Креативные пространства: экономика, тенденции и прогнозы

Кому и зачем нужны креативные пространства? Разбираемся с IPG.Estate.

15262
Историческая справка. Мировой опыт

Бум запуска креативных пространств в развитых странах приходится на конец XX в.

Идея использования заброшенных индустриальных зданий под жилые и офисные функции пришла американцам. В начале XX в. начала расти стоимость земельных участков в центральных локациях Нью-Йорка, запустился процесс вывода на окраины города промышленных предприятий. Освободившимися помещениями заинтересовались люди творческих профессий – низкая арендная плата в сравнении с арендой классического жилья, а также большая площадь пространств, пригодных для использования, сыграли свою роль.

В Европе в зданиях бывших нефункционирующих фабрик, офисов и даже церквей практикуют открытие галерей, клубов, баров и креативных пространств. Родоначальником формата считается Великобритания. Сегодня креативная индустрия Великобритании насчитывает 77 млрд фунтов и 1,7 млн рабочих мест.  Первоначально формат креативных кластеров формировался естественным путем. В дальнейшем идея получила поддержку бизнеса и государства. Например, с 1998 г. в Великобритании поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики. На текущий момент развитие креативно-творческой индустрии в Европе поддерживается на государственном уровне. Таким образом власти стремятся решить проблему пустующих зданий, освободившихся после промышленного бума.

Историческая справка. Москва

Массовое появление креативных пространств в России началось в начале 2000-х. Первые креативные пространства появились в Москве.

Центр дизайна «ARTPLAY». Проект запустили в 2003 г. В 2008-м ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала. На настоящий момент общая площадь равна 75 000 кв. м.

Дизайн-завод «Флакон» – проект, реализованный на территории бывшего хрустально-стекольного завода в 2009 г. Площадь пространства составляет порядка 25 000 кв. м. Центр современного искусства «Винзавод» – проект, реализованный на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». Открыт в 2007 г. Общая площадь выставочного пространства — 20 000 кв. м.  



Историческая справка. Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге первые кластеры появились в 2007 г. За последние 5 лет на территориях серого пояса число креативных кластеров увеличилось в 7 раз. Лофт-проект «Этажи» – первое креативное пространство северной столицы, которое появилось в 2007 г. на территории здания «Смольнинского хлебозавода». В марте 2018 г. Петербургский парламент принял закон, по которому компании, занимающимся креативной деятельностью, могут получить льготы на аренду помещений. На настоящий момент рассматривается возможность создания Фонда креативных пространств общей площадью 20 тыс. кв. м.  На сегодняшний день в Санкт-Петербурге более 30 креативных пространств, общей площадью более 100 000 кв. м. Центральный и Василеостровский районы – зоны концентрации креативных пространств.

Экономика проектов

Проекты креативных пространств активно выводятся на территориях бывших промышленных зон, как правило, в объектах, где невозможен классический девелопмент на текущий момент:

• «Ткачи» – реконструированное здание бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова; 

• «АртМуза» – территория бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь»;



• ARTPLAY – здание бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения;

• «Порт Севкабель» - историческая территория завода «Севкабель».



Снос здания и смена функционала экономически нерентабельны для собственника. При возникновении сложностей для переформатирования объекта под деловые или торговые функции, собственник идет путем формирования «креативной» концепции. При минимальном объеме инвестиций возможно повысить капитализацию объекта.

Основные предпосылки организации арт-кластеров в Санкт-Петербурге

• Градостроительные ограничения по использованию зданий;

• Финансовые ограничения инвестора для переформатирования объекта;

• Объем инвестиций в снос текущего здания и реализацию нового проекта гораздо больше, чем в переформатирование объекта под функции креативного пространства.

Основные функции креативных пространств

• Создание инновационной среды;

• Благоустройство депрессивных городских территорий;

• Повышение туристической привлекательности города;

• Развитие рынка идей для стартапов.

Ротация арендаторов

Как правило, в креативных пространствах ротация арендаторов высокая и напрямую коррелирует с площадью занимаемого помещения. Чем меньше площадь, тем выше ротация. Однако это не значительно влияет на потоки доходов собственника, поскольку часто меняющиеся арендаторы – небольшие организации и не являются якорными арендаторами. Освободившиеся помещения не пустуют, а моментально занимаются другими организациями.

Тенденции и прогнозы

В Европе зачастую формат креативных пространств может рассматриваться лишь в качестве временной маркетинговой функции популяризации места, пока не найдется ее более эффективное применение. Основной функцией, как правило, становится офисная. Бизнес генерирует основной доход.

Креативные пространства Санкт-Петербурга идут по другому пути. Формат креативного пространства не является временным – собственники продолжают развивать свои проекты без изменения назначения. Как правило, якорными арендаторами являются предприятия общепита и представители ретейла, которые занимают помещения на первых этажах зданий.

Доходность креативных пространств напрямую зависит от лояльности и платежеспособности пула арендаторов.

Ряд проектов Петербурга столкнулись с трудностями, связанными с большой концентрацией мелких творческих резидентов, которые не способны стабильно генерировать доход для арендодателя.

Хотя последнее время наблюдалось увеличение количества креативных пространств, развивается тенденция их закрытия из-за проблем с документацией и конфликтов с собственником.

Основные препятствия для роста числа креативных пространств

• Недостаток финансирования;

• Нестабильный пул арендаторов (стартапы, творческие студии и т.д.), что не дает гарантий постоянного и стабильного арендного потока;

• Негарантированный рост капитализации.


Материалы по теме

Экспертный анализ

Петербургу по душе креативные кластеры

Сегодня в городе работает несколько десятков креативных и культурных пространств. Игроки рынка отмечают, что этот сегмент демонстрирует в нынешних условиях один из наиболее высоких показателей доходности, и его потенциал в Петербурге далеко не исчерпан. Новые проекты продолжают появляться. Они уже покинули пределы центра города, где зарождались изначально, и обживают спальные районы и даже пригороды.

16.12
Экспертный анализ

#вПитереЕсть: креативные жители жаждут необычного общепита

Петербургский рынок street retail активно пополняется новыми заведениями общественного питания, отвечающими интересам креативного класса. По данным компании Colliers International, с начала 2016 г. в городе открылись свыше 130 новых концептуальных кафе, ресторанов и баров. В среднем это три новых заведения каждую неделю. 

11.11
Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre