление получить удобную услугу: готовый к работе офис или коворкинг в нужной локации на нужный срок. Гибкие офисные решения создают колоссальные возможности для бизнеса, т.к. не требуют вложений. «Гибкий» офис помогает компании спрогнозировать и иногда сократить финансовые расходы, что для многих является основной причиной для выбора того или иного формата офисного пространства.

Мы видим перспективу развития гибких офисов со стороны бизнеса, которому неудобна долгосрочная аренда. Согласно исследованиям Regus, в России 38% предпринимателей избегают или пытаются избежать долгосрочных арендных обязательств. При этом дефицит гибких решений вынуждает бизнес снимать офисные площади по классической схеме, сроком от 11 месяцев, со штрафом за досрочное прекращение договора. Если доля гибких офисных решений в мире порядка 8%, то в России она менее 1%.

Рынок офисов с гибкой арендой также ускорит рост, за счет нынешних резидентов коворкингов. Полагаю, что через год-два они захотят переместиться в более спокойное место, при этом не расставаясь с привычными удобствами: арендой на удобное время, услугами внешнего секретаря, меблировкой и IT-поддержкой, техническим и административным сопровождением.

Что касается сфер бизнеса, то гибкие офисные решения пользуются спросом в среде инновационных компаний из IT-сферы, работающих в области туризма, страхования, консалтинга. Также есть иностранные компании, которые впервые заходят в Россию и хотят попробовать бизнес, прежде чем переходить на постоянную схему. Короткий срок аренды может быть интересен для проектных групп или временных команд, которые собираются под конкретную проектную работу, или для компаний, которые ищут замену своему основному офису на время ремонта. Кроме того, для небольших организаций доступны такие нестандартные решения, как аренда офиса на неполный рабочий день или только на отдельные рабочие дни на неделе.

По нашим подсчетам, пока в Москве рынок гибких офисных решений состоит на 92% из коворкингов и на 8% из офисов. Офисы отстают, так как конкурируют с классической арендой. Стоимость внедрения гибких офисных решений дороже за счет большего профессионализма работы управляющей компании. Интенсивная ротация арендаторов ведет к значительному росту расходов на рекламу и маркетинг. Можно сравнить управление гибкими и обычными офисами как управление отелем или многоквартирным домом. Поэтому гибкие офисные решения называют отелем для бизнеса.



иГРОКИ РЫНКА

IWG

Баева Ирина

Другое

Regus

Материалы по теме

Экспертный анализ

У кого в Москве самые комфортные офисы?

Самыми комфортабельными офисами в Москве располагают американские компании, интерьеры которых предусматривают в среднем 12 кв. м на каждого сотрудника. Данный показатель на 13% выше среднего уровня плотности рассадки сотрудников – 10,5 кв. м на человека. 

21.02
Экспертный анализ

80% всех офисов в Москве сдается в течение года

Согласно исследованию, проведенному аналитиками Cushman & Wakefield, 80% всех офисов в Москве сдается в аренду в течение первого года экспозиции. Вероятность сдачи в аренду офисного блока снижается втрое в каждые последующие 6 месяцев.

14.02
Экспертный анализ

В 2018-м в Москве введут минимум офисов

В 2017 г. в Москве объем ввода офисных площадей составил 408 000 кв. м. что на 31% больше, чем в 2016 г. Впервые после 2014 г. прирост объема ввода показал положительную динамику. По прогнозам Colliers International, в 2018 г. объем ввода офисов составит 264 000 кв. м, что станет минимальным показателем за всю историю рынка. 

02.02
Экспертный анализ

Сколько сотрудников не посещают офис?

Как показало последнее исследование, проведенное компанией Regus в бизнес-центрах трех крупнейших российских городов, 70% офисных сотрудников работают по нормированному графику, приходя на работу рано утром и уходя с нее вечером. В режиме гибкого графика работают лишь 30% всех офисных сотрудников.

29.01

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 июля)

Ребрендинг KravtGroup, новые назначения в Blank и Manufaqtury, крупная офисная сделка «Магнита», новые магазины в МЕГАХ, цифровые активы Aspace, эксклюзивы Invest 7 и Ricci, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
13.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Кто не рискует: как защищены участники фондов коллективных инвестиций

Фонды коллективных инвестиций уже стали для российского рынка недвижимости массовым продуктом, однако управляются они пока преимущественно в ручном режиме. Практически нет и «упакованных» решений для минимизации профильных рисков, в том числе страховых. Это беспокоит как собственников, управляющие компании и инвесторов, так и соответствующие государственные ведомства, и может затормозить развитие сегмента.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.07
Источник: CRE
Рейтинг

Топ-5 исследований рынка за июнь 2025 года

Уже не первый год мы регулярно составляем Топ-10 новостей за неделю по одному единственному показателю - читаемости. Пришло время попробовать составить похожий рейтинг аналитических материалов, но с оговоркой - попадают туда только материалы из разделов "Исследования рынка" и "Экспертный анализ", а количество мы сократили до пяти - эти материалы лидируют по читаемости с заметным преимуществом.
14.07
Источник: CRE
Аукцион

РАД реализует активы «Почты России»

Российский аукционный дом выставил на торги в Москве 11 непрофильных активов «Почты России» общей стоимостью более 5 млрд рублей. Крупнейшими из них стали объекты на Мясницкой улице и в Ростокине.
16.07
Источник: Instone Development
Сделка

Carville расширяется в “Южных Вратах”

Российский поставщик автомобильных запчастей и аксессуаров арендовал дополнительно 6 000 кв. м, увеличив совокупную площадь помещений, занимаемых в индустриальном парке, до 29 000 кв. м.
17.07
Источник: CRE
Проект

ПСБ может занять стадион «Шинник»

Площадка стадиона «Шинник» в центре Ярославля площадью свыше 10 гектаров рассматривается как ключевой участок под строительство нового головного офиса ПСБ.
15.07
Источник: Invest7
Проект

В Подольске готовят ко вводу новый комплекс Light Industrial

Invest7 представляет новый проект на ко-эксклюзивной основе. Первая очередь проекта, состоящая из двух корпусов площадью 3 000 кв. м будет введена уже в сентябре этого года.
14.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre