Традиционно доля свободных площадей на рынке Москвы была основным показателем благополучия. Многие девелоперы считали, что только при низкой доле вакансии можно говорить о росте рынка. Однако последние годы показали, что даже при 3 миллионах свободных квадратных метров рынок обеспечивает ежегодный оборот арендованных и купленных площадей выше 1 млн кв. м. Это означает, что даже в условиях избытка площадей успешная сдача в аренду вполне возможна.
«Более того, высокая вакансия не являлась препятствием даже для роста арендных ставок в 2011-2013 гг. Поэтому мы полагаем, что именно таргетирование срока экспозиции является фактором успеха для работы на «низком» рынке, - комментирует Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield. - С 2014 г. на рынке фактически отсутствуют сделки предварительной аренды. Высокая доля сделок с помещениями, экспонировавшимися более года, в 2016 г. объясняется высокой турбулентностью и массовым репрайсингом неликвидных помещений. Данные, накопленные за 13 лет наблюдений, позволяют утверждать, что экспозиция офисных площадей подчиняется единому закону, при котором порядка 60% всех офисных площадей Москвы сдается в течение первых 6 месяцев, 80% всех офисов сдается в течение первого года экспозиции».
Наиболее характерным является 2008 год, в который более половины сделок были сделками предварительной аренды. Ожидаемо наиболее «быстрыми» годами были 2005-2007, когда в течение полугода сдавалось более 80%. 2009 год был самым медленным, но, тем не менее, за полгода было сдано более 50%. 2015 год практически повторил паттерн 2009 г. Любопытно, что три квартала 2017 г. показали динамику, сходную с 2005-2007 гг., с большой долей «быстрого» рынка и высоколиквидных помещений. Это может быть сигналом к разогреву рынка даже при высоком уровне свободных помещений.
С точки зрения экспозиции, географические и «классовые» различия минимальны. Несмотря на то, что в Москва Сити наблюдается высокая вакансия, сроки экспозиции по заключенным сделкам отличаются незначительно. Для открытых вакансий картина похожая, однако рынок делится на две ярко выраженные группы: высоколиквидный рынок (помещения, экспонирующиеся менее года) и низколиквидный (помещения, экспонирующиеся более года). Всего около 70% площадей относятся к высоколиквидному рынку. Это означает, что 30% площадей неконкурентоспособны. Поэтому вопрос не в том, сколько площадей на рынке свободно, а в том, что нужно сделать для того, чтобы сдать помещение в течение года.