Москву захватил ЗОЖ

Аналитики компании Knight Frank проанализировали развитие продуктовых сетей в столичном стрит-ретейле в границах МКАД с 2015 г. и выяснили, что темпы закрытия продуктовых точек значительно уступают темпам их прироста – за 3 года в Москве закрылось 609 торговых точек, а открылось 2 009, таким образом, в столице функционирует 4 514 магазинов сетевых ретейлеров.
4817
Свое существование прекратили 12 сетевых брендов, а вышли на рынок 7 новых игроков. Особенно значительный рост продемонстрировал продуктовый ретейл формата «здоровое питание» и «фермерские продукты», который нарастил свое присутствие почти в 3,5 раза (с 209 до 714 торговых точек), при этом в данном формате на рынок вышло 3 новых бренда – LavkaLavka (7 торговых точек) и «Фреш Маркет 77» (6 торговых точек, 3 готовятся к открытию), а также «Ближние горки» (6 торговых точек).Самый крупный представитель ниши – «ВкусВилл» – показал почти десятикратный прирост количества магазинов (с 51 до 480 точек) – это самый мощный рост в сегменте продуктового ретейла среди всех игроков. Количество супермаркетов и мини-маркетов в стандартном формате за 3 года увеличилось в 1,7 раза (с 2296 до 3800 торговых точек). Лидерами по темпам прироста новых торговых точек и их численности стали сети «Магнит у дома» (рост почти в 7 раз до более чем 1 200 магазинов), «Дикси» (с ростом в 2,3 раз до 676 точек), «Пятерочка» (рост в 1,6 раз до 800 точек).  

• С 2015 г. на столичном рынке стрит-ретейла закрылось 609 торговых точек продуктового ретейла, при этом с рынка ушло 12 сетевых брендов – «Седьмой континент» (закрылось 122 магазина), «Диксика» (30 точек), АЛМИ (27 точек), «Покупай» (26 точек), «Я Любимый» (19 точек), «Народная 7Я» (14 точек), «Копейка» (7 точек), «Е.д.а»(5 точек), «Манго» (7 точек), «Едофф» (4 точки), «Огни столицы» (4 точки), «Полушка» (2 точки). С 2016 г. в сети «Седьмой континент» началась оптимизация магазинов, затем передача прав на бренд и аренду помещений, где работали торговые точки. Окончательное закрытие сети было связано с желанием основного акционера сконцентрироваться на активах в недвижимости (магазины сети работали на площадях, в основном принадлежавших структурам акционера). АЛМИ как проект одного из акционеров ГК «Виктория» стартовал в Москве, но без особо успеха, после чего акцент в развитии была смещен на республику Беларусь, где сеть работает и по сей день. «Диксика» была проектом компании по комплексному оснащению объектов торговли и общепита TAS Retail&Horeca. Сеть магазинов закрыли, поскольку в условиях снижения покупательской активности не были оправданы финансовые ожидания.



• Сократили свое присутствие на рынке, уменьшив число торговых точек за 3 года на 91 магазин, 7 сетевых брендов: «Перекресток Экспресс» (с 197 до 129 торговых точек), «Избенка» (с 125 до 118 точек), «Монетка» (с 47 до 45 точек), АБК (с 36 до 32 точек), «Гастрономир» (с 12 до 9 точек), «Бахетле» (с 7 до 3 точек), «Оливье» (с 4 до 3 точек), «Окей» (с 3 до 1 точки). Большинство магазинов «Перекресток Экспресса» развивалось по франшизе (первый опыт для X5 в таком формате), но в результате выросшая до 170 магазинов сеть приносила менее 1% выручки группы. Сначала сеть пытались продать, но не нашли покупателя, поэтому прошла оптимизация и переформатирование под другие бренды. «Избенка» как второй, менее популярный в силу ограниченного ассортимента формат сети, отошел на второй план, уступив место «ВкусВиллу». 

• Всего на столичный рынок за 3 года вышло 7 новых сетевых брендов, представленных 138 магазинами, при этом в формате «здоровое питание» и «фермерские продукты» 3 новых игрока – LavkaLavka, «Фреш Маркет 77», «Ближние горки» с общим количеством в 19 магазинов. Всего на текущий момент на рынке представлено 7 сетевых брендов здорового питания или 714 магазинов, что составляет 16% от общего объема торговых точек продуктового ретейла. 



• Самым крупным игроком в нише фермерских продуктов и здорового питания остается «ВкусВилл». С 2015 г. ретейлер нарастил свое присутствие почти в 10 раз (с 51 до 480 магазинов) – это самый значительный прирост среди всех продуктовых ретейлеров на столичном рынке. Средняя площадь магазинов сети варьирует от 100 до 250 кв. м.

• Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейла Knight Frank, отмечает, что стратегия развития сети «ВкусВилл» на 2019 год очевидно будет акцентирована на выход в регионы. В частности, на рынок Санкт-Петербурга, где на текущий момент открыты 5 торговых точек, с учетом высокой конкуренции на рынке продуктового ретейла для рентабельности экспансии ритейлеру нужно открыть в данном направлении порядка 100 объектов. Сетью для размещения по-прежнему рассматриваются оба формата: стрит-ретейл и ТРЦ, но поскольку средняя площадь объекта не превышает 300 кв. м, то для средних и крупных ТРЦ такой арендатор не будет являться трафикообразующим якорем. Хотя примеры размещения «ВкусВилла» на площадях концептуальных ТРЦ вместе с якорным гипермаркетом уже есть, например, ТЦ «Водный» и ТРЦ «Авиапарк». 

• Другие игроки в данной нише показали гораздо более скромный рост, однако все уверенно расширяются, ни один игрок не закрыл свою сеть. За 3 года сеть «Мясновъ» увеличила количество своих торговых точек на 25% (с 150 до 200 точек), «Город-Сад» – 2 до 7 точек, LavkaLavka – с 1 до 7, «Фреш Маркет 77» – 6 новых магазинов, «Ближние горки» – с 3 до 6, «Углече Поле» – с 2 до 5. Все магазины в данной нише представлены небольшими форматами до 350 кв. м. По словам Виктории Камлюк, емкость столичного рынка для продуктового ритейла в полной мере не заполнена, тем более, что тема здорового питания только набирает популярность, а средний чек в подобных магазинах выше. Вероятнее всего, дальнейшее развитие формата мы увидим в спальных районах. 

• Что касается остальных продуктовых ретейлеров, то самый заметный рост за 3 года совершила сеть «Магнит у дома», почти в 7 раз увеличив свое присутствие на рынке – с 188 до 1246 торговых точек (это максимальный показатель продуктового ретейла в столице в пределах МКАД по количеству магазинов на текущий момент). 

• Далее по темпам прироста следует сеть «Дикси» с показателем увеличения в почти 2,5 раза – с 295 до 676 магазинов. Замыкает тройку лидеров «Пятерочка» с ростом порядка – 1,6 раз с 474 до 800 магазинов (вторая по численности магазинов сеть в Москве). Пятая по численности магазинов сеть «Перекресток» за 3 года выросла в 1,4 раз с 115 магазинов до 164. Темпы развития сетей будут зависеть от многих факторов – это и восстановление покупательского спроса, и политические ограничения (сейчас обсуждается проект увеличения предельной доли ретейлера в регионах с 25% до 30-35%), и продление экономического эмбарго. Большинство ретейлеров акцентируют внимание на развитии онлайн продаж и обеспечении доставки продуктов, а также, следуя за изменившейся моделью покупательского поведения, на форматах у дома, что как раз и будет способствовать росту их доли в стрит-ретейле. 


иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

Консалтинг и брокеридж

Knight Frank

Материалы по теме

Исследования рынка

Продуктовые магазины отвоевывают центр Москвы

За последние два года продуктовые магазины существенно увеличили площадь занимаемых помещений в центре Москвы, говорится в исследовании компании Knight Frank. 
30.10
Сюжет

Продукты придут к покупателю сами

Основатель проекта Maxitube Максим Зябкин придумал, как избавить москвичей от утомительных очередей и бесконечного созвона с плохо ориентирующимися на местности курьерами. 
13.10
Исследования рынка

Ритейл. Развитие профиля «продукты»

Эксперты компании «Магазин Магазинов» рассказали о том, как развивается сейчас продуктовый ритейл.

19.07

журнал CRE 11-12 (389-390)

Июнь (1-2)
Журнала можно купить в редакции (тел. 8-499-490-04-79). Номер вышел при поддержке:   Алютех https://alutech-group.com/   MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru В НОМЕРЕ: Актуально ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД Насколько холодное противостояние лидеров России и Запада заморозило инвестиции     Тема номера КОРОННЫЕ ФОРМАТЫ Какие решения будут актуальны уже завтра?   Тенденции СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ В продуктовом ритейле продолжается консолидаци...

Популярное

Назначения

Kalinka Group усилила команду топ-менеджеров

Генеральным директором компании назначен Алексей Турундаев, Марат Набиуллин возглавит направление цифровой трансформации компании, Александр Сумкин назначен на пост технического директора, а Александр Шибаев, занимавший должность директора по консалтингу и аналитике, повышен до директора по развитию компании.

30.07
Открытие

Владимирский ТЦ «Черёмушки» сформировал стартовый пул «якорей»

Состав якорных арендаторов проекта возглавили супермаркеты SPAR (1 190 кв. м) и DNS (450 кв. м), семейный развлекательный центр федеральной сети «Скалалэнд» (375 кв. м), международный ресторан быстрого обслуживания KFC (210 кв. м).
02.08
Власть

В Петербурге попытаются открыть фуд-корты и «острова»

Беглов объявил о возобновлении работы фуд-кортов при 100% вакцинации сотрудников, обеспечении разделения входящих и выходящих потоков, а также контроле плотности не более 1 человека на 4 кв. м.
30.07
Переговоры

Accent Capital может приобрести бизнес-центр «Пионера»

Компания ведет переговоры о покупке одного из корпусов «Останкино Business Park» площадью 22 250 кв. м.
30.07
Сделка

Головной офис для «Самолета» построит Manufaqtury

Инвестиции в обустройство офисного пространства площадью 3 тыс. кв. м составят порядка 300 млн рублей.
02.08
Назначения

У Knight Frank есть Бонд, Алисса Бонд

Алисса займет должность директора отдела по представлению интересов арендаторов и покупателей департамента офисной недвижимости.
03.08
Игроки рынка

Выручка CBRE во втором квартале составила почти 6,5 млрд долларов

Центральный офис компании подвел итоги деятельности за 2 квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, выручка увеличилась на 20%, а чистая прибыль на 30% (в долларах США).
30.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre