Как развивается гринвошинг?

Не так давно в Москве состоялась Девелоперская среда, посвященная «зеленому» строительству. Специалисты отрасли выяснили, кому это нужно, чем грозит международная сертификация и готовы ли покупатели доплачивать за «зеленые» квартиры и апартаменты.
3546
Что плохого думают про «зеленое» строительство? А что хорошего? Вроде уже 10 лет, как в России официально существует строительство со статусом «зеленое», но понимания этого термина нет.

В основном такой статус ассоциируется с объектами так называемого «гринвошинга», который как бы эко- био- и все остальное, но на самом деле не имеет ничего (или почти ничего) общего с «зелеными» технологиями.

Обычно к минусам применения «зеленого» строительства относят повышение себестоимости строительства и необходимость использования зарубежных технологий. В реальности же не увеличивать себестоимость при наличии технологий и специалистов вполне реально. А такие технологии и специалисты в России уже есть, хоть их пока и недостаточно.

За рубежом для объектов экологического строительства применяются особые тарифы, государственные льготы и дотации, в России же все еще ориентируются больше на спекулятивный подход к строительству. Но если рассматривать строительство не только в цепочке «построил-продал», а смотреть на весь жизненный цикл объекта от планирования до утилизации, станет очевидным преимущество использования «зеленых» технологий. В том числе экономическое, ведь 80% жизненного цикла объекта — это стадия эксплуатации.

Принцип 4 «Э»:

· энергоэффективность,

· экологичность,

· эстетичность,

· экономичность.

На российском рынке есть осознанные девелоперы, которые стремятся строить по «зеленым» стандартам. Порядка 10-15% подают заявки на сертифицирование, и есть несколько успешных кейсов. Но многие сталкиваются с изменениями концепции во время строительства и до финальной сертификации так и не доходят.

По данным специалистов по недвижимости, приоритеты покупателей обычно строятся таким образом: цена, локация, качество проекта, а затем уже - материалы, планировки и благоустройство. Это, несомненно, влияет на концепцию объекта. Клиент готов выбрать «зеленый» дом только при прочих равных, а вот разница в цене квадратного метра скорее склонит его на сторону более дешевого, а не более «зеленого» объекта. 

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век», на примере двух строящихся объектов компании утверждает, что на сегодняшний день вполне реально практически не увеличивать себестоимость строительства при использовании «зеленых» технологий. В первую очередь, этому способствует BIM-проектирование объектов, когда каждое технологическое решение можно взвесить, проверить и оптимизировать еще до стадии строительства — и выбрать оптимальный набор «зеленых» параметров. 
Платить просто за сертификат клиенты не готовы, подтвердила эксперт. Но ведь «зеленое строительство» — это не сертификат, а вполне конкретные параметры объекта, которые нужно до клиента доносить. Если девелопер показывает все выгоды «зеленого» подхода для конечного потребителя — будь то энергоэффективность, снижение затрат на коммунальные платежи, визуальный и акустический комфорт в здании, и пр. — покупатели готовы «голосовать рублем» за такие объекты. Для объектов «Сити-XXI век» премия за «зеленость» составляет от 3% до 7% в цене продажи, а срок окупаемости - от 4 до 7 лет, соответственно. 

Вера Бурцева, руководитель рабочей группы по разработке российской профессиональной системы повышения энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM, рассказала, что по объектам Сити-XXI век энергетическая эффективность составит 31,07%, экономическая — 24,6% (что эквивалентно 8,4 млн. руб. в год), а снижение выбросов CO2 27,19% для миниполиса Серебрица, и 31,33%, 28,36% (9,6 млн. руб. в год) и 30% для их нового объекта в Опалихе, соответственно, т.е. эксплуатация этих объектов обойдется клиентам на 24,6% относительно конкурентного окружения. 

Международная сертификация зачастую кажется обывателям «надежнее». Но при выборе сертификата перед застройщиком встают несколько вопросов. Зачастую более дорогая сама по себе и подразумевающая использование зарубежных технологий и материалов международная сертификация изменит все же себестоимость строительства, а, следовательно, и цену для покупателя. Да и сама процедура не из легких. В России нет собственного авторизованного представительства, например, BREEAM, которое могло бы проводить сертификацию на месте и на русском языке. 

Главным вопросом второй сессии Девелоперской среды стал: «Готовы ли вы купить „зеленый“ объект?»

Сам по себе сертификат на сегодняшнем рынке - не ценность для клиента. Он лишь подтверждение намерений девелопера создать определенную среду для жизни. Скорее - маркетинговый ход. Там не менее, строительство «по-зеленому» служит не только для привлечения клиентов, но и реально экономически выгодно застройщикам уже на этапе строительства.

Все же сейчас покупатели квартир, особенно в высокобюджетном сегменте, при выборе проекта все больше обращают внимание и на материалы, и на технологии строительства, и на системы инженерии.


Материалы по теме

Экспертный анализ

В России растет объем рынка «зеленых» объектов

Компания JLL представляет результаты регулярного исследования российского рынка экологического строительства. За последние два года рынок недвижимости, сертифицированной по международным экологическим стандартам в России, увеличился почти вдвое – на 1,7 млн кв. м – и в настоящий момент превышает 3,6 млн кв. м, свидетельствуют данные JLL.

01.02
Экспертный анализ

«Зеленое» будущее городских крыш

При сегодняшних темпах урбанизации и росте городов, когда у естественной среды отнимается все больше пространства, тема озеленения особенно актуальна и интересна. Так, несмотря на достаточно высокие первичные вложения, озеленение кровли позволяет существенно сэкономить в процессе эксплуатации. 

14.03
Точка зрения

Зеленое или энергоэффективное? Перспективы рынка зеленых зданий

Денис Подшиваленко, к.э.н., член RICS, RuGBC, Генеральный директор Green Expertise LLC (ООО «ГринЭкспертиза»)

18.12

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre