Торговая недвижимость Нижнего Новгорода - в стагнации

Эксперты компании «IDEM-Консультанты по торговой недвижимости» проанализировали состояние рынка торговой недвижимости Нижнего Новгорода, подвели итоги 2018 г. и дали свои прогнозы по дальнейшему развитию.
5072
В прошедшем году несколько основных трендов стали определяющими для развития рынка торговой недвижимости России. В частности, можно отметить дифференциацию торговой недвижимости и уход девелоперов в нишевые проекты (такие как ретейл-парки, аутлет-центры, lifestyle-центры), ориентир на покупательский тренд экономии времени, уход слабых игроков, взаимопроникновение онлайн и офлайн торговли, появление новых сервисов формата «Яндекс-Еда».

Для Нижнего Новгорода основными знаковыми событиями ушедшего года стали Чемпионат мира по футболу (вырос гостиничный и гастрономический бизнес) и открытие новой станции метро «Стрелка» (возросла доступность ряда ТЦ). Среди гастротрендов можно отметить открытие сети Black Star Burger, а также трех новых ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс». Кроме того, на улице Рождественской был открыт фуд-Маркет «Восход», совмещающий в себе гастрономическое, культурное и деловое пространство.



2018 год был сложным как для девелоперов, так и ретейлеров. Многие города-миллионники (в том числе и Нижний Новгород) продемонстрировали худшие показатели по вводу качественной торговой недвижимости за последние несколько лет. Для Нижнего Новгорода минувший год стал третьим по счету, когда не было введено ни одного качественного торгового центра. При этом значимыми для рынка города стали открытия гипермаркетов Leroy Merlin и HOFF. Для рынка ретейла в 2018 г. характерна интересная тенденция - в основном осваивали нижегородский рынок операторы DIY, товары для обустройства дома и ремонта, операторы общественного питания. Покинули рынок магазины товаров для детей («Мама+Я», «Бегемот»).

Рынок торговой недвижимости Нижнего Новгорода до сих пор не отошел от последствий кризиса 2014 г. Снижение реально располагаемых доходов населения говорит о депрессивном характере социально-экономических тенденций. Рост оборота розничной торговли по итогам 2018 г. составил 6% без учета инфляции, а темп прироста замедлился относительно показателей 2017 г. (7%). Оживления рынка не происходит.

Также можно отметить стагнацию или незначительный рост арендных ставок (не более 5%), а учитывая инфляцию в реальных ценах, он составил на более 1%.

Торговая недвижимость города переживает одновременно два кризиса: общероссийский и внутренний, связанный с избытком торговых площадей. Длительный этап ажиотажа с 2010 по 2015 гг. в девелопменте сделал Нижний Новгород одним из лидеров по обеспеченности качественными торговыми площадями в России, и на сегодня этот показатель достигает 600 кв. м. на 1 тыс. жителей. Для сравнения: только три российских города – Краснодар, Тюмень и Самара – имеют обеспеченность выше, чем в Нижнем Новгороде. В Москве данный показатель составляет 500 кв. м.

По данным компании IDEM, доля свободных площадей постепенно сокращается, однако этот процесс неравномерный: относительно благополучные торговые центры значительно продвинулись в заполнении, а другие стоят на месте.

В целом по России ввод торговых площадей сокращается на протяжении последних четырех лет. Относительно 2014 г. сокращение объемов ввода составило 81%. При этом аналитики компании IDEM прогнозируют существенный рост качества новых проектов в силу  высокой конкуренции  на рынке.

В 2019 г. также можно будет наблюдать бум реконцепций торговых объектов. Многие уже проводят масштабные изменения. Способствует этому в том числе и всемирный тренд на увеличение доли онлайн торговли. В настоящее время для продаж уже не требуются площади в таком объеме: вести торговлю можно и в виртуальном пространстве. Рост рынка онлайн торговли, конечно, не приведет к полному исчезновению классического ретейла, но окажет на него существенное влияние. Большие шансы на успех сегодня имеет тот, кто сможет объединить лучшие черты традиционной и интернет-торговли.

В ближайшие годы в Нижнем Новгороде запланировано открытие двух торговых объектов: МФК «Аквамания» (планируемый ввод – 2020 год, совместит развлекательную функцию и шоппинг, открыв первый аквапарк в городе) и ТЦ «Автозаводец» (открытие - апрель 2019 г., совместит функции комфортного шоппинга и досуга). Следует отметить, что оба объекта находятся в тренде развития рынка торговой недвижимости – это совмещение нескольких функций и смещение акцентов в пользу досуга.



Эксперты IDEM прогнозируют, что рынок торговой недвижимости в ближайшие годы скорее всего не будет находиться в топе привлекательных инвестиционных рынков, учитывая рост стоимости строительства, высокую конкуренцию, отсутствие в городе качественных локаций для девелопмента и общую стагнацию.


Материалы по теме

Экспертный анализ

Нижний Новгород: готовность к ЧМ 2018

CBRE продолжает анализировать готовность городов России к принятию гостей чемпионата мира по футболу 2018. Рост номерного фонда в Нижнем Новгороде обеспечивается брендированным предложением, включая проекты, открывшиеся в период с 2016 по 2018 гг., что критично отразится на показателях гостиничного рынка. Прежде всего это скажется на среднем тарифе.

 
19.04
Исследования рынка

Торговый рынок Нижнего Новгорода – стратегия выживания

Компания IDEM опубликовала данные по обеспеченности Нижнего Новгорода торговыми площадями и представила краткий обзор рынка торговой недвижимости города на конец III квартала 2016 г.

08.11
Исследования рынка

Торгуй правильно. Street retail в Москве и Нижнем Новгороде

Экспертная группа «ВЕТА» подготовила сопоставительный анализ развития рынка street retail в Москве и Нижнем Новгороде, а также обозначила общие тенденции развития этого направления. 

17.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre