Как обеспечить безопасность посетителей в торговых центрах?

В настоящее время участилось количество несчастных случаев в торговых центрах. Причины могут быть совершенно разными - от ненадлежащей эксплуатации до человеческого фактора.
6762
Данная статья посвящена стандартам обеспечения безопасности на примере торговых центров «Аура» в Сургуте и Ярославле, которые в настоящее время находятся под управлением международной компании «Ренессанс Девелопмент».

Немного истории

Многофункциональные торгово-развлекательные центры «Аура» были построены АО «Ренейссанс Констракшн» и введены в эксплуатацию 3 ноября 2012 г. (ТРЦ «Аура» Сургут) и 28 ноября 2013 г. (ТРЦ «Аура» Ярославль). 

Изначально они были спроектированы как торгово-развлекательные центры, социально-культурные объекты с массовым пребыванием людей. Соответственно, вопросам безопасности объекта уделялось пристальное внимание. 



Что с пожарной безопасностью?

Несмотря на плотную застройку в центре города, вокруг ТРЦ «Аура» Ярославль предусмотрен круговой проезд для пожарных автомобилей, а расстояние до ближайшей пожарной части составляет чуть более 1 км. В ТРЦ «Аура» Сургут данное расстояние не превышает 4 км. Это обеспечивает оперативное прибытие служб быстрого реагирования и оптимальный доступ для специального транспорта к любой точке торгового центра. 

В ТРЦ «Аура» предусмотрено наличие специально оборудованных 26 эвакуационных коридоров (19 в «Аура» Сургут) и 55 эвакуационных выходов (45 в «Аура» Сургут). Указанное количество выходов обеспечивает своевременную эвакуацию всех посетителей и сотрудников ТРЦ из любой точки здания непосредственно на улицу. Эвакуационные коридоры имеют ширину не менее 2,5 м, оборудованы противопожарными дверями, стены выполнены из огнестойких материалов, которые могут подвергаться воздействию открытого пламени на протяжении 60 минут. Кроме того, все эвакуационные коридоры оборудованы системой подпора воздуха, которая активируется при пожаре и препятствует попаданию дыма в безопасные предусмотренные для эвакуации зоны. 

С точки зрения систем противопожарной защиты в здании торгового центра реализован целый комплекс подсистем и мероприятий по их обслуживанию и испытаниям, а именно:

Автоматическая пожарная сигнализация. Все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с применением ручных, дымовых пожарных извещателей, линейных пожарных извещателей, за исключением нескольких технических помещений, в которых предусмотрена система газового пожаротушения. При срабатывании пожарных извещателей формируется сигнал, который автоматически поступает на систему диспетчеризаци для управления звуковым и световым оповещением, после чего происходит автоматическая разблокировка электромагнитных замков всех эвакуационных дверей, расположенных внутри коридоров безопасности и наружного периметра здания, отключаются общеобменная вентиляция, кондиционирование и включаются дымоудаление и подпор воздуха в зоне срабатывания сигнализации, звуковое оповещение, эскалаторы останавливаются, лифты уходят на базовый этаж, револьверные двери останавливаются в положении «эвакуация» (внутренние створки автоматически открываются). При наличии газовой котельной автоматически прекращается подача газа.

Сигнал от диспетчеризации противопожарных систем автоматически дублируется на пульт Единой дежурно-диспетчерской службы МЧС России. На компьютере отображается информация о времени, месте и источнике срабатывания сигнализации, что позволяет оперативно и координированно реагировать на возникающие угрозы. 

Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Данная система обеспечивает передачу речевого сообщения в помещения, где люди могут подвергаться воздействию опасных факторов пожара. 

Трансляция эвакуационного сообщения выполняется безостановочно на русском и английском языках и содержит указания посетителям о путях эвакуации и действиях, направленных на обеспечение безопасности. Управление процессом оповещения и эвакуации осуществляется из помещения диспетчерской, с круглосуточным дежурством ответственных сотрудников. 



Для обеспечения оптимального управления эвакуацией в системе эвакуационного освещения применяются светильники с встроенными аккумуляторными батареями, которые обеспечивают время автономной работы не менее 1 часа, что гарантирует возможность эвакуационного ориентирования даже при полном отсутствии питания систем основного и резервного освещения.

Автоматическая установка водяного (спринклерного) пожаротушения. Данная система представляет собой сеть труб с водой, находящихся под давлением, а также сухотруб. В случае открытого пламени система через установленные оросители автоматически устраняет локальный очаг возгорания на самом раннем этапе до прибытия пожарного расчета. Интенсивность орошения способна автоматически потушить возгорание и в торговых галереях, и в помещениях арендаторов, и в технических помещениях, и на территории подземной парковки. 

Система противопожарного водопровода. Внутренний противопожарный водопровод с пожарными кранами установлен во всех торговых галереях, эвакуационных коридорах и магазинах и устроен таким образом, чтобы обеспечить тушение пожара в каждой точке возгорания 2-мя струями из пожарных рукавов. По периметру размещены 9 пожарных гидрантов наружного противопожарного водопровода. В ТРЦ «Аура» Сургут - 11 пожарных гидрантов и 4 сухотруба для заправки водой пожарных машин.

Для обеспечения бесперебойной работы системы водяного пожаротушения на объекте установлены два противопожарных резервуара с объемом 100 500 куб. м для хранения необходимого запаса воды на объекте и обеспечивающие работу установки пожаротушения не менее 60 минут.

Система дымоудаления и противодымной защиты. Данная система предусматривает применение систем как приточной, так и вытяжной противодымной вентиляции, обеспечивает своевременное удаление продуктов горения из помещений МТРЦ, торговых галерей, эвакуационных коридоров, лестничных клеток и территории автостоянки при пожаре.

Первичные средства пожаротушения. МТРЦ «Аура» оснащен более чем 1000 огнетушителей, распределенных по всей территории торгового центра. 

Техническое обслуживание и ремонт данных противопожарных систем во всем здании осуществляет одна квалифицированная организация, специально нанятая по гражданско-правовому договору, имеющая не только лицензии, но и большой опыт осуществления данного вида деятельности на рынке.

Особое внимание в МТРЦ «Аура» уделено профилактическим мероприятиям, направленным на предотвращение пожара. К ним относятся инструктажи и тренинги для сотрудников торгового центра, предусматривающие ответы на вопросы и сдачу экзамена перед получением бейджа; обходы и инспекции арендуемых помещений торгового центра на предмет соблюдения противопожарного режима с составлением актов о выявленных нарушениях; контроль за проектами магазинов арендаторов и разрешение на применение только сертифицированных негорючих материалов в отделке помещений; организация мест курения в специально отведенных местах за пределами здания; своевременное обслуживание инженерно-технического оборудования в рамках ППР, и т.д.

Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в МТРЦ «Аура» организована добровольная пожарная дружина из числа наиболее подготовленных сотрудников охраны в количестве 5 человек. 

Основной задачей службы охраны при чрезвычайной ситуации (пожар, террористическая угроза, вооруженное нападение, стихийное бедствие) является сохранение жизни и здоровья посетителей и сотрудников торгового центра и их своевременная эвакуация. Это требует слаженной и четкой работы каж


Материалы по теме

Точка зрения

Торговые центры – как избежать пепелища?

Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет»

21.11
Советы юристов

Об изменениях в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

12.09
Точка зрения

Пожарная безопасность спортивных объектов

Ирина Орлова, ROCKWOOL Russia

19.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (2-8 декабря)

Кадровые изменения в Ricci, Whitewill и ДОМ. РФ,  новости по офисам Tekta Group и «Галс-Девелопмент», старт реализации индустриального парка компании Михайловский Девелопмент, классификация Light Industrial, «галактические» итоги, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке.
08.12
Источник: Instone Development
Сделка

IPL стала арендатором Технопарка Мосрентген

Специализированный фармперевозчик арендовал блок на 1 800 кв. м в проекте формата light industrial девелопера Instone Development.
10.12
Источник: IPG.Estate
Назначения

Елена Бушмина теперь в IPG.Estate

Елена назначена коммерческим директором компании в Москве.
10.12
Источник: Azimut Hotels
Открытие

Azimut Hotels открыла отель в Тамбове

Для сети Azimut Отель Тамбов 4* фондом 105 номеров стал первым в городе.
11.12
Источник: CRE
Сделка

Sminex продал здание в «Московском шелке»

Покупателем бизнес-центра площадью 18 200 кв. м стал холдинг «Интер РАО», который может разместить там свою штаб-квартиру.
11.12
Источник: cre.ru
Сделка

Mirland Development продала «Ярославский вернисаж»

Mirland Development продала торговый центр в Ярославле.
 
 
09.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Кривые продажи: торговые центры ждут «новой эры»

Самая высокая в истории рынка и фактически заградительная для классического девелопмента ключевая ставка, инфляция, усиливающееся санкционное давление с закрытием доступа к большинству иностранных IT-решений, технологий, продолжающийся передел активов, парад реконцепций, новых форматов и любых экспериментов, бум «районников», инфраструктурного, многофункционального ритейла и осознание, что «корпоративный люкс» и многие другие ушедшие марки не вернутся в Россию, как минимум, в ближайшие пять лет – торговые центры заканчивают год в ожидании «новой эры» и понимая: единственное, чем они смогут победить онлайн и магазины у дома – качество клиентского опыта.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
12.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre