Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, сообщает о публикации распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № 1314-р, утверждающего межведомственную программу мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг. (далее – «Программа»).
Разработанная Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) Программа демонстрирует ранее неоднократно заявленное стремление антимонопольной службы к совершенствованию и укреплению практического взаимодействия с правоохранительными органами в целях оперативного реагирования на нарушения законодательства, связанные с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, а также стремление к совершенствованию законодательства в указанной сфере.
I. Среди основных мероприятий Программы обозначаются:
- обмен актуальной информацией о фактах и участниках картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений;
- проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
- совершенствование профессиональной подготовки, обучение сотрудников заинтересованных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации тактическим приемам и методике выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
- разработка и внедрение методических рекомендаций об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 УК РФ);
- совершенствование антимонопольного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, законодательства об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов.
Ранее ФАС России уже был подготовлен целый ряд законопроектов, направленных на противодействие картелям, а также ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в них. Данные проекты широко обсуждались и продолжают обсуждаться на разных площадках экспертным и бизнес-сообществом и до настоящего времени в Государственную Думу не внесены. Программа де-факто ускоряет данный процесс и ставит задачу внести проекты указанных нормативных актов в Государственную Думу в сентябре 2019 г.
Одновременно Программа предусматривает разработку законопроекта, предусматривающего снижение размера административных штрафов для лиц, признанных участниками ограничивающих конкуренцию соглашений и готовых добровольно уплатить штрафы в установленные сроки. Планируемые сроки: внесение законопроекта в Правительство РФ – декабрь 2019 г., а Государственную Думу – апрель 2020 г.
II. Целевыми индикаторами Программы являются:
- отношение возбужденных исполнительных производств по взысканию административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ, к количеству поступивших в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ: от 20% в 2019 году к 30% в 2023 г.;
- сокращение количества дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, возбужденных по признакам заключения картеля и (или) иного ограничивающего конкуренцию соглашения, доход участников от которого составляет менее 50 млн руб. или ущерб от которого составляет менее 10 млн руб.: от минус 8% в 2019 г. к минус 30% в 2023 г. (по сравнению с количеством дел в 2017 г. – 198 дел).
III. Программа предусматривает организацию работы по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного государству картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, заключенными на торгах, а также расторжение договоров, заключенных по результатам таких торгов.
Результатом такой работы может стать дальнейшее развитие института частных антимонопольных исков.
Разработанная Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) Программа демонстрирует ранее неоднократно заявленное стремление антимонопольной службы к совершенствованию и укреплению практического взаимодействия с правоохранительными органами в целях оперативного реагирования на нарушения законодательства, связанные с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, а также стремление к совершенствованию законодательства в указанной сфере.
I. Среди основных мероприятий Программы обозначаются:
- обмен актуальной информацией о фактах и участниках картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений;
- проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
- совершенствование профессиональной подготовки, обучение сотрудников заинтересованных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации тактическим приемам и методике выявления, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
- разработка и внедрение методических рекомендаций об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 УК РФ);
- совершенствование антимонопольного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, законодательства об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов.
Ранее ФАС России уже был подготовлен целый ряд законопроектов, направленных на противодействие картелям, а также ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в них. Данные проекты широко обсуждались и продолжают обсуждаться на разных площадках экспертным и бизнес-сообществом и до настоящего времени в Государственную Думу не внесены. Программа де-факто ускоряет данный процесс и ставит задачу внести проекты указанных нормативных актов в Государственную Думу в сентябре 2019 г.
Одновременно Программа предусматривает разработку законопроекта, предусматривающего снижение размера административных штрафов для лиц, признанных участниками ограничивающих конкуренцию соглашений и готовых добровольно уплатить штрафы в установленные сроки. Планируемые сроки: внесение законопроекта в Правительство РФ – декабрь 2019 г., а Государственную Думу – апрель 2020 г.
II. Целевыми индикаторами Программы являются:
- отношение возбужденных исполнительных производств по взысканию административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ, к количеству поступивших в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ: от 20% в 2019 году к 30% в 2023 г.;
- сокращение количества дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, возбужденных по признакам заключения картеля и (или) иного ограничивающего конкуренцию соглашения, доход участников от которого составляет менее 50 млн руб. или ущерб от которого составляет менее 10 млн руб.: от минус 8% в 2019 г. к минус 30% в 2023 г. (по сравнению с количеством дел в 2017 г. – 198 дел).
III. Программа предусматривает организацию работы по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного государству картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, заключенными на торгах, а также расторжение договоров, заключенных по результатам таких торгов.
Результатом такой работы может стать дальнейшее развитие института частных антимонопольных исков.