Креативные пространства: экономика, тенденции и прогнозы

Кому и зачем нужны креативные пространства? Разбираемся с IPG.Estate.

14105
Историческая справка. Мировой опыт

Бум запуска креативных пространств в развитых странах приходится на конец XX в.

Идея использования заброшенных индустриальных зданий под жилые и офисные функции пришла американцам. В начале XX в. начала расти стоимость земельных участков в центральных локациях Нью-Йорка, запустился процесс вывода на окраины города промышленных предприятий. Освободившимися помещениями заинтересовались люди творческих профессий – низкая арендная плата в сравнении с арендой классического жилья, а также большая площадь пространств, пригодных для использования, сыграли свою роль.

В Европе в зданиях бывших нефункционирующих фабрик, офисов и даже церквей практикуют открытие галерей, клубов, баров и креативных пространств. Родоначальником формата считается Великобритания. Сегодня креативная индустрия Великобритании насчитывает 77 млрд фунтов и 1,7 млн рабочих мест.  Первоначально формат креативных кластеров формировался естественным путем. В дальнейшем идея получила поддержку бизнеса и государства. Например, с 1998 г. в Великобритании поддержка креативных индустрий была заявлена одним из приоритетов государственной политики. На текущий момент развитие креативно-творческой индустрии в Европе поддерживается на государственном уровне. Таким образом власти стремятся решить проблему пустующих зданий, освободившихся после промышленного бума.

Историческая справка. Москва

Массовое появление креативных пространств в России началось в начале 2000-х. Первые креативные пространства появились в Москве.

Центр дизайна «ARTPLAY». Проект запустили в 2003 г. В 2008-м ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала. На настоящий момент общая площадь равна 75 000 кв. м.

Дизайн-завод «Флакон» – проект, реализованный на территории бывшего хрустально-стекольного завода в 2009 г. Площадь пространства составляет порядка 25 000 кв. м. Центр современного искусства «Винзавод» – проект, реализованный на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». Открыт в 2007 г. Общая площадь выставочного пространства — 20 000 кв. м.  



Историческая справка. Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге первые кластеры появились в 2007 г. За последние 5 лет на территориях серого пояса число креативных кластеров увеличилось в 7 раз. Лофт-проект «Этажи» – первое креативное пространство северной столицы, которое появилось в 2007 г. на территории здания «Смольнинского хлебозавода». В марте 2018 г. Петербургский парламент принял закон, по которому компании, занимающимся креативной деятельностью, могут получить льготы на аренду помещений. На настоящий момент рассматривается возможность создания Фонда креативных пространств общей площадью 20 тыс. кв. м.  На сегодняшний день в Санкт-Петербурге более 30 креативных пространств, общей площадью более 100 000 кв. м. Центральный и Василеостровский районы – зоны концентрации креативных пространств.

Экономика проектов

Проекты креативных пространств активно выводятся на территориях бывших промышленных зон, как правило, в объектах, где невозможен классический девелопмент на текущий момент:

• «Ткачи» – реконструированное здание бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова; 

• «АртМуза» – территория бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь»;



• ARTPLAY – здание бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения;

• «Порт Севкабель» - историческая территория завода «Севкабель».



Снос здания и смена функционала экономически нерентабельны для собственника. При возникновении сложностей для переформатирования объекта под деловые или торговые функции, собственник идет путем формирования «креативной» концепции. При минимальном объеме инвестиций возможно повысить капитализацию объекта.

Основные предпосылки организации арт-кластеров в Санкт-Петербурге

• Градостроительные ограничения по использованию зданий;

• Финансовые ограничения инвестора для переформатирования объекта;

• Объем инвестиций в снос текущего здания и реализацию нового проекта гораздо больше, чем в переформатирование объекта под функции креативного пространства.

Основные функции креативных пространств

• Создание инновационной среды;

• Благоустройство депрессивных городских территорий;

• Повышение туристической привлекательности города;

• Развитие рынка идей для стартапов.

Ротация арендаторов

Как правило, в креативных пространствах ротация арендаторов высокая и напрямую коррелирует с площадью занимаемого помещения. Чем меньше площадь, тем выше ротация. Однако это не значительно влияет на потоки доходов собственника, поскольку часто меняющиеся арендаторы – небольшие организации и не являются якорными арендаторами. Освободившиеся помещения не пустуют, а моментально занимаются другими организациями.

Тенденции и прогнозы

В Европе зачастую формат креативных пространств может рассматриваться лишь в качестве временной маркетинговой функции популяризации места, пока не найдется ее более эффективное применение. Основной функцией, как правило, становится офисная. Бизнес генерирует основной доход.

Креативные пространства Санкт-Петербурга идут по другому пути. Формат креативного пространства не является временным – собственники продолжают развивать свои проекты без изменения назначения. Как правило, якорными арендаторами являются предприятия общепита и представители ретейла, которые занимают помещения на первых этажах зданий.

Доходность креативных пространств напрямую зависит от лояльности и платежеспособности пула арендаторов.

Ряд проектов Петербурга столкнулись с трудностями, связанными с большой концентрацией мелких творческих резидентов, которые не способны стабильно генерировать доход для арендодателя.

Хотя последнее время наблюдалось увеличение количества креативных пространств, развивается тенденция их закрытия из-за проблем с документацией и конфликтов с собственником.

Основные препятствия для роста числа креативных пространств

• Недостаток финансирования;

• Нестабильный пул арендаторов (стартапы, творческие студии и т.д.), что не дает гарантий постоянного и стабильного арендного потока;

• Негарантированный рост капитализации.


Материалы по теме

Экспертный анализ

Петербургу по душе креативные кластеры

Сегодня в городе работает несколько десятков креативных и культурных пространств. Игроки рынка отмечают, что этот сегмент демонстрирует в нынешних условиях один из наиболее высоких показателей доходности, и его потенциал в Петербурге далеко не исчерпан. Новые проекты продолжают появляться. Они уже покинули пределы центра города, где зарождались изначально, и обживают спальные районы и даже пригороды.

16.12
Экспертный анализ

#вПитереЕсть: креативные жители жаждут необычного общепита

Петербургский рынок street retail активно пополняется новыми заведениями общественного питания, отвечающими интересам креативного класса. По данным компании Colliers International, с начала 2016 г. в городе открылись свыше 130 новых концептуальных кафе, ресторанов и баров. В среднем это три новых заведения каждую неделю. 

11.11
Точка зрения

Инвестиционный потенциал лофтов

Павел Логачев, коммерческий директор компании «Колди»

23.10

журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 сентября)

Новые складские проекты в Сибири и Ногинске, «Магнит» в краснодарском ТРЦ, гастропространство от А101, смена управления в «Южных Вратах», «Спортмастер PRO» в Воронеже, переговоры по крупнейшим объемам в офисах и ТРЦ – в нашей традиционной подборке.
17.09
Источник: «Телеграф»
Открытие

В «Ривьеру» придет «Телеграф»

Универмаг российских дизайнеров займет 2 000 кв. м в торгово-развлекательном центре. Консультантом сделки выступила консалтинговая компания RETEX.
20.09
Источник: Пресс-служба Malltech
Открытие

Новокузнецкой «Планете» добавили детства

В новокузнецком ТРЦ «Планета» открылся магазин Crockid.

21.09
Источник: cre.ru
CRE Awards

Все победители CRE Federal Awards 2023

Поздравляем победителей ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards!
21.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Государство, это мы

По данным IBC Real Estate, в первом полугодии 2023 года объем инвестиций в объекты с госучастием в России составил 34,2 млрд руб., что сопоставимо с показателями 2022-го (34,6 млрд руб.) и 2021 года (32 млрд руб.); в расчете учитывались инвестиционные сделки в коммерческую недвижимость объемом более 350 млн руб. Наибольший объем транзакций в 2023 году был закрыт в сегменте земельных участков под жилые проекты, в том числе по программе КРТ – 66%, в тройку лидеров также вошли торговая (12%) и офисная недвижимость (12%). Впрочем, российский бизнес продолжает активно выходить практически в любые проекты государственно-частного партнерства: в сложившейся геополитической ситуации такие инвестиции для многих игроков остаются одними из немногих рабочих инструментов. Однако риски для обеих сторон довольно высоки.
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE
19.09
Источник: cre.ru
Проект

Москва получит МФК Emotion

«Стилобат» вкладывает в развитие «Большого Сити».
 
21.09
Источник: Lazurit
Открытие

Lazurit получил склад на 19 тыс. кв. м в Раменском

Компания объявила о завершении строительства логистического комплекса в «PNK Парк Софьино».
20.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм