Торгуй правильно. Street retail в Москве и Нижнем Новгороде

Экспертная группа «ВЕТА» подготовила сопоставительный анализ развития рынка street retail в Москве и Нижнем Новгороде, а также обозначила общие тенденции развития этого направления. 

6458

Экспертная группа «ВЕТА» подготовила сопоставительный анализ развития рынка street retail в Москве и Нижнем Новгороде, а также обозначила общие тенденции развития этого направления.

В Европе еще с середины прошлого года центральные проспекты, пешеходные улицы и набережные заняты уличной торговлей. В России за последние 20 лет street retail пережил несколько этапов взлетов и падений. Последний расцвет совпал с последним экономическим кризисом, когда и покупатели, и продавцы устремились из больших торговых центров в так называемые магазины у дома и мини-маркеты.

Однако последствия того же кризиса, в том числе санкции, нестабильность рубля, рост курса валют, отзыв лицензий у комбанков, а также введенные параллельно с этим ограничения на уличную торговлю и организация платных парковок привели к стагнации данного сегмента рынка.

От ярмарок и базаров до торговых коридоров

Термин street retail вошел в тезаурус экономических обзоров около 10 лет назад в связи с необходимостью обозначать каким-либо образом формат торговли, отличный от торговых центров и супермаркетов. С английского street retail буквально переводится как «уличная торговля». Естественно, уличная торговля успешно развивалась и до того, как ее выделили в отдельное направление, ведь именно она является самым древним видом торговли. «Предками» современного street retail можно считать ярмарки и базары в древних цивилизациях, а также купеческие лавки в царской России.

Под форматом street retail подразумеваются небольшие магазины и офисные помещения, расположенные на первых этажах зданий. В них работают кафе, турфирмы и экскурсионные бюро, билетные и театральные кассы, пункты выдачи заказов интернет-магазинов, фотосалоны, банки, салоны красоты. В итоге первые этажи улиц превращаются в так называемые торговые коридоры. В Москве самыми насыщенными торговыми коридорами являются Тверская улица, Арбат, Кутузовский проспект, Третьяковский проезд и Столешников переулок, Ленинградский проспект и проспект Мира. В Нижнем Новгороде – улицы Большая Покровская и Белинского, проспекты Гагарина и Ленина, Московское шоссе, Южное шоссе.

По словам экспертов, даже на пике экономического кризиса, когда закрываются многоэтажные торговые центры, торговые коридоры в спальных районах продолжают работать. Поэтому спрос на них у арендаторов есть. Другое дело, что в кризис арендаторы часто меняются, на место одних приходят другие. При этом владельцы кафе стремятся открыть свое заведение именно там, где раньше также располагалось заведение общепита, а не книжный магазин, например, поскольку помещение уже более или менее подготовлено и соответствует нормам СанПина и прочим условиям. Фотостудии тоже стремятся занять место бывшего фотоателье, где произведено зонирование помещения.

Однако в определенный момент может произойти перенасыщение рынка, и спрос сильно отстанет от предложения. И Москва, и Нижний Новгород в данный момент достигли данного пика.

Тенденции «уличной торговли»

Они таковы, что наиболее востребованы помещения формата street retail у операторов сегмента «одежда-обувь», банков и предприятий общепита. Причем владельцы данных заведений спешат занять место в многолюдном спальном районе: и аренда дешевле, и поток потенциальных покупателей больше.

А вот центральные улицы любого города – благоприятная среда для элитного street retail. На них располагаются дорогие бутики и магазины класса «средний плюс», предлагающие одежду, эксклюзивную косметику и парфюмерию, предметы интерьера, компьютерную технику, а также салоны мобильной связи. В формат элитного street retail вписываются и рестораны высокого класса. Более того, в последние годы появилась тенденция, когда брендовые бутики стремятся уйти из-под крыши большого торгового центра и работать по индивидуальному адресу.

В спальных районах концепция инфраструктуры становится гораздо демократичнее, здесь самыми распространенными объектами торговли являются товары и услуги повседневного спроса. Набор ритейла остается таким же, как и в элитном сегменте, но он представлен более дешевыми марками. Таким образом, с точки зрения коммерческой целесообразности, «спальный» street retail гораздо рентабельнее аналогичных объектов в историческом и деловом центрах города. Тем более, в историческом центре владельцу кафе или магазина придется «перекраивать» офис под себя, а в новостроящемся спальном районе он может быть «первооткрывателем» и занять помещение на первом этаже строящегося дома еще на моменте возведения последнего и подогнать планировку для своих нужд.

А вот набережные, снискавшие в Европе репутацию лучших магистралей для развития торговли, в России, как ни странно, пока в качестве площадок для street retail не слишком ценятся. Если на Западе вдоль рек стоят магазины для местных и для туристов, то у нас – исключительно для гостей города.

Рынок аренды преобладает над рынком продажи

Стоимость аренды, концепции развития фирм, экономические условия в стране – все это влияет на состояние и развитие street retail в разных городах. Если 10 лет назад наиболее востребованы были негабаритные площади (до 50 кв. м), то сейчас – апартаменты на 100-300 кв. м.

Столичные тенденции таковы. Максимальная ставка аренды в основных торговых коридорах составляет 250 тыс. руб./кв.м/год или около 20 тыс. руб./кв.м в месяц. Арендная ставка в столице остается примерно на одном уровне уже третий год.

В настоящее время доля свободных помещений на основных торговых улицах составляет чуть более 12%. Наиболее активно ищут помещения рестораны и кафе (они занимают треть от общего спроса), на втором месте – магазины одежды и обуви, причем спрос от них постепенно уменьшается.

В Нижнем Новгороде, как и в подавляющем большинстве региональных центров, стоимость аренды в разы меньше.Естественно, она зависит от района и улицы. Однако как в центре встречаются довольно дешевые предложения (от 600 руб./кв.м), так и на периферии, наоборот, есть предложения с ценником в 1500 руб./кв.м. Впрочем, средние показатели и минимумы-максимумы все-таки разнятся между центральными и спальными районами, между старыми кварталами и районами высотных новостроек, между нижней и верхней частями города. Так, самые дорогие в плане street retail улицы – это Большая Покровская в Нижегородском районе и Южное шоссе в Автозаводском. Стоимость аренды здесь доходит до 3500 руб./кв.м, при этом средняя цена составляет около 1800 руб./кв.м. Самые дешевые торговые коридоры - это проспект Ленина в Ленинском районе и проспект Бекетова в Советском, где стоимость аренды стартует с 417 руб./кв.м и едва превышает 1000 руб./кв.м в своем максимуме.

Пустующих площадей на рынке аренды очень много, некоторые объекты простаивают на протяжении нескольких месяцев. При этом число предложений увеличивается с каждой неделей.

В сегменте продажи торговой недвижимости ситуация несколько иная - собственники не спешат избавляться от активов на падающем рынке. Средняя заявленная стоимость объектов составляет от 81 250 руб./кв.м на улице Родионова до 166 333 руб./кв.м на улице Рождественской.

Откуда появилось так много свободных помещений? Первая причина - массовый отзыв лицензий у коммерческих банков и, как следствие их закрытие. Вторая причина - закрытие турфирм из-за запрета на полеты в Турцию и Египет и резкого снижения числа клиентов. Третья – санкции по отношению к уличной торговле со стороны местных властей, в частности, снос торговых палаток.

Одной из тенденций последнего времени в сегменте street retail стал увеличившийся разрыв между запрашиваемыми собственниками помещений ставками аренды и ставками реальных сделок. При заключении сделок дисконт мог достигать 35-45%, а в отдельных случаях и половины от первоначально заявленной ставки аренды или цены продажи. На рынке практически не осталось помещений, экспонируемых в иностранной валюте, он полностью перешел на рубли.

Снижение реальных ставок аренды на основных торговых коридорах за год оценивается на уровне 25-30% в зависимости от расположения улицы и процента пустующих помещений на ней. Аналитики не ожидают серьезного снижения ставок аренды в целом по рынку. Однако с расширением зон платной парковки как в Москве, так и в Нижнем Новгороде некоторые улицы будут терять свою популярность у арендаторов, а уровень вакантных площадей на них увеличится.

Фастфуд и дискаунтеры набирают популярность

2015 год стал крайне сложным для рынка street retail. Такие факторы, как девальвация рубля, международные санкции, отзыв лицензий Центральным банком РФ у большого количества коммерческих банков в результате привели к снижению активности со стороны потенциальных арендаторов и закрытию торговых точек. Сетевые ритейлеры занялись пересмотром стратегии развития и оптимизацией бизнес-процессов. Освободившиеся помещения на выгодных условиях заняли игроки сегмента mass market, которые ввиду низкого ценника популярны даже в кризисных условиях – фастфуд, бюджетные кафе и рестораны, мини-маркеты, алкомаркеты, дискаунтеры.

На рынок уличных торговых помещений оказывают существенное влияние не только экономические факторы, но и инициативы местных властей. Например, создание пешеходных зон способствует развитию street retail, а расширение списка улиц с платной парковкой, наоборот, вносит свои ограничения в развитие сегмента, поскольку снижает поток покупателей.

Street retail стал неотъемлемой частью жизни населения мегаполисов. В перспективе возможны сдвиги с дорогих пешеходных улиц в центре города, где высокие арендные ставки и платные парковки, в сторону спальных районов. Вероятны изменения внутри рынка - от офисов банков, турфирм, брендовых и ювелирных бутиков, салонов красоты и ресторанов к мини-маркетам, алкомаркетам, фастфуду, эконом-магазинам и небольшим парикмахерским. Ожидаема смена концепции развития со стороны владельцев торговых площадей, в том числе фиксация стоимости, отказ от валютного курса и в целом снижение арендной ставки. На смену старым игрокам неизменно придут новые, и только о них будет зависеть, удастся ли завоевать рынок и покупателей.



Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл облюбовал Арбат

Согласно оценкам экспертов компании JLL, по итогам 1-го квартала 2016 г. улица Арбат возглавила рейтинг наиболее заполненных основных торговых коридоров столицы: доля вакантных помещений на ней сократилась за первые три месяца года на 2,3 п.п. – до 6,3%. 
10.06
Исследования рынка

Что поменялось за 5 лет на московском рынке стрит-ритейла?

С 2011 г. объем торговых помещений на улицах со статусом «пешеходных зон» увеличился более чем в 2 раза с 45 тыс. кв. м до 105,5 тыс. кв. м, отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank.
30.05
Исследования рынка

Стрит-ритейл Москвы: об активности арендаторов

По данным консалтинговой компании Welhome, наибольший объем свободных площадей экспонируется на всем протяжении Садового кольца, это примерно 27 000 кв. м, или 21% от всех площадей в этом торговом коридоре.

25.05
Исследования рынка

Московский стрит-ритейл: заведения общепита правят бал

В I квартале 2016 г. в Центральном округе Москвы открылось более 40 заведений общественного питания различных форматов, тогда как в I квартале 2015 г. в ЦАО было открыто только 23 концептуальных кафе и ресторана. 
12.05
Точка зрения

Стрит-ритейл: маленький, но очень бойкий

Наталья Блохина, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group

27.04
Исследования рынка

Стрит-ритейл Москвы: вакантных площадей меньше не станет

CBRE обозначила основные тенденции развития рынка стрит-ритейла Москвы в 2016 г.

15.03

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre