Почему сервисные операторы выгодны ТЦ?

Светлана Малышкина, ведущий консультант RealJet
 
5036
За последние пять лет с сервисными операторами в торговых центрах произошли кардинальные изменения – из факультативной опции и «довеска» они превратились чуть ли не в якорных арендаторов. Можно ли считать это хорошей новостью для девелоперов? С одной стороны, полноценная сервисная составляющая генерирует для ТЦ лояльный трафик, с другой - сервисные операторы никогда не будут платить ставки fashion-ретейлеров или ювелирных магазинов.

Курс на район

В 2018 г. размеры новых торговых центров продолжали сокращаться, а на «районники» приходилась все большая доля совокупного объема ввода. Если в 2016-17 гг. на них приходилось 20% и 30% ввода в Москве соответственно, то уже в 2018-м – показатель перевалил за 60%. «Районники» продолжат доминировать на рынке – не менее 60% новых ТЦ в ближайшие два года будут именно этого формата. Это неудивительно: деньги становятся все дороже, покупатель – все экономнее, а желающих рисковать с «гигантскими» проектами девелоперов остается все меньше.

От того, насколько крепкой окажется в торговом центре связка «девелопер-управляющая компания-арендатор», зависит выживание проекта в принципе. Особенно это справедливо для торговых центров районного формата, которые, в связи с минимальными размерами, не имеют права на ошибку.



Городской романс

Да, районный торговый центр нового поколения – это город в городе, так называемое «третье место», куда приходят не только за покупками и услугами, но и в поисках «своих» - городских и районных сообществ, клубов по интересам и пр. Шопинг как досуг и стиль жизни без необходимости собственно «классического» шопинга становится непременным условием успешности ТЦ малого формата. Управляющие компании не зря настаивают на мультиформатности и максимальной персонификации объектов: клиент все чаще выбирает ТЦ исключительно по принципу «мне там хорошо».

В этих условиях на первый план выходят операторы услуг, которые, с одной стороны, умеют «делать хорошо» пока еще не избалованному сервисом российскому клиенту, с другой стороны, в условиях экономии они даже способны заместить традиционный шопинг.

И если еще семь лет назад сервисных арендаторов вроде МФЦ и «Почты России», не рассматривали всерьез, то сегодня ТЦ, в которых таких операторов нет, можно пересчитать по пальцам.



Спасибо за услугу!

Повышение значимости в «районниках» food-концепций, развлечений, услуг сферы красоты, а также сервисов первой необходимости будет продолжаться и дальше.

Напомню, что трафик для районного торгового центра, как правило, генерируется из двух основных источников: около 50% посетителей (иногда больше, в зависимости от локации) - это постоянные резиденты объекта (люди, живущие неподалеку и пользующиеся ТЦ постоянно); остальные – посетители из проходящих рядом транспортных потоков (станции метро, ТПУ, остановки общественного транспорта и т.д.). Сейчас сервисные арендаторы в хорошем районном торговом центре занимают до трети площадей в количественном соотношении, и это имеет еще и важное социальное значение.

Дело в том, что в районных торговых центрах «сервисные» места, как правило, арендуют не сети, а ИП с «пропиской и проживанием» в этом же районе – ювелиры, обувщик и другие мастера. Это априори позволяет выстроить совсем иную схему отношений «клиент - мастер» (и, соответственно «торговый центр – посетитель»): здесь почти все – постоянные клиенты, и все – постоянные мастера. Таким образом, именно «районники» предъявили рынку то, что утрачено практически повсеместно в больших городах и особенно – в Москве: личные отношения, когда люди ходят друг к другу за услугами годами. Для девелопера и управляющей компании же такая модель, подразумевающая многолетнюю и безусловную лояльность потребителей, – возможность сохранять объект актуальным и прибыльным на долгие годы.

Тут еще стоит вспомнить вот о чем: в 2014 г., на пике кризиса, когда «классические» арендаторы стояли без покупателей и не знали вообще, как со всем этим дальше жить, сервисные игроки вроде салонов красоты, напротив, отметили приток клиентов: люди шли снимать сюда стресс, а некоторые клиенты, лишенные из-за скачка курса валют отпуска, заменяли его, скажем, курсом массажа.

Прошло пять лет, но ничего не изменилось до сих пор – новой кофточке жители Москвы и Петербурга все чаще предпочитают «инвестиции в себя» и свои удовольствия. На этой же волне, кстати, взлетели и «правильные» цветочные салоны. Хотя в России даже в состоятельных кругах до сих пор не слишком принято покупать цветы в дом «просто так», некоторые флористы сделали невозможное, заложив фундамент новой культуры потребления цветов. Они предлагают «домашние» букеты с хорошими скидками, подбирают цветы под интерьер по фотографиям и бесплатно обучают ухаживать за срезанными цветами с тем, чтобы их не нужно было менять как можно дольше.

Любят счет

Разумеется, ювелирный мастер или мастер по ремонту обуви никогда не сможет платить столько, сколько «обычный» ретейлер. Но это компенсируется лояльным трафиком, который стоит дороже.

Однако здесь тоже есть свои нюансы – вовсе необязательно отдавать сервисным арендаторам лучшие секции. Напротив – фото-ателье,  массажному кабинету или пункту выдачу вы можете предложить «слепые» и тупиковые зоны, коллаборацию с другим оператором, крошечный «островок» в атриуме или другое индивидуальное решение.



Если же у вас есть сомнения, какие в принципе сервисы нужны, проведите анкетирование среди покупателей. Впрочем, классический и срабатывающий всегда пул не меняется уже много лет: ювелирная мастерская, химчистка, ремонт обуви и одежды, ателье, ремонт техники. В сфере красоты и здоровья происходит дифференциация услуг: актуальны как полноценные салоны красоты, так и салоны с отдельными услугами: маникюрные студии (до нескольких в одном ТЦ), студии загара, студии эпиляции, брау-бары, барбершопы, массажные кабинеты, косметология и др. В ТЦ покрупнее к этому набору могут добавляться фитнес-клуб, всевозможные образовательные детские школы, танцевальные студии и мастер-классы.
 


иГРОКИ РЫНКА

RealJet

Малышкина Светлана

Консалтинг и брокеридж

RealJet

Материалы по теме

Экспертный анализ

Москва ждет новых торговых площадей

По итогам 2019 г. в Москве планируется ввод 520 тыс. кв. м качественных торговых площадей, включая 120 тыс. кв. м развлекательной части тематического парка «Остров мечты».
06.05
MAPIC

К чему готовиться рынку торговой недвижимости?

Одной из самых интересных дискуссий MAPIC Russia 2019 стала заключительная сессия, в рамках который спикеры обозначили самые актуальные тренды рынка торговой недвижимости и ретейла на сегодня.
30.04
Экспертный анализ

Бум онлайн-торговли не помешал «районникам»

Об этом сообщили специалисты АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест», анализируя итоги 2018 года и I кв. 2019 г. для районных торговых центров с GBA до 30 000 кв. м.
17.04

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Пресс-служба «Мантера»
Открытие

В Олимпийском парке открывается премиальный отель

В Сочи откроется отель Mantera Supreme Seaside.  
 
26.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre