Бум онлайн-торговли не помешал «районникам»

Об этом сообщили специалисты АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест», анализируя итоги 2018 года и I кв. 2019 г. для районных торговых центров с GBA до 30 000 кв. м.
4728

Так, по данным компании, в прошлом году в структуре доходов районных торговых центров стали отчетливо видны признаки уменьшения доли fashion-арендаторов вследствие массового ухода операторов этого сегмента в онлайн. Этот тренд в районных торговых центрах был полностью зафиксирован только в 2018 г., то есть несколько позже, чем в целом по рынку торговой недвижимости. И в 2019 г. он сохраняется. Однако эксперты ФПК «Гарант-Инвест» не считают, что уход fashion-операторов и ряда других секторов ретейла в онлайн негативно скажется на прибыли торговых центров со средним и небольшим GBA, по сравнению с крупными торговыми центрами и мегамоллами.

По данным ФПК «Гарант-Инвест», наибольшую выручку торговым центрам с GBA до 30 000 кв. м. в 2018 г. принесли арендаторы профиля общественного питания (рестораны и кафе вместе с фудкортами). Их доля в структуре доходов торговых центров по сравнению с 2017 годом увеличилась с 12% до 14,6%. Второе место заняли продуктовые супермаркеты (10,5%). Доля fashion-арендаторов в доходах районных торговых центров уменьшилась с 10% до 6,8%. В структуре доходов по итогам 2018 г. ее опережают магазины парфюмерии и косметики (9,7%, в 2017 г. – 8%).



«Очевидно, что доля fashion-арендаторов в структуре доходов торговых центров и далее будет снижаться благодаря расцвету интернет-торговли, вследствие чего торговые центры не смогут рассчитывать на увеличение прибыли по данному сегменту, - говорится в комментариях к исследованию. - Но для районных ТЦ это не является настолько критичным. Во-первых, fashion-сегмент в них, в отличие от крупных ТРЦ, никогда не был доминирующим. Например, если доля арендопригодной площади для fashion-операторов в крупных ТРЦ в зависимости от их категории может составлять от 30% до 60%, то в районных ТЦ, по данным ФПК «Гарант-Инвест», она на сегодняшний день не превышает 10%. Во-вторых, за 2018 год, когда данный тренд достиг районных ТЦ, они уже успели к этому подготовиться. Последние несколько лет их функционал неуклонно менялся в сторону арендаторов более востребованных сегментов, с большей арендной ставкой. На сегодняшний день это прежде всего арендаторы сегмента общепита. Так, например, в торговых центрах ФПК «Гарант-Инвест» в 2018 г. была проведена реновация площадей под увеличение количества операторов общественного питания, что, в свою очередь, увеличило совокупную посещаемость в среднем на 12%».

Вторым фактором, исключающим риски районных торговых центров, является более высокая, чем в крупных ТРЦ, диверсифицированность их арендаторов, формирующая многофункциональность торгового центра для местного населения и опирающаяся на арендаторов таких сегментов, которые не стремятся переходить в цифровой сектор из-за специфики спроса на их товары и услуги.

Помимо ресторанного сегмента, эксперты компании называют сегмент DIY, продуктов питания, парфюмерии и косметики, а также сервисные зоны, к которым относятся банковский сервис, бытовые услуги, складские помещения, салоны красоты и пр. Так, по данным специалистов ФПК «Гарант-Инвест», 70% торговых площадей должно быть занимаемо арендаторами, продажа товаров и услуг которых не реализуется или минимально реализуется через интернет. Такое соотношение гарантирует районному торговому центру минимальные риски, связанные с расцветом онлайн-торговли.

«В крупных торговых центрах такое распределение площадей просто невозможно, - говорится в исследовании, - так как большая их часть ориентирована именно под fashion, а не под иное функционирование торгового объекта. А в торговых центрах с GBA до 30 000 кв. м. возможна практически любая реструктуризация площадей. И в этом смысле данные торговые центры на сегодняшний день являются наиболее функционально-гибкой моделью, обеспечивающей стабильный денежный поток».


иГРОКИ РЫНКА

Инвестиции

Гарант-Инвест

Материалы по теме

Точка зрения

5 фишек, которыми удивляют районные ТЦ

Несмотря на высокие темпы строительства торговых объектов до кризиса, рынок районных и микрорайонных ТЦ в Москве еще очень далек от насыщения. Мегаполис разрастается темпами, за которыми не успевает ни один девелопер, и потребность жителей в современном ТЦ в пешей доступности высока.
15.04
Экспертный анализ

Районные центры займут вакантную нишу на локальном рынке

На прошлой неделе в Каннах завершилась 24-я международная выставка торговой недвижимости MAPIC 2018, которая собрала более 8500 делегатов и 2000 ретейлеров.
21.11
Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02

журнал CRE 20 (419)

Ноябрь 2
CRE №20 (419) вышел из печати. Номер выпущен при поддержке: Apollax Spacе   KR Properties   Группа компаний «Пионер» PDF-версия журнала доступна ЗДЕСЬ В НОМЕРЕ: Актуально РЕДКИЕ КАДРЫ Рынок труда - под влиянием разнонаправленных тенденций Тема номера ОFFICE VIVENDI Останется ли офис HR-брендом? Репортаж А МЫ КРЕПЧАЕМ Ведущие игроки обсудили перспективы рынка FM- и PM-услуг Тренды СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ СКЛАДОВ Эксперты ожидают бума складов и логистических п...

Популярное

Источник: Malltech
Открытие

В пермской «Планете» открылся MOVE

Мультибрендовый магазин с товарами таких брендов, как Adidas, Reebok и Puma, занял 158 кв. м на втором этаже ТРЦ. Напомним, ранее MOVE также начал работу в ТРЦ «Планета» в Красноярске.
29.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: KR Properties
Проект

KR Properties откроет БЦ на 17 тыс. кв. м в «Рассвете»

Компания вывела на продажу помещения под офисы и стрит-ритейл в бизнес-центре «Королев». Сроки реконструкции исторического здания не уточняются.
29.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: Пресс-служба группы RBI
Проект

На бывшем питерском хлебозаводе приобщат к культуре

RBI ввела в эксплуатацию реконструированный Левашовский хлебозавод.
 
29.11
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Будут столоваться

Москве и Петербургу по-прежнему не хватает доступных форматов общепита: столовых, чайных, пельменных, чебуречных, блинных, пирожковых, закусочных и кафе с низким чеком, а тот, кто сейчас запустит хорошую сеть столовых — озолотится, убеждены эксперты. Однако против формата могут сыграть именно продолжающие снижаться доходы населения и переход на сберегательную модель поведения: клиенты будут искать не недорогие заведения, но просто перестанут есть не дома.
 
Текст: Евгений Арсенин, CRE Retail, ноябрь 2022г.
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre