В целом, речь идет об объектах, ввод которых состоялся в конце 90-х – начале 2000-х гг. Под модернизацией эксперты компании подразумевают редевелопмент объекта - в большинстве случаев без его полного закрытия, - обновление инженерии, изменение планировок и арендаторов и, как следствие, изменение концепции торгового центра на более современную.
Объекты, прежде всего, нуждаются в значительном наращивании энергомощностей, как для формирования качественных лотов под общественное питание и новые запросы операторов ретейла, так и для обновления технического оснащения атриумов, навигации, фасадов и мест общего пользования. Так, по данным ФПК «Гарант-Инвест», на сегодняшний день средняя потребляемая энергомощность для оператора фастфуда (одной из основных категорий арендаторов ТЦ) составляет, по разным оценкам, от 100 до 300 кВт. Также стандартная высота потолков должна быть не менее 3,5 м «в чистоте», нагрузка на перекрытие - не менее 500 кг/кв. м и т.п.
Объекты, прежде всего, нуждаются в значительном наращивании энергомощностей, как для формирования качественных лотов под общественное питание и новые запросы операторов ретейла, так и для обновления технического оснащения атриумов, навигации, фасадов и мест общего пользования. Так, по данным ФПК «Гарант-Инвест», на сегодняшний день средняя потребляемая энергомощность для оператора фастфуда (одной из основных категорий арендаторов ТЦ) составляет, по разным оценкам, от 100 до 300 кВт. Также стандартная высота потолков должна быть не менее 3,5 м «в чистоте», нагрузка на перекрытие - не менее 500 кг/кв. м и т.п.
«Если 15 лет назад Москва не обладала необходимыми энергомощностями и торговому центру просто неоткуда было их взять, то на данный момент в городе проведена огромная работа по наращиванию энергосетей, и теперь с этим нет проблем, - говорится в комментарии к исследованию. - Торговый центр, если он хочет быть конкурентен, обязан учитывать интерес потребителя к сегменту общественного питания и развлечений, а это не просто самые востребованные арендаторы на сегодняшний день, но и самые энергоемкие. Сегодня ни один торговый центр, даже небольшого районного формата, невозможно представить без таких арендаторов, как KFC, Burger King, McDonalds, «Шоколадница» и других. Но чтобы сформировать для них слот, торговому центру необходим ряд технических опций. Модернизация необходима, если торговый центр хочет привлечь наиболее трафикообразующих арендаторов».
По оценке специалистов АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест», общий объем торговых центров Москвы, которые нуждаются в реновации, пока сегментируются по размеру объекта и, в большей степени, это касается районных, небольших и средних торговых центров. Специалисты компании насчитали не менее 300 торговых объектов площадью от 1 000 кв. м до 30 000 кв. м в премиальной локации, инвестиции в реновацию которых могут быть успешными, дадут возможность конкурировать с более современными или более масштабными объектами.
При этом, по мнению специалистов компании, торговые объекты, построенные в советское время, за исключением качественных стилобатов, не подлежат реновации, а требуют кардинальной реконструкции и даже сноса.
«Конструктивные, технические и архитектурные особенности более ранних построек, таких, как советские универмаги, таковы, что их невозможно перестроить под современные требования, в которых нуждается современный торговый центр, - говорится в комментариях к исследованию. - Проще их снести и на их месте построить новый объект, если бы эти универмаги советского времени не были бы символами эпохи, которые хочется сберечь».