Топ-5 правил формирования высокой доходности ТЦ

Базовый параметр, на основе которого инвестор или девелопер принимает решение, строить ли торговый центр – это потенциальный уровень доходности. Спрогнозировать доходность молла с точностью до 100% невозможно – в конечном счете на нее влияют такие непредсказуемые факторы, как экономическая ситуация, состояние рынка ретейла в конкретный момент и т.д.
6211
Однако существуют правила, придерживаясь которых девелопер / инвестор может рассчитывать на хороший срок окупаемости и высокую доходность. Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент», рассказывает, как добиться эффективных показателей.
  1. Оптимизировать срок реализации проекта
Растягивание реализации проекта с момента покупки / получения земельного участка до момента ввода в эксплуатацию наиболее сильно бьет по доходности. В этот период девелопер несет затраты различного характера, прежде всего на налоговую нагрузку. Напомню, с 2015 г. налог на земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, умноженной на ставку налога (1,5% для земель под строительство ТЦ), что соответственно увеличило затраты. К затратам относятся также работы по проектированию, оплата труда своих сотрудников, в каких-то случаях – подведение коммуникаций и т.д. Отдаление момента открытия объекта, когда девелопер начинает получать доход, неминуемо ведет к росту затрат, а следовательно, и снижает доходность.
  1. Правильно планировать финансирование
В текущий момент ставки, по которым банки предлагают кредиты под реализацию проектов торговой недвижимости, вряд ли можно назвать привлекательными. Условия могут разниться в зависимости от конкретного проекта, но в среднем речь идет о 12%. Тем не менее даже с учетом довольно высоких кредитных ставок далеко не всегда выгодно строить на свои. Зачастую финансирование за счет собственных средств осуществляется нестабильно, что в свою очередь влияет на срок строительства – стройка то ведется, то приостанавливается. Это увеличивает стоимость денег. В итоге стабильное поступление кредитных средств может быть даже выгоднее, т.к. позволит выдерживать темп строительства и приблизить момент получения доходов от сдачи в аренду.
  1. Создавать проект, адекватный рынку
Часто объекты торговой недвижимости для собственников в России – это скорее не бизнес, а поле для творчества. Проект может быть наполнен дорогими digital-решениями или финансово неоправданными инновационными технологиями, которые снизят сроки окупаемости или вовсе увеличат их буквально до бесконечности. Такой подход используется даже при реализации районных торговых центров, основная задача которых – удовлетворять потребности в товарах и услугах той целевой аудитории, которая проживает в зоне охвата. Подчеркну, что эта конкретная ЦА обладает определенным доходом, больше которого они не смогут потратить, каким бы инновационным ни был торговый центр. Следовательно, существенные затраты на интерьер/экстерьер, строительные технологии, дорогостоящее продвижение и т.п. окажутся неоправданными и снизят доходность объекта.
  1. Правильный подход в работе с партнерами и подрядчиками
Одна из основных компетенций девелопера – профессиональное и тесное сотрудничество с подрядчиками на всех этапах реализации проекта. Принцип – узнать мнения всех, просмотреть все предложения и выбрать скорректированный наиболее оптимальный и эффективный вариант. В проектной работе необходимо плотно сотрудничать с архитектурным бюро, инженерными организациями для получения максимально проработанного проекта. Здесь мелочей не бывает - оптимальное соотношение GBA и GLA с учетом концепции, материалы, технико-экономические показатели, варианты бизнес-модели и многое другое. Важную роль играет и наличие опытного генерального подрядчика, который будет выдерживать сроки и качество строительства и не допускать строительных промахов, устранение которых также может повлиять на темп реализации.
  1. Профессиональное управление после ввода в эксплуатацию
К сожалению, многие собственники полагают, что после открытия торгового центра дело сделано и можно спокойно почивать на лаврах, получая доход. Однако на деле это очень динамичный бизнес, который требует определенного контроля, наличие или отсутствие которого напрямую влияет на доходность. Не секрет, что многие арендаторы «сидят» на комбинированной арендной ставке, а кто-то и просто на проценте с оборота. Таким образом уже доход торгового центра напрямую зависит от того, умеет ли ретейлер правильно продавать, следит ли он за ассортиментом, работает ли с персоналом и т.д. В такой ситуации девелоперу необходимо постоянно держать руку на пульсе и хорошо понимать бизнес ретейлера.

Один из инструментов поддержания постоянного интереса покупателей к торговому центру – осуществление постоянного легкого реконцепта. На рынке ретейла появляются новые концепции, какие-то операторы демонстрируют падение оборотов, вызванное, например, управленческими сложностями. Своевременная замена арендатора на более успешного позволяет не только поддерживать интерес со стороны посетителей, но и может увеличить доходность объекта.

Соблюдение вышеописанных правил позволяет вывести объекты на окупаемость сроком 6-8 лет даже в текущих рыночных условиях.


иГРОКИ РЫНКА

Столица Менеджмент

Летютина Ольга

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

Материалы по теме

Исследования рынка

Итоги 1 квартала на рынке торговой недвижимости России

Эксперты компании «Магазин Магазинов» рассказали об основных трендах и открытиях 1 квартала 2019 г.
 
05.04
Точка зрения

О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
24.12
KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre