Как технология prefab повлияет на рынок HORECA?

Максим Майоров, руководитель, генеральный конструктор НПО «Кон-Тики»
 
5279
Технология prefab появилась на рынке жилой недвижимости много лет назад. Prefab означает, что части здания изготавливаются на производстве с последующей доставкой и сборкой на земельном участке. Prefab дома встречаются по всему миру, но самое широкое распространение получили в США и Канаде. Новый виток развития технологий prefab строительства дал кризис 2007 г., когда недвижимость в США подешевела более чем на 20% и цены на prefab, и классические дома в тот момент сравнялись. Это заставило производителей искать новые технологии для удешевления строительства и сборки подобных сооружений. Среди производителей prefab – Ecocor, Shelter Dynamics, P.A.T.H., которая делает 34 модели домов с дизайном от Филиппа Старка. Prefab дома есть и в России, их делают порядка 5-10 компаний, с индивидуальной технологией производства.

Распространившись в жилом секторе, prefab стал покорять и сегмент коммерческой недвижимости. Появились магазины, рестораны, целые отели prefab-конструкций. Речь идет не о десятках, а о тысячах проектов по всему миру. Иногда угадать prefab в очертаниях классической небольшой гостиницы почти невозможно. Взглянув на здание Travelodge London Uxbridge, мало кто поймет, что оно почти полностью собрано на производстве из 86 контейнеров, доставлено и возведено за 10 недель. Экономия инвесторов, по их заявлениям, составила порядка 1 млн дол. США.

Но мы подумали: что, если в конструкцию prefab-здания добавить еще и возможность разборки? Для российского инвестора словосочетание «сборно-разборный» может быть новым, но в контексте бизнеса оно означает более быструю окупаемость - в разы быстрее, чем привычные крупные отельные проекты. Понять перспективы сборно-разборного prefab в HORECA можно, если задуматься о преимуществах технологии.

Стоимость здания, созданного на производстве со всеми коммуникациями, в разы дешевле стоимости объекта капитального строительства аналогичной площади.

Инвестор не ждет строительства 2-3 года, а получает «здание под ключ» за 1-2 месяца. У бизнеса появляется возможность очень быстро масштабироваться за счет отсутствия необходимости покупать участок земли и быстрых сроков поставки (производства) здания.

Возможность разбирать здание дает и огромные юридические преимущества. Ведь некапитальное разборное сооружение – отель или ресторан – можно поставить там, где запрещено строить объекты капитального строительства (водоохранная зона, парки, общественные территории, городские площади). К тому же это минимизирует риски ошибиться с локацией: если проект в данном месте оказался нерентабелен, его можно разобрать и перевезти на другое.



Полезное использование площадей – огромное преимущество. В формате сборно-разборных зданий можно оперативно менять планировку объекта и делать это без закрытия заведения – например, под конкретное мероприятие. Можно сделать зал до 1000 м и более без колонн с панорамным остеклением, что очень важно для банкетов, конгрессов и прочих мероприятий.

То же касается и быстрого расширения площадей. Бизнес пошел успешно? В реалиях бетонных зданий пришлось бы ограничиться тем, что есть. Максимум после долгих согласований можно построить террасу в ресторане или мансарду в отеле. В сборно-разборном prefab можно просто дозаказать еще один модуль нужной площади. Или, например, сделать летнюю террасу, а на зиму поместить ее внутри теплого контура.

Много проблем у рестораторов возникает и при размещении в жилых домах. Отдельно стоящее здание в собственности, а не в аренде минимизирует проблемы с соседями. В жилых домах почти всегда приходится сталкиваться с гражданами, активно выражающими недовольство размещением ресторана или отеля, которые могут привести к закрытию заведения контролирующими органами.

Сборно-разборный prefab означает возведение здания без долгих согласований, практически с нулевой ставкой аренды по сравнению с классическими ресторанами и отелями. Такие здания могут быть полностью автономными: они не требуют подключения к городским коммуникациям и оснащены необходимыми для бизнеса мощностями. Это избавляет от проблем, например, с дефицитом электроэнергии в зданиях старого фонда.

Сфера prefab уже отрегулирована на Западе. В России же из-за особенностей водного и земельного кодекса такие постройки можно размещать с минимумом согласований практически где угодно. В ближайшие 2-3 года, пока не занят рынок и не отрегулирована законодательная база разборных prefab-объектов, у инвесторов есть шанс получить сверхприбыль. Перспективы для отельеров, рестораторов и event-агентств колоссальны. Убежден, что в России в ближайшие годы будет резкий рост спроса на сборно-разборные коммерческие площади.


Материалы по теме

Точка зрения

Будущее e-commerce в России: перемещение груза без потерь и «бесшовная» интеграция в ретейл

Артем Марчук, партнер логистической компании «Точка-Точка»
 
25.03
Точка зрения

BIM: от экономического эффекта до тенденций на рынке

Юлия Татаринова, руководитель направления информационного моделирования в строительстве компании КРОК, Андрей Татаркин, BIM-менеджер департамента интеллектуальных зданий
07.05
Точка зрения

Smart city: будущее в настоящем

Алексей Поляков, эксперт фонда «Сколково», соучредитель и председатель правления Совета по экологическому строительству в России
16.10

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre