Почему сервисные операторы выгодны ТЦ?

Светлана Малышкина, ведущий консультант RealJet
 
3303
За последние пять лет с сервисными операторами в торговых центрах произошли кардинальные изменения – из факультативной опции и «довеска» они превратились чуть ли не в якорных арендаторов. Можно ли считать это хорошей новостью для девелоперов? С одной стороны, полноценная сервисная составляющая генерирует для ТЦ лояльный трафик, с другой - сервисные операторы никогда не будут платить ставки fashion-ретейлеров или ювелирных магазинов.

Курс на район

В 2018 г. размеры новых торговых центров продолжали сокращаться, а на «районники» приходилась все большая доля совокупного объема ввода. Если в 2016-17 гг. на них приходилось 20% и 30% ввода в Москве соответственно, то уже в 2018-м – показатель перевалил за 60%. «Районники» продолжат доминировать на рынке – не менее 60% новых ТЦ в ближайшие два года будут именно этого формата. Это неудивительно: деньги становятся все дороже, покупатель – все экономнее, а желающих рисковать с «гигантскими» проектами девелоперов остается все меньше.

От того, насколько крепкой окажется в торговом центре связка «девелопер-управляющая компания-арендатор», зависит выживание проекта в принципе. Особенно это справедливо для торговых центров районного формата, которые, в связи с минимальными размерами, не имеют права на ошибку.



Городской романс

Да, районный торговый центр нового поколения – это город в городе, так называемое «третье место», куда приходят не только за покупками и услугами, но и в поисках «своих» - городских и районных сообществ, клубов по интересам и пр. Шопинг как досуг и стиль жизни без необходимости собственно «классического» шопинга становится непременным условием успешности ТЦ малого формата. Управляющие компании не зря настаивают на мультиформатности и максимальной персонификации объектов: клиент все чаще выбирает ТЦ исключительно по принципу «мне там хорошо».

В этих условиях на первый план выходят операторы услуг, которые, с одной стороны, умеют «делать хорошо» пока еще не избалованному сервисом российскому клиенту, с другой стороны, в условиях экономии они даже способны заместить традиционный шопинг.

И если еще семь лет назад сервисных арендаторов вроде МФЦ и «Почты России», не рассматривали всерьез, то сегодня ТЦ, в которых таких операторов нет, можно пересчитать по пальцам.



Спасибо за услугу!

Повышение значимости в «районниках» food-концепций, развлечений, услуг сферы красоты, а также сервисов первой необходимости будет продолжаться и дальше.

Напомню, что трафик для районного торгового центра, как правило, генерируется из двух основных источников: около 50% посетителей (иногда больше, в зависимости от локации) - это постоянные резиденты объекта (люди, живущие неподалеку и пользующиеся ТЦ постоянно); остальные – посетители из проходящих рядом транспортных потоков (станции метро, ТПУ, остановки общественного транспорта и т.д.). Сейчас сервисные арендаторы в хорошем районном торговом центре занимают до трети площадей в количественном соотношении, и это имеет еще и важное социальное значение.

Дело в том, что в районных торговых центрах «сервисные» места, как правило, арендуют не сети, а ИП с «пропиской и проживанием» в этом же районе – ювелиры, обувщик и другие мастера. Это априори позволяет выстроить совсем иную схему отношений «клиент - мастер» (и, соответственно «торговый центр – посетитель»): здесь почти все – постоянные клиенты, и все – постоянные мастера. Таким образом, именно «районники» предъявили рынку то, что утрачено практически повсеместно в больших городах и особенно – в Москве: личные отношения, когда люди ходят друг к другу за услугами годами. Для девелопера и управляющей компании же такая модель, подразумевающая многолетнюю и безусловную лояльность потребителей, – возможность сохранять объект актуальным и прибыльным на долгие годы.

Тут еще стоит вспомнить вот о чем: в 2014 г., на пике кризиса, когда «классические» арендаторы стояли без покупателей и не знали вообще, как со всем этим дальше жить, сервисные игроки вроде салонов красоты, напротив, отметили приток клиентов: люди шли снимать сюда стресс, а некоторые клиенты, лишенные из-за скачка курса валют отпуска, заменяли его, скажем, курсом массажа.

Прошло пять лет, но ничего не изменилось до сих пор – новой кофточке жители Москвы и Петербурга все чаще предпочитают «инвестиции в себя» и свои удовольствия. На этой же волне, кстати, взлетели и «правильные» цветочные салоны. Хотя в России даже в состоятельных кругах до сих пор не слишком принято покупать цветы в дом «просто так», некоторые флористы сделали невозможное, заложив фундамент новой культуры потребления цветов. Они предлагают «домашние» букеты с хорошими скидками, подбирают цветы под интерьер по фотографиям и бесплатно обучают ухаживать за срезанными цветами с тем, чтобы их не нужно было менять как можно дольше.

Любят счет

Разумеется, ювелирный мастер или мастер по ремонту обуви никогда не сможет платить столько, сколько «обычный» ретейлер. Но это компенсируется лояльным трафиком, который стоит дороже.

Однако здесь тоже есть свои нюансы – вовсе необязательно отдавать сервисным арендаторам лучшие секции. Напротив – фото-ателье,  массажному кабинету или пункту выдачу вы можете предложить «слепые» и тупиковые зоны, коллаборацию с другим оператором, крошечный «островок» в атриуме или другое индивидуальное решение.



Если же у вас есть сомнения, какие в принципе сервисы нужны, проведите анкетирование среди покупателей. Впрочем, классический и срабатывающий всегда пул не меняется уже много лет: ювелирная мастерская, химчистка, ремонт обуви и одежды, ателье, ремонт техники. В сфере красоты и здоровья происходит дифференциация услуг: актуальны как полноценные салоны красоты, так и салоны с отдельными услугами: маникюрные студии (до нескольких в одном ТЦ), студии загара, студии эпиляции, брау-бары, барбершопы, массажные кабинеты, косметология и др. В ТЦ покрупнее к этому набору могут добавляться фитнес-клуб, всевозможные образовательные детские школы, танцевальные студии и мастер-классы.
 


иГРОКИ РЫНКА

RealJet

Малышкина Светлана

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04
Экспертный анализ

Бум онлайн-торговли не помешал «районникам»

Об этом сообщили специалисты АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест», анализируя итоги 2018 года и I кв. 2019 г. для районных торговых центров с GBA до 30 000 кв. м.
17.04

журнал CRE 11-12 (389-390)

Июнь (1-2)
Журнала можно купить в редакции (тел. 8-499-490-04-79). Номер вышел при поддержке:   Алютех https://alutech-group.com/   MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru В НОМЕРЕ: Актуально ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД Насколько холодное противостояние лидеров России и Запада заморозило инвестиции     Тема номера КОРОННЫЕ ФОРМАТЫ Какие решения будут актуальны уже завтра?   Тенденции СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ В продуктовом ритейле продолжается консолидаци...

Популярное

Назначения

Kalinka Group усилила команду топ-менеджеров

Генеральным директором компании назначен Алексей Турундаев, Марат Набиуллин возглавит направление цифровой трансформации компании, Александр Сумкин назначен на пост технического директора, а Александр Шибаев, занимавший должность директора по консалтингу и аналитике, повышен до директора по развитию компании.

30.07
Открытие

Владимирский ТЦ «Черёмушки» сформировал стартовый пул «якорей»

Состав якорных арендаторов проекта возглавили супермаркеты SPAR (1 190 кв. м) и DNS (450 кв. м), семейный развлекательный центр федеральной сети «Скалалэнд» (375 кв. м), международный ресторан быстрого обслуживания KFC (210 кв. м).
02.08
Власть

В Петербурге попытаются открыть фуд-корты и «острова»

Беглов объявил о возобновлении работы фуд-кортов при 100% вакцинации сотрудников, обеспечении разделения входящих и выходящих потоков, а также контроле плотности не более 1 человека на 4 кв. м.
30.07
Переговоры

Accent Capital может приобрести бизнес-центр «Пионера»

Компания ведет переговоры о покупке одного из корпусов «Останкино Business Park» площадью 22 250 кв. м.
30.07
Сделка

Головной офис для «Самолета» построит Manufaqtury

Инвестиции в обустройство офисного пространства площадью 3 тыс. кв. м составят порядка 300 млн рублей.
02.08
Назначения

У Knight Frank есть Бонд, Алисса Бонд

Алисса займет должность директора отдела по представлению интересов арендаторов и покупателей департамента офисной недвижимости.
03.08
Игроки рынка

Выручка CBRE во втором квартале составила почти 6,5 млрд долларов

Центральный офис компании подвел итоги деятельности за 2 квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, выручка увеличилась на 20%, а чистая прибыль на 30% (в долларах США).
30.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre