По итогам I квартала вакантность в московских ТЦ составляет 7%, что на 1 п. п. ниже аналогичного квартала прошлого года. Ставки аренды на торговые помещения остались на прежнем уровне. Новых проектов в I квартале не вышло, до конца года анонсирован выход 356 тыс. кв. м в 7 торговых центрах.
Предложение
• По итогам I квартала 2019 г. общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Москвы составил 12,4 млн кв. м (GLA – 6,37 млн кв. м). Анонсированное ранее открытие ТРЦ «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м) в марте 2019 г. перенесено на апрель.
• Всего до конца года заявлено к вводу в эксплуатацию 7 торговых центров, 3 из которых в составе ТПУ – «Саларьево» (GLA – 70 тыс. кв. м.), «Рязанская» (GLA – 10,9 тыс. кв. м.) и «Рассказовка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м).
• Предварительный прогноз по объему нового предложения по итогам 2019 г. может составить около 356 тыс. кв. м. Среди заявленных к открытию крупнейшими проектами являются торговая зона развлекательного парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м) и МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м).
Спрос
• По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, сохраняющийся низкий темп ввода нового предложения и волатильность индекса потребительской уверенности способствуют стабилизации среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы. Так, уровень вакансии в торговых центрах Москвы за I квартал 2019 г. не изменился относительно IV квартала 2018 г. и составил 7%. За год показатель снизился на 1 п. п.
• В крупнейших концептуальных торговых центрах (площадью более 120 тыс. кв. м) доля свободных площадей составляет около 3% от общей арендопригодной площади объекта. При этом показатель вакансии в крупных торговых центрах, введенных в эксплуатацию более 2-х лет назад, составляет 5,7%.
• В I квартале 2019 г. на российский рынок вышло 5 международных розничных операторов, что на 2 меньше, чем за аналогичный период 2018 г. и почти в три раза меньше показателя I квартала 2017 г. Все дебютанты – бренды, соответствующие ценовым сегментам «выше среднего» и «премиум», относятся к профилю «одежда, обувь, белье».
• Как отмечает Евгения Хакбердиева, усиливаются технологические процессы у ретейлеров, особенно связанные со сближением онлайн и оффлайн сфер, автоматизацией процессов, защитой персональных данных. В марте открылся первый оффлайн магазин крупного онлайн ретейлера Lamoda в ТРЦ «Атриум». Компания Adidas открыла обновленный флагман на Красной Пресне, оснащенный не только технологическими новинками, но и возможностью для e-commerce: торговая точка должна аккумулировать заказы 50 московских магазинов с целью перемещения товара между этими магазинами в течение 90 минут.
Коммерческие условия
• В течение I квартала 2019 г. уровень арендных ставок не претерпел значительных колебаний и в целом остался в прежнем ценовом диапазоне. Максимальные базовые ставки аренды приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и для «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и может достигать 150 тыс. руб./кв. м/год. В то время, как минимальные ставки аренды устанавливаются для аренды площадей более 2 000 кв. м для якорных арендаторов.
Прогноз
• На фоне ввода новых торговых площадей в 2019 г. аналитики Knight Frank ожидают небольшого увеличения доли вакантных площадей в торговых центрах – до 7,7%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться.
• Согласно планам, анонсированным девелоперами торговых объектов, в 2019 году на столичном рынке будет введено около 348,7 тыс. кв. м. торговых площадей. К вводу заявлены такие крупные торговые объекты, как торговая зона парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м), три торговых центра в составе ТПУ – ТРЦ «Сказка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м), МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м), в составе ТПУ «Рязанская» (GLA – 14 тыс. кв. м) и проект торгового центра на Аминьевском шоссе ГК «Ташир» (GLA – 68 тыс. кв. м). Также будет открыто 2 профессиональных аутлет-центра Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25,3 тыс. кв. м) и The Outlet Novaya Riga (GLA – 14,5 тыс. кв. м.).
• Анонсирован ввод в эксплуатацию первых объектов сети районных торговых центров ADG Group. До конца 2021 г. компания планирует открыть 39 малых торговых центров арендопригодной площадью от 1 780 кв. м. до 35 тыс. кв. м.
• Продолжается активная работа над проектами ТПУ. На сегодняшний день инвесторы вошли в проекты 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе проектов ТПУ «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) от ГК «Ташир», ТПУ «Щелковская» от ГК «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад» (GLA – 27 тыс. кв. м.), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м.) Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019-2022 гг.
• Вследствие вышеперечисленного в перспективе трех лет ожидается прирост нового предложения в большей степени за счет торговых площадей в составе проектов ТПУ.
Предложение
• По итогам I квартала 2019 г. общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Москвы составил 12,4 млн кв. м (GLA – 6,37 млн кв. м). Анонсированное ранее открытие ТРЦ «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м) в марте 2019 г. перенесено на апрель.
• Всего до конца года заявлено к вводу в эксплуатацию 7 торговых центров, 3 из которых в составе ТПУ – «Саларьево» (GLA – 70 тыс. кв. м.), «Рязанская» (GLA – 10,9 тыс. кв. м.) и «Рассказовка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м).
• Предварительный прогноз по объему нового предложения по итогам 2019 г. может составить около 356 тыс. кв. м. Среди заявленных к открытию крупнейшими проектами являются торговая зона развлекательного парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м) и МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м).
Спрос
• По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, сохраняющийся низкий темп ввода нового предложения и волатильность индекса потребительской уверенности способствуют стабилизации среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы. Так, уровень вакансии в торговых центрах Москвы за I квартал 2019 г. не изменился относительно IV квартала 2018 г. и составил 7%. За год показатель снизился на 1 п. п.
• В крупнейших концептуальных торговых центрах (площадью более 120 тыс. кв. м) доля свободных площадей составляет около 3% от общей арендопригодной площади объекта. При этом показатель вакансии в крупных торговых центрах, введенных в эксплуатацию более 2-х лет назад, составляет 5,7%.
• В I квартале 2019 г. на российский рынок вышло 5 международных розничных операторов, что на 2 меньше, чем за аналогичный период 2018 г. и почти в три раза меньше показателя I квартала 2017 г. Все дебютанты – бренды, соответствующие ценовым сегментам «выше среднего» и «премиум», относятся к профилю «одежда, обувь, белье».
• Как отмечает Евгения Хакбердиева, усиливаются технологические процессы у ретейлеров, особенно связанные со сближением онлайн и оффлайн сфер, автоматизацией процессов, защитой персональных данных. В марте открылся первый оффлайн магазин крупного онлайн ретейлера Lamoda в ТРЦ «Атриум». Компания Adidas открыла обновленный флагман на Красной Пресне, оснащенный не только технологическими новинками, но и возможностью для e-commerce: торговая точка должна аккумулировать заказы 50 московских магазинов с целью перемещения товара между этими магазинами в течение 90 минут.
Коммерческие условия
• В течение I квартала 2019 г. уровень арендных ставок не претерпел значительных колебаний и в целом остался в прежнем ценовом диапазоне. Максимальные базовые ставки аренды приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и для «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и может достигать 150 тыс. руб./кв. м/год. В то время, как минимальные ставки аренды устанавливаются для аренды площадей более 2 000 кв. м для якорных арендаторов.
Прогноз
• На фоне ввода новых торговых площадей в 2019 г. аналитики Knight Frank ожидают небольшого увеличения доли вакантных площадей в торговых центрах – до 7,7%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться.
• Согласно планам, анонсированным девелоперами торговых объектов, в 2019 году на столичном рынке будет введено около 348,7 тыс. кв. м. торговых площадей. К вводу заявлены такие крупные торговые объекты, как торговая зона парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м), три торговых центра в составе ТПУ – ТРЦ «Сказка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м), МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м), в составе ТПУ «Рязанская» (GLA – 14 тыс. кв. м) и проект торгового центра на Аминьевском шоссе ГК «Ташир» (GLA – 68 тыс. кв. м). Также будет открыто 2 профессиональных аутлет-центра Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25,3 тыс. кв. м) и The Outlet Novaya Riga (GLA – 14,5 тыс. кв. м.).
• Анонсирован ввод в эксплуатацию первых объектов сети районных торговых центров ADG Group. До конца 2021 г. компания планирует открыть 39 малых торговых центров арендопригодной площадью от 1 780 кв. м. до 35 тыс. кв. м.
• Продолжается активная работа над проектами ТПУ. На сегодняшний день инвесторы вошли в проекты 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе проектов ТПУ «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) от ГК «Ташир», ТПУ «Щелковская» от ГК «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад» (GLA – 27 тыс. кв. м.), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м.) Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019-2022 гг.
• Вследствие вышеперечисленного в перспективе трех лет ожидается прирост нового предложения в большей степени за счет торговых площадей в составе проектов ТПУ.