Креативные пространства: экономика, тенденции и прогнозы

Кому и зачем нужны креативные пространства? Разбираемся с IPG.Estate.

14637
Историческая справка. Мировой опыт

Бум запуска креативных пространств в развитых странах приходится на конец XX в.

Идея использования заброшенных индустриальных зданий под жилые и офисные функции пришла американцам. В начале XX в. начала расти стоимость земельных участков в центральных локациях Нью-Йорка, запустился процесс вывода на окраины города промышленных предприятий. Освободившимися помещениями заинтересовались люди творческих профессий – низкая арендная плата в сравнении с арендой классического жилья, а также большая площадь пространств, пригодных для использования, сыграли свою роль.

В Европе в зданиях бывших нефункционирующих фабрик, офисов и даже церквей практикуют открытие галерей, клубов, баров и креативных пространств. Родоначальником формата считается Великобритания. Сегодня креативная индустрия Великобритании насчитывает 77 млрд фунтов и 1,7 млн рабочих мест.  Первоначально формат креативных кластеров формировался естественным путем. В дальнейшем идея получила поддержку бизнеса и государства. Например, с 1998 г. в Великобритании поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики. На текущий момент развитие креативно-творческой индустрии в Европе поддерживается на государственном уровне. Таким образом власти стремятся решить проблему пустующих зданий, освободившихся после промышленного бума.

Историческая справка. Москва

Массовое появление креативных пространств в России началось в начале 2000-х. Первые креативные пространства появились в Москве.

Центр дизайна «ARTPLAY». Проект запустили в 2003 г. В 2008-м ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала. На настоящий момент общая площадь равна 75 000 кв. м.

Дизайн-завод «Флакон» – проект, реализованный на территории бывшего хрустально-стекольного завода в 2009 г. Площадь пространства составляет порядка 25 000 кв. м. Центр современного искусства «Винзавод» – проект, реализованный на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». Открыт в 2007 г. Общая площадь выставочного пространства — 20 000 кв. м.  



Историческая справка. Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге первые кластеры появились в 2007 г. За последние 5 лет на территориях серого пояса число креативных кластеров увеличилось в 7 раз. Лофт-проект «Этажи» – первое креативное пространство северной столицы, которое появилось в 2007 г. на территории здания «Смольнинского хлебозавода». В марте 2018 г. Петербургский парламент принял закон, по которому компании, занимающимся креативной деятельностью, могут получить льготы на аренду помещений. На настоящий момент рассматривается возможность создания Фонда креативных пространств общей площадью 20 тыс. кв. м.  На сегодняшний день в Санкт-Петербурге более 30 креативных пространств, общей площадью более 100 000 кв. м. Центральный и Василеостровский районы – зоны концентрации креативных пространств.

Экономика проектов

Проекты креативных пространств активно выводятся на территориях бывших промышленных зон, как правило, в объектах, где невозможен классический девелопмент на текущий момент:

• «Ткачи» – реконструированное здание бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова; 

• «АртМуза» – территория бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь»;



• ARTPLAY – здание бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения;

• «Порт Севкабель» - историческая территория завода «Севкабель».



Снос здания и смена функционала экономически нерентабельны для собственника. При возникновении сложностей для переформатирования объекта под деловые или торговые функции, собственник идет путем формирования «креативной» концепции. При минимальном объеме инвестиций возможно повысить капитализацию объекта.

Основные предпосылки организации арт-кластеров в Санкт-Петербурге

• Градостроительные ограничения по использованию зданий;

• Финансовые ограничения инвестора для переформатирования объекта;

• Объем инвестиций в снос текущего здания и реализацию нового проекта гораздо больше, чем в переформатирование объекта под функции креативного пространства.

Основные функции креативных пространств

• Создание инновационной среды;

• Благоустройство депрессивных городских территорий;

• Повышение туристической привлекательности города;

• Развитие рынка идей для стартапов.

Ротация арендаторов

Как правило, в креативных пространствах ротация арендаторов высокая и напрямую коррелирует с площадью занимаемого помещения. Чем меньше площадь, тем выше ротация. Однако это не значительно влияет на потоки доходов собственника, поскольку часто меняющиеся арендаторы – небольшие организации и не являются якорными арендаторами. Освободившиеся помещения не пустуют, а моментально занимаются другими организациями.

Тенденции и прогнозы

В Европе зачастую формат креативных пространств может рассматриваться лишь в качестве временной маркетинговой функции популяризации места, пока не найдется ее более эффективное применение. Основной функцией, как правило, становится офисная. Бизнес генерирует основной доход.

Креативные пространства Санкт-Петербурга идут по другому пути. Формат креативного пространства не является временным – собственники продолжают развивать свои проекты без изменения назначения. Как правило, якорными арендаторами являются предприятия общепита и представители ретейла, которые занимают помещения на первых этажах зданий.

Доходность креативных пространств напрямую зависит от лояльности и платежеспособности пула арендаторов.

Ряд проектов Петербурга столкнулись с трудностями, связанными с большой концентрацией мелких творческих резидентов, которые не способны стабильно генерировать доход для арендодателя.

Хотя последнее время наблюдалось увеличение количества креативных пространств, развивается тенденция их закрытия из-за проблем с документацией и конфликтов с собственником.

Основные препятствия для роста числа креативных пространств

• Недостаток финансирования;

• Нестабильный пул арендаторов (стартапы, творческие студии и т.д.), что не дает гарантий постоянного и стабильного арендного потока;

• Негарантированный рост капитализации.


Материалы по теме

Экспертный анализ

Петербургу по душе креативные кластеры

Сегодня в городе работает несколько десятков креативных и культурных пространств. Игроки рынка отмечают, что этот сегмент демонстрирует в нынешних условиях один из наиболее высоких показателей доходности, и его потенциал в Петербурге далеко не исчерпан. Новые проекты продолжают появляться. Они уже покинули пределы центра города, где зарождались изначально, и обживают спальные районы и даже пригороды.

16.12
Экспертный анализ

#вПитереЕсть: креативные жители жаждут необычного общепита

Петербургский рынок street retail активно пополняется новыми заведениями общественного питания, отвечающими интересам креативного класса. По данным компании Colliers International, с начала 2016 г. в городе открылись свыше 130 новых концептуальных кафе, ресторанов и баров. В среднем это три новых заведения каждую неделю. 

11.11
Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre