Как технология prefab повлияет на рынок HORECA?

Максим Майоров, руководитель, генеральный конструктор НПО «Кон-Тики»
 
Технология prefab появилась на рынке жилой недвижимости много лет назад. Prefab означает, что части здания изготавливаются на производстве с последующей доставкой и сборкой на земельном участке. Prefab дома встречаются по всему миру, но самое широкое распространение получили в США и Канаде. Новый виток развития технологий prefab строительства дал кризис 2007 г., когда недвижимость в США подешевела более чем на 20% и цены на prefab, и классические дома в тот момент сравнялись. Это заставило производителей искать новые технологии для удешевления строительства и сборки подобных сооружений. Среди производителей prefab – Ecocor, Shelter Dynamics, P.A.T.H., которая делает 34 модели домов с дизайном от Филиппа Старка. Prefab дома есть и в России, их делают порядка 5-10 компаний, с индивидуальной технологией производства.

Распространившись в жилом секторе, prefab стал покорять и сегмент коммерческой недвижимости. Появились магазины, рестораны, целые отели prefab-конструкций. Речь идет не о десятках, а о тысячах проектов по всему миру. Иногда угадать prefab в очертаниях классической небольшой гостиницы почти невозможно. Взглянув на здание Travelodge London Uxbridge, мало кто поймет, что оно почти полностью собрано на производстве из 86 контейнеров, доставлено и возведено за 10 недель. Экономия инвесторов, по их заявлениям, составила порядка 1 млн дол. США.

Но мы подумали: что, если в конструкцию prefab-здания добавить еще и возможность разборки? Для российского инвестора словосочетание «сборно-разборный» может быть новым, но в контексте бизнеса оно означает более быструю окупаемость - в разы быстрее, чем привычные крупные отельные проекты. Понять перспективы сборно-разборного prefab в HORECA можно, если задуматься о преимуществах технологии.

Стоимость здания, созданного на производстве со всеми коммуникациями, в разы дешевле стоимости объекта капитального строительства аналогичной площади.

Инвестор не ждет строительства 2-3 года, а получает «здание под ключ» за 1-2 месяца. У бизнеса появляется возможность очень быстро масштабироваться за счет отсутствия необходимости покупать участок земли и быстрых сроков поставки (производства) здания.

Возможность разбирать здание дает и огромные юридические преимущества. Ведь некапитальное разборное сооружение – отель или ресторан – можно поставить там, где запрещено строить объекты капитального строительства (водоохранная зона, парки, общественные территории, городские площади). К тому же это минимизирует риски ошибиться с локацией: если проект в данном месте оказался нерентабелен, его можно разобрать и перевезти на другое.



Полезное использование площадей – огромное преимущество. В формате сборно-разборных зданий можно оперативно менять планировку объекта и делать это без закрытия заведения – например, под конкретное мероприятие. Можно сделать зал до 1000 м и более без колонн с панорамным остеклением, что очень важно для банкетов, конгрессов и прочих мероприятий.

То же касается и быстрого расширения площадей. Бизнес пошел успешно? В реалиях бетонных зданий пришлось бы ограничиться тем, что есть. Максимум после долгих согласований можно построить террасу в ресторане или мансарду в отеле. В сборно-разборном prefab можно просто дозаказать еще один модуль нужной площади. Или, например, сделать летнюю террасу, а на зиму поместить ее внутри теплого контура.

Много проблем у рестораторов возникает и при размещении в жилых домах. Отдельно стоящее здание в собственности, а не в аренде минимизирует проблемы с соседями. В жилых домах почти всегда приходится сталкиваться с гражданами, активно выражающими недовольство размещением ресторана или отеля, которые могут привести к закрытию заведения контролирующими органами.

Сборно-разборный prefab означает возведение здания без долгих согласований, практически с нулевой ставкой аренды по сравнению с классическими ресторанами и отелями. Такие здания могут быть полностью автономными: они не требуют подключения к городским коммуникациям и оснащены необходимыми для бизнеса мощностями. Это избавляет от проблем, например, с дефицитом электроэнергии в зданиях старого фонда.

Сфера prefab уже отрегулирована на Западе. В России же из-за особенностей водного и земельного кодекса такие постройки можно размещать с минимумом согласований практически где угодно. В ближайшие 2-3 года, пока не занят рынок и не отрегулирована законодательная база разборных prefab-объектов, у инвесторов есть шанс получить сверхприбыль. Перспективы для отельеров, рестораторов и event-агентств колоссальны. Убежден, что в России в ближайшие годы будет резкий рост спроса на сборно-разборные коммерческие площади.


Материалы по теме

Точка зрения

Будущее e-commerce в России: перемещение груза без потерь и «бесшовная» интеграция в ретейл

Артем Марчук, партнер логистической компании «Точка-Точка»
 
25.03
Точка зрения

BIM: от экономического эффекта до тенденций на рынке

Юлия Татаринова, руководитель направления информационного моделирования в строительстве компании КРОК, Андрей Татаркин, BIM-менеджер департамента интеллектуальных зданий
07.05
Точка зрения

Smart city: будущее в настоящем

Алексей Поляков, эксперт фонда «Сколково», соучредитель и председатель правления Совета по экологическому строительству в России
16.10

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Технологии будущего

X5 и Coca-Cola начали переработку тары

В магазинах «Пятерочка» в Москве установили фандоматы для сбора использованной пластиковой и алюминиевой тары.
15.07
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Международная консалтинговая компания Knight Frank объявляет о назначении Андрея Подгорного на должность директора по развитию.
16.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre