Креативные кластеры - относительно новый формат для Петербурга, обладающий рядом отличительных от классических деловых центров черт. В таких пространствах не только размещаются офисы, торговые точки, но и проводятся культурные события, которые привлекают большую аудиторию. В связи с этим, арендные ставки, в таких объектах значительно выросли. Эксперты агентства недвижимости LAPINA рассказали об особенностях подобных пространств.
По оценкам экспертов, средние месячные ставки на офисные помещения в креативных кластерах Петербурга находятся на уровне 42 тыс. руб., что в целом соответствует ценам на лоты в бизнес-центрах классов В и С. При этом средняя площадь офисных объектов в творческих пространствах составляет около 60 кв. м.
По оценкам экспертов, средние месячные ставки на офисные помещения в креативных кластерах Петербурга находятся на уровне 42 тыс. руб., что в целом соответствует ценам на лоты в бизнес-центрах классов В и С. При этом средняя площадь офисных объектов в творческих пространствах составляет около 60 кв. м.
«В подавляющем большинстве случаев креативные пространства являются бизнесом арендатора. Часто объекты, имеющие низкую ценность, берут в управление и пересдают площадку по более высоким ставкам за счет концептуального соседства и культурных мероприятий», - отметила генеральный директор АН LAPINA Екатерина Лапина.
По словам эксперта, к подобным мерам прибегают собственники, чьи объекты как бизнес-центр не соответствуют своему местоположению или не имеют современного оснащения.
«В Петербурге я не знаю ни одного успешного проекта из креативных кластеров. На мой взгляд, чаще всего это сдача в аренду офисных площадок с творческим намеком», - добавила Екатерина.
Эксперты отмечают, что трендом объекты могут стать только в случае ухудшения экономической ситуации в городе и в результате отсутствия арендаторов на постоянный договор аренды офисного центра. Креативные кластеры способны составить конкуренцию классическим БЦ только в борьбе за арендаторов творческой направленности.