Почему мораторий на закупки иностранной мебели для госучреждений не работает?

Вступивший в силу в декабре 2017 г., двухгодичный мораторий на госзакупки мебели иностранного производства пока не оправдывает надежд российских мебельщиков.
5446
Если государственные учреждения действительно целиком переориентировались на продукцию отечественных производителей, то крупные компании с госучастием, естественные монополии, регулирующие организации и унитарные предприятия, наоборот, почти в 4 раза нарастили объемы валютных контрактов. Объем импорта увеличивается, а мебельные предприятия России наращивают производство медленнее, чем планировалось.

По данным Федеральной таможенной службы, в январе-октябре 2018 г. импорт мебели в Россию вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 15,9 % до 1,57 млрд дол. По предварительным прогнозам, к концу года этот показатель увеличится до 1,8–1,9 млрд дол., или 130 млрд руб. При этом объем российского производства мебели растет медленно: на 3%, до 370 млрд руб. (6,4 млрд дол.) в 2017 г. и, по предварительным оценкам, на 5 %, до 388 млрд руб. (5,6 млрд дол.) в 2018 г. Своего пика импортная продукция достигла в 2014 г. с 56,6 % рынка, затем девальвация рубля привела к снижению до 48% к концу 2017 г. В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) считают, что при сохранении текущей динамики уже через 2 года импорт может вернуться в прежнем объеме.

Мебельная отрасль по-прежнему нуждается в действенных механизмах поддержки со стороны государства. Одним из них стало постановление № 1072 от 5 сентября 2017 г., запрещающее государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства. Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков отмечает: «Мы считаем, что инициатива Правительства РФ стала очень своевременной и помогла российским мебельщикам укрепить свои позиции на внутреннем рынке. Реальное действие запрета закупок иностранной мебели, безусловно, есть. Мы видим это как по статистическим данным, так и по результатам работы конкретных предприятий. Например, «Первая мебельная фабрика» за год действия запрета сумела нарастить объем госконтрактов до 500 млн руб. от общего портфеля заказов, однако мы столкнулись с новой проблемой. На практике закон работает наполовину: госучреждения проводят закупки в рамках 44-ФЗ: соответственно, запрет в действующей формулировке распространяется только на них. Между тем, как выяснилось, большая часть рынка госзакупок мебели не подпадает под его действие».


 
Действующее законодательство в настоящее время допускает возможность участия иностранных производителей и поставщиков в процедурах госзакупок, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ. Этот закон регламентирует закупки организаций, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, естественных монополий, регулирующих организаций и унитарных предприятий, признанных государственно важными. «Постановление № 1072 регламентирует закупки только госучреждений, оставляя возможность крупнейшим государственным заказчикам — компаниям с госучастием и естественным монополиям — закупать мебель за рубежом», — уверены в АМДПР.

Госзакупки мебели по Федеральному закону 223-ФЗ — это значимая доля мебельного рынка, на них приходится более 10% его общего объема. В 2018 г. в рамках данных процедур была проведена 13 881 закупка на общую сумму 40,5 млрд руб., причем около 30 % (12 млрд руб.) всех заключенных контрактов подписаны в иностранной валюте. В 2017 г. на долю валютных контрактов в рамках госзакупок по 223-ФЗ пришлось лишь 8,48% от общего объема проведенных процедур, что составило 4 млрд руб. (общая закупка — 46,8 млрд руб.).

«На наш взгляд, это свидетельствует о том, что государственные заказчики, совершающие закупки в рамках 223-ФЗ, наращивают объемы сотрудничества с производителями и поставщиками импортной мебели, что, безусловно, противоречит курсу на импортозамещение, объявленному Президентом России и проводимом Правительством РФ», — комментирует генеральный директор компании «Гостендер» Александр Артошин.

По данным компании «Гостендер», несмотря на то, что объем госзакупок мебели в рамках 44-ФЗ с 2016 по 2018 гг. вырос на 15% до 33,4 млрд руб., этот показатель почти на 20% ниже, чем в закупках по 223-ФЗ.

Между тем российские производители с успехом конкурируют с законодателями мебельной моды — швейцарскими, итальянскими, немецкими и скандинавскими компаниями. Например, «Первая мебельная фабрика», завершив свой проект масштабного перевооружения и выведя на плановую мощность новейшие роботизированные производственные линии тяжелого класса IMA и Homag, получила возможность выпускать продукцию высокого качества по демократичным ценам. Спрос на такую продукцию велик: предприятие успешно осуществляет экспортную деятельность, поставляя продукцию в страны Азии, на Ближний Восток и в Западную Европу. Российские мебельщики уверены в том, что их продукция конкурентоспособна, а по многим параметрам даже превосходит импортные аналоги, однако инерцию поведения и предпочтений крупных заказчиков в одиночку им преодолеть сложно.

Выходом из данной ситуации может стать распространение действия постановления Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072, которое запрещает государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства, на федеральный закон 223-ФЗ, считает Александр Шестаков. «Это поможет развитию российской мебельной отрасли и вернет на отечественный рынок до 12 млрд руб., которые сегодня утекают в карманы зарубежным производителям, — поясняет президент АМДПР. — Тендеры, проведенные в рамках 223-ФЗ, имеют большую свободу, и основным ориентиром в данных закупках можно поставить качество, а не цену продукции. Несмотря на то, что ряд российских мебельных компаний выпускает высококачественную мебель, не уступающую импортным аналогам, многие предприятия с госучастием предпочитают закупаться за рубежом. Я считаю неправильным, что деньги налогоплательщиков идут на поддержку импортной отрасли, вместо того чтобы стимулировать развитие отечественной».



Исходя из полученных данных, АМДПР направило письмо в Правительство РФ с предложением распространить действие постановления на закупки компаний, госучастие которых превышает 50%. Также Ассоциация выступает с предложением пролонгации действия постановления Правительства РФ № 1072.

«Чтобы в мебельной отрасли в полной мере действовала программа импортозамещения, необходимо переориентировать государственных заказчиков в сторону отечественного производителя. И распространение действия постановления № 1072 на сегмент госзакупок по 223-ФЗ — один из простейших и действенных методов», — добавляет Александр Артошин.


Материалы по теме

Экспертный анализ

Офисная мебель – выбираем российское?..

Во II полугодии 2017 г. в двух столицах планируется к вводу в эксплуатацию 500 тыс.кв. м офисных площадей – этот показатель в 3,3 раза больше, чем в I полугодии (данные NAI Becar). С учетом средней вакансии 15,9% в Москве и 9,7% в Петербурге дополнительный спрос на офисную мебель может составить до 5 млрд руб. 

12.10
Экспертный анализ

Как развитие гостиниц поможет рынку мебели

В России наблюдается гостиничный бум в связи с Чемпионатом Мира по футболу-2018: растут инвестиции как в строительство нового номерного фонда, так и в переоборудование уже имеющегося. До конца 2018 г. в Москве в строй войдут 27 гостиниц, из них 11 отелей будут сданы в 2017 г. Согласно среднесрочным планам столичных властей, к началу 2020 г. в Москве откроются 49 новых отелей общей емкостью 7,7 тыс. номеров.

05.12
Советы юристов

Закупки иностранной мебели ограничили

Дмитрий Медведев недавно подписал постановление Правительства Российской Федерации, ограничивающее закупки отдельных видов иностранной мебели и продукции деревообработки при проведении госзакупок в рамках 44-ФЗ. 
11.10

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 ноября)

Изменения в топ-менеджменте «Самолета», старт проекта Tate с жильем и офисами, коворкинг в «Мёбельбурге», итоги 15-летней работы РАД, термы в Ростове-на-Дону, распродажа активов «Почты России» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
24.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: RRG
Проект

RRG привела термы в Ростов-на-Дону

Компания RRG стала автором идеи термального городского курорта в Ростове-на-Дону.
 
19.11
Источник: CRE
Аукцион

«Почта России» распродает недвижимые активы

На аукцион выставлено недвижимое имущество АО «Почта России» в Москве.
 
 
19.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Приключения электроники: как обслуживание людей людьми становится роскошью и изменяет рынки

На фоне усиливающегося кадрового голода, зарплатных гонок и постоянной оптимизации бизнесами всего и вся, уходит или максимально сокращается любая работа людей с людьми, становясь одним из основных конкурентных преимуществ и даже роскошью. «Тотальная цифровизация» – от касс самообслуживания и роботов на горячих линиях до электронной регистрации в гостиницах и заказов в ресторанах – впрочем, уже много лет назад называлась экспертами «решениями для бедных», и практически же единственным выходом с годами – для любого бизнеса в массовом, среднем минус и среднем сегментах. Среднестатистического клиента – в магазинах, банках, отелях и ресторанах – «глухая цифровая стена» давно раздражает, и он ищет для себя возможности покупок/заказов/услуг там, где роботизация пока минимальна. Тренд усиливается не только в классическом ритейле, индустрии гостеприимства и оффлайн-услугах, но и, казалось бы, в оцифрованном по праву рождения e-commerce, уже начинающем подавать быстрое подключение человека и решение вопросов с живыми специалистами как маркетинговую фишку.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
21.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre