Как развивается гринвошинг?

Не так давно в Москве состоялась Девелоперская среда, посвященная «зеленому» строительству. Специалисты отрасли выяснили, кому это нужно, чем грозит международная сертификация и готовы ли покупатели доплачивать за «зеленые» квартиры и апартаменты.
3632
Что плохого думают про «зеленое» строительство? А что хорошего? Вроде уже 10 лет, как в России официально существует строительство со статусом «зеленое», но понимания этого термина нет.

В основном такой статус ассоциируется с объектами так называемого «гринвошинга», который как бы эко- био- и все остальное, но на самом деле не имеет ничего (или почти ничего) общего с «зелеными» технологиями.

Обычно к минусам применения «зеленого» строительства относят повышение себестоимости строительства и необходимость использования зарубежных технологий. В реальности же не увеличивать себестоимость при наличии технологий и специалистов вполне реально. А такие технологии и специалисты в России уже есть, хоть их пока и недостаточно.

За рубежом для объектов экологического строительства применяются особые тарифы, государственные льготы и дотации, в России же все еще ориентируются больше на спекулятивный подход к строительству. Но если рассматривать строительство не только в цепочке «построил-продал», а смотреть на весь жизненный цикл объекта от планирования до утилизации, станет очевидным преимущество использования «зеленых» технологий. В том числе экономическое, ведь 80% жизненного цикла объекта — это стадия эксплуатации.

Принцип 4 «Э»:

· энергоэффективность,

· экологичность,

· эстетичность,

· экономичность.

На российском рынке есть осознанные девелоперы, которые стремятся строить по «зеленым» стандартам. Порядка 10-15% подают заявки на сертифицирование, и есть несколько успешных кейсов. Но многие сталкиваются с изменениями концепции во время строительства и до финальной сертификации так и не доходят.

По данным специалистов по недвижимости, приоритеты покупателей обычно строятся таким образом: цена, локация, качество проекта, а затем уже - материалы, планировки и благоустройство. Это, несомненно, влияет на концепцию объекта. Клиент готов выбрать «зеленый» дом только при прочих равных, а вот разница в цене квадратного метра скорее склонит его на сторону более дешевого, а не более «зеленого» объекта. 

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», на примере двух строящихся объектов компании утверждает, что на сегодняшний день вполне реально практически не увеличивать себестоимость строительства при использовании «зеленых» технологий. В первую очередь, этому способствует BIM-проектирование объектов, когда каждое технологическое решение можно взвесить, проверить и оптимизировать еще до стадии строительства — и выбрать оптимальный набор «зеленых» параметров. 
Платить просто за сертификат клиенты не готовы, подтвердила эксперт. Но ведь «зеленое строительство» — это не сертификат, а вполне конкретные параметры объекта, которые нужно до клиента доносить. Если девелопер показывает все выгоды «зеленого» подхода для конечного потребителя — будь то энергоэффективность, снижение затрат на коммунальные платежи, визуальный и акустический комфорт в здании, и пр. — покупатели готовы «голосовать рублем» за такие объекты. Для объектов «Сити-XXI век» премия за «зеленость» составляет от 3% до 7% в цене продажи, а срок окупаемости - от 4 до 7 лет, соответственно. 

Вера Бурцева, руководитель рабочей группы по разработке российской профессиональной системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM, рассказала, что по объектам Сити-XXI век энергетическая эффективность составит 31,07%, экономическая — 24,6% (что эквивалентно 8,4 млн. руб. в год), а снижение выбросов CO2 27,19% для миниполиса Серебрица, и 31,33%, 28,36% (9,6 млн. руб. в год) и 30% для их нового объекта в Опалихе, соответственно, т.е. эксплуатация этих объектов обойдется клиентам на 24,6% относительно конкурентного окружения. 

Международная сертификация зачастую кажется обывателям «надежнее». Но при выборе сертификата перед застройщиком встают несколько вопросов. Зачастую более дорогая сама по себе и подразумевающая использование зарубежных технологий и материалов международная сертификация изменит все же себестоимость строительства, а, следовательно, и цену для покупателя. Да и сама процедура не из легких. В России нет собственного авторизованного представительства, например, BREEAM, которое могло бы проводить сертификацию на месте и на русском языке. 

Главным вопросом второй сессии Девелоперской среды стал: «Готовы ли вы купить „зеленый“ объект?»

Сам по себе сертификат на сегодняшнем рынке - не ценность для клиента. Он лишь подтверждение намерений девелопера создать определенную среду для жизни. Скорее - маркетинговый ход. Там не менее, строительство «по-зеленому» служит не только для привлечения клиентов, но и реально экономически выгодно застройщикам уже на этапе строительства.

Все же сейчас покупатели квартир, особенно в высокобюджетном сегменте, при выборе проекта все больше обращают внимание и на материалы, и на технологии строительства, и на системы инженерии.


Материалы по теме

Экспертный анализ

В России растет объем рынка «зеленых» объектов

Компания JLL представляет результаты регулярного исследования российского рынка экологического строительства. За последние два года рынок недвижимости, сертифицированной по международным экологическим стандартам в России, увеличился почти вдвое – на 1,7 млн кв. м – и в настоящий момент превышает 3,6 млн кв. м, свидетельствуют данные JLL.

01.02
Экспертный анализ

«Зеленое» будущее городских крыш

При сегодняшних темпах урбанизации и росте городов, когда у естественной среды отнимается все больше пространства, тема озеленения особенно актуальна и интересна. Так, несмотря на достаточно высокие первичные вложения, озеленение кровли позволяет существенно сэкономить в процессе эксплуатации. 

14.03
Точка зрения

Зеленое или энергоэффективное? Перспективы рынка зеленых зданий

Денис Подшиваленко, к.э.н., член RICS, RuGBC, Генеральный директор Green Expertise LLC (ООО «ГринЭкспертиза»)

18.12

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre