Будущее e-commerce в России: перемещение груза без потерь и «бесшовная» интеграция в ретейл

Артем Марчук, партнер логистической компании «Точка-Точка»
 
6231
По данным KPMG, одним из драйверов 3%-го роста автомобильных грузоперевозок, помимо экспансии розничных сетей, на протяжении нескольких лет называют интернет-торговлю, которая, несмотря на некоторое замедление, показывает неизменный рост год к году в среднем на 15%.

Увеличение объема прироста рынка интернет-торговли отмечает Data Insight: 5 лет назад он рос на 100 млрд руб. в год, в 2018 г. - на 185 млрд. Если этот тренд сохранится, к 2023 г. рынок вырастет более чем в 2 раза, до 2,4 трлн. рублей при среднегодовых темпах роста 16% (2019-2023 гг.). В условиях развития e-commerce грузоперевозчики все больше ориентируются на игроков этого рынка.

Одна из существенных статей затрат интернет-магазина - логистика, которая даже у крупных федеральных игроков отнимает 50% дохода. В «Точка-Точка» мы понимаем, что высокая цена транспортных услуг мешает бизнесу расширяться и выходить в регионы. Поэтому наша цель - предложить объективные рыночные цены и нивелировать неэффективность отрасли, что в целом может дать экономию до 80% по сравнению с лидерами логистического рынка, которые занимаются активной и в чем-то даже агрессивной экспансией в этом сегменте.

Так называемая «стоимость магистрали» или стоимость доставки между городами часто оказывается решающей для малого бизнеса, который берется конкурировать с крупными федеральными игроками.

Бытует мнение: «Потребитель сам не знает, чего хочет: низкие цены и доставку завтра». Уверен, в будущем под этим будут понимать омниканальность - границы исчезнут, в т.ч. из-за развития технологий в области производства и доставки.

Качество и скорость доставки часто зависят от изнанки логистики. Важно, какой транспорт использует компания - свой или привлеченный, есть ли у нее склады, какая география доставки, технология обработки и т.д.



Безусловно, быстрее других доставляются складские товары, которые находятся близко к потребителю. Это интуитивно понятно. Но важно другое: потребитель в интернете ищет «честную» цену, которая была бы справедливей, если бы поставка осуществлялась без дополнительных затрат на хранение и перегрузы. Но это негативно скажется на сроках.

Поэтому потребитель находится в поиске баланса между оффлайн ретейлом (можно потрогать) и онлайн (цена). К примеру, этим обусловлен стремительный рост продаж кросс-бордер на таких маркетплейсах, как AliExpress и Pandao, несмотря на относительно большие сроки доставки по сравнению с отечественным предложением.

Склад в логистике сегодня должен перестать быть местом хранения и перегрузки. Он должен превратиться в узел обработки товарного потока ? от производителя к потребителю, наряду с транспортом. Вопрос в динамике этой трансформации.

Многое зависит и от изменения предпочтений пользователей. Понятно, что в крупных городах с их дефицитом времени и доступностью информации доставка товаров, купленных через интернет, развита больше по сравнению с областными или региональными центрами. При этом иногда интернет в регионах - безальтернативный канал покупки, т.к. розничные магазины не могут предложить желаемый ассортимент или их просто нет.



Большинство ретейлеров сейчас сосредоточено в Москве и других крупных городах. Размеры страны влияют на логистику. В результате логистическая инфраструктура и рынок интернет-торговли в России неравномерны.

С другой стороны, даже в столицах можно отметить крайнюю инертность: только сейчас топовые продуктовые ретейлеры начинают осваивать новые каналы сбыта, несмотря на «хайп» интернет торговли непродовольственными товарами в последние 5-10 лет. Потребитель предпочитает «загородные» гипермаркеты с их очередями и до сих пор не доверяет качеству и удобству доставки. Так было когда-то и с оплатой банковскими картами.

Также важно, что доставка разных категорий товаров различается по сложности процесса. Одно дело перевезти книгу, другое ? телевизор, и совершенно иначе выстроена логистика продуктов питания, которые требуют соблюдения температурного режима или сроков годности. Сама логистика ограничивает рост интернет-торговли по технологическим причинам.

Для каждого типа товара есть нюансы, которые нужно учитывать. К примеру, необходимость примерки при доставке одежды. Это несвойственные логистике функции, которые вызваны, прежде всего, некоторым отставанием в развитии технологий в ретейле и смежных областях. Например, «дополненная реальность» могла бы исключить необходимость примерки на дому, а счета эскроу - риски прямого перевода денежных средств и оплату наличными.

Можно предположить, что очевидным «прорывом» в отрасли станет развитие региональных фулфилмент-центров, которые сейчас в основном присутствуют в Москве или Центральном регионе. Они будут востребованы как локальными интернет-магазинами, так и федеральными игроками рынка e-commerce. Например, о строительстве региональных фулфилмент-центров в 34 российских городах объявила «Почта России».

Другой драйвер - сокращение сроков доставки из-за границы, что подстегнет строительство в крупных городах, недалеко от точек входа в страну. И третий момент - места производства и консолидация продукции, с точки зрения оптимизации товарных потоков (сеть агрегаторов). Ближе всех к новой роли фулфилмент-центров был Ulmart.

Наиболее интересный тренд на наш взгляд - тренд на сокращение издержек, который должен стимулировать не столько развитие инфраструктуры (строительство «коробок»), а технологии. Это продажа в момент, когда груз еще в пути, это переброска мелкими партиями, быстрая сортировка, упаковка и др. - то, что невозможно без внедрения информационных технологий в отрасли, которая до сих пор использует бумажные документы для оформления перевозки.

Интернет-торговля ярче других вскрыла анахронизм в логистике. Потребитель требователен: он ищет несовместимое - идеальное соотношение цены, качества и скорости доставки.

Отрасль стало трясти, ведь одно дело возить целыми фурами и обрабатывать тонны, а другое - обеспечить перевозку коробки обуви по цене килограмма пресловутой фуры на следующий день после заказа. Поставить сортер, организовать пункты выдачи и приемки заказов, купить малотоннажный парк для первой или последней мили - мало, т.к. это кардинально не меняет расстановку сил.

Поэтому основная задача логистических компаний сегодня - не просто создание «тяжелой» системы складов и ТС и сегментация услуги. Задача - с одной стороны, предложить технологии перемещения груза без потерь (времени и стоимости), с другой стороны - «бесшовная» интеграция в ретейл. Неважно, как он организован: оффлайн или онлайн, хотя последний заставил логистику как минимум «слезть с дивана», удобно усадив на него покупателя.


Материалы по теме

Точка зрения

Как выбрать компанию-перевозчика и составить договор?

Михаил Колпаков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «Деликатный переезд»

18.08
Сюжет

Топ 10 самых необычных запросов на перевозки (по версии ACEX)

Логистика открывает границы для самых нестандартных грузов. Какие только проекты не реализовывали специалисты альянса: перевозили вертолеты, уникальные музыкальные инструменты, колонны высотой с пятиэтажный дом, предметы искусства… Еще больший интерес представляют запросы от клиентов, некоторые из которых бывают, мягко говоря, необычными. Но, как известно, клиент всегда прав. 

14.08
не указано

Дорожная сеть и рынок автоперевозок

В России, как известно, две беды: дураки и дороги. Не секрет, что состояние автодорожной сети напрямую влияет на развитие экономики страны в целом и торговли – в частности. Поэтому в данном номере журнала Commercial Real Estate мы рассмотрим состояние дорожной сети России и рынка автоперевозок.

01.11

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: ЦДМ
Сделка

ЦДМ переехал с Лубянки на «Киевскую Площадь»

ГК «Киевская Площадь» стала новым собственником объекта. В том, что это рыночная сделка, есть сомнения.
 
12.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: Дмитровский логистический парк
Сделка

В Дмитровском логистическом парке сдали 2,9 тыс. кв. м в субаренду

Новым резидентом стал производитель non-food. Брокер сделки – Bright Rich | CORFAC International.
12.04
Источник: Остров Мечты
Экспертный анализ

Дома лучше: торговые центры стали главными конкурентами путешествий

Торговые центры четвёртый год называются основными летними бенефициарами сложностей с поездками в другие страны и в разы подорожавшего отдыха в России. Однако на фоне сохраняющегося шока от ухода большей части иностранных арендаторов, инфляции, продолжающегося спада доходов, изменения потребительского поведения и сокращённых маркетинговых бюджетов удивлять посетителей всё сложнее.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail.
12.04
Источник: LCM Consulting
Назначения

Новое назначение в LCM Consulting

Директором по развитию LCM Retail назначен Константин Чижиков.
12.04
Источник: NF Group
Сделка

В Industrial City Коледино продали четыре блока на 3 000 кв. м

Новым резидентом парка стала компания «Технопарк-СТ». Консультантом сделки выступила NF Group.
12.04
Источник: CRE
Сделка

«Инград» построит склад для логистов

Объект площадью 81 000 кв. м после завершения строительства получит в собственность «Крафтер-Евразия».
12.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre