Хлеб и зрелища - с доставкой на дом

Андрей Кошкин, председатель совета директоров группы «Ярд»
 
4384
Аренда жилья в России остается одним из наиболее нецивилизованных и закрытых сегментов рынка недвижимости: в массовом и среднем сегменте большинство сделок по-прежнему проводится «втемную», а арендатор – самая незащищенная сторона. В итоге жители Москвы и Петербурга все чаще выбирают долгосрочную аренду отелей и сервисных апартаментов, в которых нет «хозяина» в привычном понимании, зато есть все для жизни – до 90% арендаторов сообщают, что такой выбор в том числе обусловлен наличием развитой инфраструктуры.

По данным НАФИ, жилье арендуют около 10 миллионов россиян, а 49% из них собираются оставаться в съемных квартирах как минимум в ближайшие два года. Каждый десятый же арендатор продолжит снимать квартиру шесть и более лет.

Наибольшую долю квартиросъемщиков составляют клиенты от 25 до 44 лет.  Кроме того, не менее 30% арендаторов – клиенты, сдающие собственное жилье для того, чтобы арендовать взамен для себя другое, а до 70% обитателей съемных квартир жалуются на «хозяина», который «дает советы, как жить», приезжает без предупреждения в квартиру, привозит на хранение ненужные в своем доме вещи. Причины – не только исторические (отсутствие де-юре и де-факто в стране цивилизованного рынка недвижимости с 1917 г.), но и вполне себе экономические - до кризиса 2014 г. сегмент жилья оставался рынком арендодателя, а хороших квартир на всех не хватало.



Ситуацию немного изменил кризис, в результате которого арендодатель и арендатор впервые поменялись ролями: из-за падения реальных доходов и высокой инфляции спрос снизился, а значит на рынке бал стал править арендатор. Он, в свою очередь, стал чаще голосовать за «дом без хозяина» и удобную инфраструктуру. Кроме того, положение на рынке коммерческой недвижимости, где тоже снижался спрос на офисы и торговые объекты, заставило ряд собственников перепрофилировать здания под апарт-отели и доходные дома. В итоге, по оценкам ЦИАН, в 2018 г. застройщики вывели на рынок 57 новых корпусов с апартаментами, что на 21% больше, чем в 2017 г. Свою роль в апартаментном буме сыграла и ревитализация бывших промзон и промобъектов в Москве и Петербурге – многие из них также успешно переделывались под апарт-проекты. Застройщиков привлекает не только земля (многие старые производства расположены в центре или близко от центра), но и неформатная архитектура, позволяющая, например, сделать лофты. В итоге, уже сейчас лофт-апартаменты занимают до 30% рынка апартаментов в Москве, а эксперты называют их одними из наиболее инвестиционно-привлекательных.

Консъержа мне, консъержа

Таким образом, сегмент апартаментов стал одним из наиболее влиятельных в прошлом году, а высокая девелоперская активность в нем сохранится.

Показательно, что и застройщики, и покупатели больше не переживают об отсутствии даже у апартаментов массового сегмента жилого статуса – от окончательно выделившихся в автономный сегмент апартаментов теперь этого априори не ждут. Популярность апарт-объектов подогревает и рост доли ипотечных сделок, обусловленный снижением в прошлом году ставок ипотечного кредитования до рекордно низких оценок за всю историю российского рынка (ниже 9,5% для средней ставки), а также относительно низкий порог входа для покупателей апартаментов в сегмент.

Но главное - мир жилья меняется на глазах: покупая апартаменты для себя, клиенты по умолчанию выбирают теперь апартаменты хотя бы с минимумом необходимых сервисов. Если же апартаменты покупаются для сдачи в аренду (а до 85% лотов приобретается именно в качестве доходной недвижимости), то здесь почти всегда будет отдано предпочтение объектам «с начинкой»: арендатор становится все требовательнее и уже не готов за свои деньги «брать, что дают». Если так пойдет дальше, то сегмент сервисных апартаментов имеет все шансы стать вторым (после рынка аренды премиальной и элитной недвижимости) цивилизованным полем.

Кстати, по данным Knight Frank St Petersburg, в Санкт-Петербурге в конце прошлого года положительная динамика продаж зафиксирована именно в форматах сервисных (в 2,4 раза по сравнению с концом 2017 г.) и рекреационных (+23% к аналогичному периоду) апартаментов. Я убежден, что совсем скоро большинство апартаментов будут сдаваться с финишной отделкой и «полным фаршем» от управляющей компании. Более того, отделка и сервисы станут одним из залогов того, что лот вообще останется ликвидным. И речь даже не идет о брендированных апартаментах, где, например, управлением занимаются крупные гостиничные операторы – продукт, повторюсь, все более востребован в массовом сегменте.



Деньги на бочку

Что же привлекает российских покупателей и арендаторов в сегменте, и как сделать такие объекты еще более интересными?

Во-первых, конечно, залог успеха - отсутствие любых контактов с собственником – деньги списываются с карты ежемесячно или передаются управляющей компании иным способом. При этом, в Санкт-Петербурге, по оценкам bnMAP, число апартаментов все еще более чем в 13 раз отстает от экспозиции квартир, а в Ленинградской области такое предложение отсутствует вовсе. Это – еще один потенциал для роста и показатель недооцененности формата, ведь в Москве апарт-отели давно вышли далеко за пределы старой Москвы. А вот доля спроса на апартаменты в обеих столицах примерно одинакова - для долгосрочной аренды, а в краткосрочном спросе Петербург значительно опережает столицу.

Так вот, первое, что вы должны создать для жильцов апартаментов – экосистему платежей и услуг. На рынке представлено множество приложений для управляющих компаний, которые позволяют быстро и надежно взаимодействовать как между клиентами, так и между специалистами УК: через них можно заплатить за коммунальные услуги, вызвать мастера, сообщить о любой проблеме, попросить заменить лампочку, купить новую мебель, встретить гостей, забронировать переговорную и пр.

Моя прелесть, моя крепость

Городская среда становится определяющим фактором при выборе места жизни в Москве и Петербурге. Именно за нее уже сейчас покупатели и особенно арендаторы готовы «переплачивать». Жилье, в котором есть не только вся необходимая мебель и техника, но и разнообразная инфраструктура прямо за порогом, становится самым популярным в сегменте апарт-объектов. Например, первый этаж в одном из наших проектов отдан под общественные пространства – там есть коворкинг, ресторан, кинотеатр, магазин Daily, аптека, отделение банка, спортзал, салон красоты и spa-центр. Управляющая компания, в свою очередь, предоставляет круглосуточный сервис - консъерж-служба 24/7, room service, event room и сопутствующие услуги. Из подобных комплексов, по сути, можно вообще никуда не выходить – все есть дома.

Ресторанная улица

Я всегда рекомендую иметь в апарт-комплексе как минимум одну кофейню (чайную или кафе), булочную и ресторан. Для последнего беспроигрышным вариантом будет средиземноморская кухня (микс из итальянской, испанской, греческой). Набирает популярность и современная русская кухня – ходить в русские рестораны снова стало не только модно, но – с ростом конкуренции - еще и вкусно.

Рабочая станция

Уже сейчас, по данным International Workspace Group, 71% менеджеров по всему миру пользуются возможностями удаленной работы не реже раза в неделю, а еще 53% работают так половину недели. В перспективе, с выходом на рынок труда новых поколений и изменением отношения к удаленной работе в целом, число «неофисных» работников будет только расти. Обычно такие сотрудники покупают или арендуют жилье как можно ближе к местам встреч или с соответствующей инфраструктурой в составе – коворкингом, переговорными, конференц-залом. Это значит, что в хорошем апарт-проекте нужно иметь как минимум оборудованный коворкинг, как максимум – конференц-зал и переговорные.

Не Пятая авеню

Нужны ли в составе апарт-комплекса магазины одежды, обуви и аксессуаров? Да, если вы находитесь в центральном районе или вблизи от основных пешеходных и туристических потоков. Во всех остальных случаях открывать такие магазины стоит только в том случае, если это – бренд с сильной узнаваемостью и рекламной поддержкой, за которым поедут даже на другой конец города, или напротив – «крепкий средний класс», марка, которая славится соотношением «цена-качество» и будет востребована у большинства резидентов и нерезидентов.

Театральный роман

Да, покупатель и арендатор хотят за порогом теперь не только хлеба, но и зрелищ, а многие апартаменты открываются с картинными галереями, лекториями, музыкальными салонами. Влияние оказывают, кроме того, упомянутый выше редевелопмент и джентрификация промзон и районов – многие здания промышленного назначения являются памятниками архитектуры и при правильном управлении имеют все шансы стать настоящими арт-объектами.

Но все же со зрелищными форматами – особенно в небольших апарт-проектах - я бы был осторожен. Это стоит затевать только если у вас есть сильная концепция зрелищной части. Взять, к примеру, театр. Москва и Петербург слишком избалованы выбором профессиональных театров, и даже из уважения к соседям вряд ли кто-то будет тратить время на домашнюю самодеятельность. Но с другой стороны, если в проекте есть сильный режиссер, театр в составе апарт-комплекса способен повысить не только статус самого объекта, но и всего района, поэтому в ряде случаев с запуском «культурной части» могут помочь городские власти.


иГРОКИ РЫНКА

ЯРД

Кошкин Андрей

Девелопмент

ЯРД

Материалы по теме

Исследования рынка

Почему в Петербурге выгоднее инвестировать в жилье, чем в Москве?

Инвестиции в недвижимость Петербурга окупаются почти в 4 раза быстрее, чем в московскую.
 
13.06
Исследования рынка

В Петербурге стало дешевле арендовать жилье

По оценкам ГК Active, в I квартале 2019 г. в Санкт-Петербурге наблюдалось снижение уровня арендных ставок в массовом сегменте на 2-3%. Помимо сезонного фактора, эксперты связывают тенденцию с затовариванием рынка.  
17.05
Экспертный анализ

В каком районе Москвы чаще арендуют элитное жилье?

Назван самый популярный район Москвы среди арендаторов элитки.
 
12.04

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre