В основном такой статус ассоциируется с объектами так называемого «гринвошинга», который как бы эко- био- и все остальное, но на самом деле не имеет ничего (или почти ничего) общего с «зелеными» технологиями.
Обычно к минусам применения «зеленого» строительства относят повышение себестоимости строительства и необходимость использования зарубежных технологий. В реальности же не увеличивать себестоимость при наличии технологий и специалистов вполне реально. А такие технологии и специалисты в России уже есть, хоть их пока и недостаточно.
За рубежом для объектов экологического строительства применяются особые тарифы, государственные льготы и дотации, в России же все еще ориентируются больше на спекулятивный подход к строительству. Но если рассматривать строительство не только в цепочке «построил-продал», а смотреть на весь жизненный цикл объекта от планирования до утилизации, станет очевидным преимущество использования «зеленых» технологий. В том числе экономическое, ведь 80% жизненного цикла объекта — это стадия эксплуатации.
Принцип 4 «Э»:
· энергоэффективность,
· экологичность,
· эстетичность,
· экономичность.
На российском рынке есть осознанные девелоперы, которые стремятся строить по «зеленым» стандартам. Порядка 10-15% подают заявки на сертифицирование, и есть несколько успешных кейсов. Но многие сталкиваются с изменениями концепции во время строительства и до финальной сертификации так и не доходят.
По данным специалистов по недвижимости, приоритеты покупателей обычно строятся таким образом: цена, локация, качество проекта, а затем уже - материалы, планировки и благоустройство. Это, несомненно, влияет на концепцию объекта. Клиент готов выбрать «зеленый» дом только при прочих равных, а вот разница в цене квадратного метра скорее склонит его на сторону более дешевого, а не более «зеленого» объекта.
Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», на примере двух строящихся объектов компании утверждает, что на сегодняшний день вполне реально практически не увеличивать себестоимость строительства при использовании «зеленых» технологий. В первую очередь, этому способствует BIM-проектирование объектов, когда каждое технологическое решение можно взвесить, проверить и оптимизировать еще до стадии строительства — и выбрать оптимальный набор «зеленых» параметров.
Платить просто за сертификат клиенты не готовы, подтвердила эксперт. Но ведь «зеленое строительство» — это не сертификат, а вполне конкретные параметры объекта, которые нужно до клиента доносить. Если девелопер показывает все выгоды «зеленого» подхода для конечного потребителя — будь то энергоэффективность, снижение затрат на коммунальные платежи, визуальный и акустический комфорт в здании, и пр. — покупатели готовы «голосовать рублем» за такие объекты. Для объектов «Сити-XXI век» премия за «зеленость» составляет от 3% до 7% в цене продажи, а срок окупаемости - от 4 до 7 лет, соответственно.
Вера Бурцева, руководитель рабочей группы по разработке российской профессиональной системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM, рассказала, что по объектам Сити-XXI век энергетическая эффективность составит 31,07%, экономическая — 24,6% (что эквивалентно 8,4 млн. руб. в год), а снижение выбросов CO2 27,19% для миниполиса Серебрица, и 31,33%, 28,36% (9,6 млн. руб. в год) и 30% для их нового объекта в Опалихе, соответственно, т.е. эксплуатация этих объектов обойдется клиентам на 24,6% относительно конкурентного окружения.
Международная сертификация зачастую кажется обывателям «надежнее». Но при выборе сертификата перед застройщиком встают несколько вопросов. Зачастую более дорогая сама по себе и подразумевающая использование зарубежных технологий и материалов международная сертификация изменит все же себестоимость строительства, а, следовательно, и цену для покупателя. Да и сама процедура не из легких. В России нет собственного авторизованного представительства, например, BREEAM, которое могло бы проводить сертификацию на месте и на русском языке.
Главным вопросом второй сессии Девелоперской среды стал: «Готовы ли вы купить „зеленый“ объект?»
Сам по себе сертификат на сегодняшнем рынке - не ценность для клиента. Он лишь подтверждение намерений девелопера создать определенную среду для жизни. Скорее - маркетинговый ход. Там не менее, строительство «по-зеленому» служит не только для привлечения клиентов, но и реально экономически выгодно застройщикам уже на этапе строительства.
Все же сейчас покупатели квартир, особенно в высокобюджетном сегменте, при выборе проекта все больше обращают внимание и на материалы, и на технологии строительства, и на системы инженерии.