Как технология prefab повлияет на рынок HORECA?

Максим Майоров, руководитель, генеральный конструктор НПО «Кон-Тики»
 
Технология prefab появилась на рынке жилой недвижимости много лет назад. Prefab означает, что части здания изготавливаются на производстве с последующей доставкой и сборкой на земельном участке. Prefab дома встречаются по всему миру, но самое широкое распространение получили в США и Канаде. Новый виток развития технологий prefab строительства дал кризис 2007 г., когда недвижимость в США подешевела более чем на 20% и цены на prefab, и классические дома в тот момент сравнялись. Это заставило производителей искать новые технологии для удешевления строительства и сборки подобных сооружений. Среди производителей prefab – Ecocor, Shelter Dynamics, P.A.T.H., которая делает 34 модели домов с дизайном от Филиппа Старка. Prefab дома есть и в России, их делают порядка 5-10 компаний, с индивидуальной технологией производства.

Распространившись в жилом секторе, prefab стал покорять и сегмент коммерческой недвижимости. Появились магазины, рестораны, целые отели prefab-конструкций. Речь идет не о десятках, а о тысячах проектов по всему миру. Иногда угадать prefab в очертаниях классической небольшой гостиницы почти невозможно. Взглянув на здание Travelodge London Uxbridge, мало кто поймет, что оно почти полностью собрано на производстве из 86 контейнеров, доставлено и возведено за 10 недель. Экономия инвесторов, по их заявлениям, составила порядка 1 млн дол. США.

Но мы подумали: что, если в конструкцию prefab-здания добавить еще и возможность разборки? Для российского инвестора словосочетание «сборно-разборный» может быть новым, но в контексте бизнеса оно означает более быструю окупаемость - в разы быстрее, чем привычные крупные отельные проекты. Понять перспективы сборно-разборного prefab в HORECA можно, если задуматься о преимуществах технологии.

Стоимость здания, созданного на производстве со всеми коммуникациями, в разы дешевле стоимости объекта капитального строительства аналогичной площади.

Инвестор не ждет строительства 2-3 года, а получает «здание под ключ» за 1-2 месяца. У бизнеса появляется возможность очень быстро масштабироваться за счет отсутствия необходимости покупать участок земли и быстрых сроков поставки (производства) здания.

Возможность разбирать здание дает и огромные юридические преимущества. Ведь некапитальное разборное сооружение – отель или ресторан – можно поставить там, где запрещено строить объекты капитального строительства (водоохранная зона, парки, общественные территории, городские площади). К тому же это минимизирует риски ошибиться с локацией: если проект в данном месте оказался нерентабелен, его можно разобрать и перевезти на другое.



Полезное использование площадей – огромное преимущество. В формате сборно-разборных зданий можно оперативно менять планировку объекта и делать это без закрытия заведения – например, под конкретное мероприятие. Можно сделать зал до 1000 м и более без колонн с панорамным остеклением, что очень важно для банкетов, конгрессов и прочих мероприятий.

То же касается и быстрого расширения площадей. Бизнес пошел успешно? В реалиях бетонных зданий пришлось бы ограничиться тем, что есть. Максимум после долгих согласований можно построить террасу в ресторане или мансарду в отеле. В сборно-разборном prefab можно просто дозаказать еще один модуль нужной площади. Или, например, сделать летнюю террасу, а на зиму поместить ее внутри теплого контура.

Много проблем у рестораторов возникает и при размещении в жилых домах. Отдельно стоящее здание в собственности, а не в аренде минимизирует проблемы с соседями. В жилых домах почти всегда приходится сталкиваться с гражданами, активно выражающими недовольство размещением ресторана или отеля, которые могут привести к закрытию заведения контролирующими органами.

Сборно-разборный prefab означает возведение здания без долгих согласований, практически с нулевой ставкой аренды по сравнению с классическими ресторанами и отелями. Такие здания могут быть полностью автономными: они не требуют подключения к городским коммуникациям и оснащены необходимыми для бизнеса мощностями. Это избавляет от проблем, например, с дефицитом электроэнергии в зданиях старого фонда.

Сфера prefab уже отрегулирована на Западе. В России же из-за особенностей водного и земельного кодекса такие постройки можно размещать с минимумом согласований практически где угодно. В ближайшие 2-3 года, пока не занят рынок и не отрегулирована законодательная база разборных prefab-объектов, у инвесторов есть шанс получить сверхприбыль. Перспективы для отельеров, рестораторов и event-агентств колоссальны. Убежден, что в России в ближайшие годы будет резкий рост спроса на сборно-разборные коммерческие площади.


Материалы по теме

Точка зрения

Будущее e-commerce в России: перемещение груза без потерь и «бесшовная» интеграция в ретейл

Артем Марчук, партнер логистической компании «Точка-Точка»
 
25.03
Точка зрения

BIM: от экономического эффекта до тенденций на рынке

Юлия Татаринова, руководитель направления информационного моделирования в строительстве компании КРОК, Андрей Татаркин, BIM-менеджер департамента интеллектуальных зданий
07.05
Точка зрения

Smart city: будущее в настоящем

Алексей Поляков, эксперт фонда «Сколково», соучредитель и председатель правления Совета по экологическому строительству в России
16.10

журнал CRE 19 (355)

1-15.11.2019
Стрит-ритейл Москвы  В III квартале 2019 года активная экспансия заведений общепита представляла форматы ресторанов и кафе – на них суммарно пришлось 50 % от общего числа открытий в ЦАО. Злата «Прага» На месте знакового для пяти поколений москвичей ресторана «Прага» откроются фуд-холл, сувенирные магазины и кластер объектов формата edutainment.  Возраст дожития: как «правило ре» спасает торговые центры По данным Cushman &...

Популярное

В мире

Apple и Facebook потянуло на строительство

С начала года технологические компании объявили о намерении инвестировать $5 млрд в строительство доступного жилья в США.
08.11
Игроки рынка

Huawei купит «Новоспасский»?

Huawei может выкупить деловой квартал «Новоспасский».
07.11
Переговоры

Hines продает БЦ в центре Москвы

Фонд Hines может продать бизнес-центр на Гоголевском бульваре в центре Москвы, а также вновь ведет переговоры о продаже складского комплекса в Долгопрудном в Московской области.
07.11
Проект

АФК «Система» начала обновление гостиницы «Космос»

Гостиница, которая находится под управлением Cosmos Hotel Group, будет полностью модернизирована до 2023 года.
06.11
Проект

«Вкусвилл» и экс-владелец «Кофе Хауз» создали «Вкускофе»

В качестве видов деятельности новой компании указаны ресторанный бизнес, производство готовых блюд, продуктов и напитков.
07.11
Игроки рынка

«Подружка» откроет несколько сотен магазинов

Сеть «Подружка» вырастет в несколько раз после покупки доли в ней сетью «Л’Этуаль».
05.11
Управление недвижимостью

RD Management займется Match Point

Компания RD Management выиграла тендер на управление МФК Match Point.
05.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre