1. Упрощена процедура строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства
Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» теперь позволяет не получать разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС.
Вместо разрешений введен уведомительный порядок начала и окончания строительства ИЖС и садовых домов, по установленным требованиям, среди которых:
- отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
- не более 3-х надземных этажей;
- не более 20 м высоты.
Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.
Данные поправки призваны упорядочить государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции ИЖС.
Отраслевой Приказ Минстроя от 19.09.2018 г. N 591/пр указывает, что о планирующемся строительстве необходимо уведомлять соответствующие органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Об окончании строительства объекта или о начале его реконструкции застройщик также обязан уведомить органы власти.
В ответ на оба уведомления представители власти проводят соответствующую проверку и выдают документ, подтверждающий соответствие параметров объекта указанным в уведомлениях и допустимость строительства на данном участке.
Уведомления подаются установленной формы, прописанной в данном приказе.
2. Изменен порядок выдачи и продления сроков разрешения на строительство
4 августа 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство.
Теперь для того, чтобы продлить разрешение на строительство, необходимо уведомить власти не за 60 дней, как раньше, а за 10 дней до окончания срока действия разрешения. При этом строительство должно быть уже начато, а уполномоченные органы должны быть уведомлены о его начале.
Добавлены два основания, по которым застройщику может быть отказано в продлении срока разрешения на строительство: фактические работы по строительству объекта не начаты; застройщик не направил извещение о начале строительных работ (в случае, когда направление такого извещения является обязательным).
3. Дополнен и уточнен порядок государственного строительного надзора
В соответствии с обновленной ст. 49 ГК РФ государственный надзор применяется к объектам капитального строительства, подлежащим госэкспертизе, к местам массового пребывания граждан, а также к тем объектам, сметную стоимость которых необходимо проверять по закону.
Модификации проекта или вносимые в него изменения теперь требуют дополнительной экспертизы.
Строящиеся здания поделены законом на три группы риска, в соответствии с которыми определяется частота проверок:
· Высокий риск – объекты общественного пользования, многоквартирные жилые дома, сооружения мостового типа (эстакады, тоннели, путепроводы и т.п.). На таких объектах в ходе строительства осуществляется не более чем 12 проверок.
· Значительный риск – здания производственного назначения. Допускается не более 10 проверок.
· Умеренный риск – все остальные объекты капстроительства. Их можно проверять не более 7 раз.
4. Актуализированы и приняты новые СП и СНиПы
По данным Минстроя, в фонде нормативных технических документов в строительстве содержится 314 сводов правил, из которых 184 разработаны в 2015-2017 гг., 130 содержат положения, актуализированные за последние 3 года. Из них порядка 70 содержат принципиально новые для строительной отрасли требования и положения.
Большинство разработанных документов в 2018 г. касаются безопасности (актуализированные версии СП доступны на сайте ФАУ ФЦС).
Определена шкала сейсмоустойчивости (СП 14.13330.2018), выработаны требования и правила эксплуатации к высотным зданиям, их пожарной безопасности (СП 267.1325800.2016 и 253.1325800.2016). Также разработана система требований к зданиям в районах, где есть опасность цунами (СП 292.1325800.2017).
Активная работа профильных ведомств над совершенствованием технической нормативной базы - одна из важных составляющих в реформировании рынка строительных и эксплуатирующих организаций.
По-прежнему актуальными для обсуждения остаются вопросы внедрения информационного проектирования в строительную отрасль, механизмы которого поручено разработать Правительству РФ до 1 июля 2019 г. Нас ждет реализация приоритетных национальных проектов по развитию городской среды и ЖКХ, развития государственно-частного партнерства и пр.
Подводя итог, следует сказать, что строительная отрасль стремительно меняется в соответствии с реалиями развития России.
За решением проблем обманутых дольщиков, расселения аварийного и ветхого жилья, реформами ЖКХ и программами по повышению доступности жилья следует большая активная работа по созданию комфортной, безопасной и экологичной среды для жизни граждан.