Топ-5 правил формирования высокой доходности ТЦ

Базовый параметр, на основе которого инвестор или девелопер принимает решение, строить ли торговый центр – это потенциальный уровень доходности. Спрогнозировать доходность молла с точностью до 100% невозможно – в конечном счете на нее влияют такие непредсказуемые факторы, как экономическая ситуация, состояние рынка ретейла в конкретный момент и т.д.
5937
Однако существуют правила, придерживаясь которых девелопер / инвестор может рассчитывать на хороший срок окупаемости и высокую доходность. Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент», рассказывает, как добиться эффективных показателей.
  1. Оптимизировать срок реализации проекта
Растягивание реализации проекта с момента покупки / получения земельного участка до момента ввода в эксплуатацию наиболее сильно бьет по доходности. В этот период девелопер несет затраты различного характера, прежде всего на налоговую нагрузку. Напомню, с 2015 г. налог на земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, умноженной на ставку налога (1,5% для земель под строительство ТЦ), что соответственно увеличило затраты. К затратам относятся также работы по проектированию, оплата труда своих сотрудников, в каких-то случаях – подведение коммуникаций и т.д. Отдаление момента открытия объекта, когда девелопер начинает получать доход, неминуемо ведет к росту затрат, а следовательно, и снижает доходность.
  1. Правильно планировать финансирование
В текущий момент ставки, по которым банки предлагают кредиты под реализацию проектов торговой недвижимости, вряд ли можно назвать привлекательными. Условия могут разниться в зависимости от конкретного проекта, но в среднем речь идет о 12%. Тем не менее даже с учетом довольно высоких кредитных ставок далеко не всегда выгодно строить на свои. Зачастую финансирование за счет собственных средств осуществляется нестабильно, что в свою очередь влияет на срок строительства – стройка то ведется, то приостанавливается. Это увеличивает стоимость денег. В итоге стабильное поступление кредитных средств может быть даже выгоднее, т.к. позволит выдерживать темп строительства и приблизить момент получения доходов от сдачи в аренду.
  1. Создавать проект, адекватный рынку
Часто объекты торговой недвижимости для собственников в России – это скорее не бизнес, а поле для творчества. Проект может быть наполнен дорогими digital-решениями или финансово неоправданными инновационными технологиями, которые снизят сроки окупаемости или вовсе увеличат их буквально до бесконечности. Такой подход используется даже при реализации районных торговых центров, основная задача которых – удовлетворять потребности в товарах и услугах той целевой аудитории, которая проживает в зоне охвата. Подчеркну, что эта конкретная ЦА обладает определенным доходом, больше которого они не смогут потратить, каким бы инновационным ни был торговый центр. Следовательно, существенные затраты на интерьер/экстерьер, строительные технологии, дорогостоящее продвижение и т.п. окажутся неоправданными и снизят доходность объекта.
  1. Правильный подход в работе с партнерами и подрядчиками
Одна из основных компетенций девелопера – профессиональное и тесное сотрудничество с подрядчиками на всех этапах реализации проекта. Принцип – узнать мнения всех, просмотреть все предложения и выбрать скорректированный наиболее оптимальный и эффективный вариант. В проектной работе необходимо плотно сотрудничать с архитектурным бюро, инженерными организациями для получения максимально проработанного проекта. Здесь мелочей не бывает - оптимальное соотношение GBA и GLA с учетом концепции, материалы, технико-экономические показатели, варианты бизнес-модели и многое другое. Важную роль играет и наличие опытного генерального подрядчика, который будет выдерживать сроки и качество строительства и не допускать строительных промахов, устранение которых также может повлиять на темп реализации.
  1. Профессиональное управление после ввода в эксплуатацию
К сожалению, многие собственники полагают, что после открытия торгового центра дело сделано и можно спокойно почивать на лаврах, получая доход. Однако на деле это очень динамичный бизнес, который требует определенного контроля, наличие или отсутствие которого напрямую влияет на доходность. Не секрет, что многие арендаторы «сидят» на комбинированной арендной ставке, а кто-то и просто на проценте с оборота. Таким образом уже доход торгового центра напрямую зависит от того, умеет ли ретейлер правильно продавать, следит ли он за ассортиментом, работает ли с персоналом и т.д. В такой ситуации девелоперу необходимо постоянно держать руку на пульсе и хорошо понимать бизнес ретейлера.

Один из инструментов поддержания постоянного интереса покупателей к торговому центру – осуществление постоянного легкого реконцепта. На рынке ретейла появляются новые концепции, какие-то операторы демонстрируют падение оборотов, вызванное, например, управленческими сложностями. Своевременная замена арендатора на более успешного позволяет не только поддерживать интерес со стороны посетителей, но и может увеличить доходность объекта.

Соблюдение вышеописанных правил позволяет вывести объекты на окупаемость сроком 6-8 лет даже в текущих рыночных условиях.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Исследования рынка

Итоги 1 квартала на рынке торговой недвижимости России

Эксперты компании «Магазин Магазинов» рассказали об основных трендах и открытиях 1 квартала 2019 г.
 
05.04
Точка зрения

О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
24.12
KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre