Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
5362
Предприниматели все чаще выбирают «бизнес в коробке» вместо того, чтобы строить свою компанию с нуля: так проще, быстрее, понятнее. На успех бизнеса по франшизе во многом влияет наличие готовых ИТ-решений, особенно в тех отраслях, где автоматизация напрямую определяет скорость и качество процессов, например, в ритейле, гостиничном и ресторанном бизнесах. О том, какие ИТ-решения могут сегодня использовать компании для автоматизации процессов при «упаковке» франшизы, рассказывает Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг».
 
Российский рынок франшиз достиг в объеме $5 млрд, по данным EMTG, и продолжает расти более чем на 15% в год. На нем до 3 тыс. активных продавцов, каждый из которых преследует свою цель — от быстрого освоения новых регионов до извлечения прямой прибыли от продажи контрактов.
 
В 2019 году, по данным Franshiza.ru, с предложением своей франшизы на рынок вышли 350 новых компаний. Число объектов, открытых по договору коммерческой концессии, за десять лет (с 2008 по 20018 годы) выросло с 18,5 тыс. до 67 тыс., и, по прогнозу Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), уже к 2025 году достигнет 200 тыс. Ритейлеры и сервисные компании чаще всего строят франчайзинговые сети: по оценке Franshiza.ru, на услуги приходится 35% всех франчайзи, еще 33% — на розничную торговлю непродовольственными товарами. Российская Ассоциация франчайзинга к ритейлу относит до 57% франшиз.
 
Когда ИТ из коробки — преимущество
 
Франшиза дает федеральным ритейлерам возможность быстро получить прибыль и направить ее на дальнейшее развитие. Поскольку торговля — отрасль со своими законами и правилами, часто вместе с продажей франшизы ритейлер отдает по контракту не только возможность пользоваться своим брендом, фирменным стилем, маркетинговыми инструментами, обучающими ресурсами, но и открывает для франчайзи доступ к своей базе поставщиков и логистической инфраструктуре.
 
Нужно учитывать, что франшизы чаще всего приобретают начинающие предприниматели, точка входа в среднем составляет 300-500 тыс. рублей. С одной стороны, это делает рынок франшиз в HoReCa очень демократичным, с другой — собирает на нем менеджеров разного уровня подготовки и опыта, так что одна и та же задача, например, планирование поставок, может решаться каждым франчайзи по-разному: в меру своих возможностей.
 
Именно поэтому при масштабировании розничного бизнеса важно сохранять контроль из «центра»: он достигается современными средствами автоматизации. Это помогает франчайзерам контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент, быть спокойными за качество товаров и услуг. Франчайзи в свою очередь получают мощную поддержку в виде доступа к ИТ-системам бренда — и многие расценивают такую возможность как однозначное преимущество при выборе компании для сотрудничества.
 
Автоматизация закупок
 
Чаще всего вместе с франшизой сегодня продается доступ именно к системам автоматизации закупок. Процесс закупок — один из ключевых в торговом и ресторанном бизнесе. Например, для ресторанов сетей быстрого питания важно соблюдать не только строгий ассортимент, но и определенную рецептуру, а она, в свою очередь, завязана на ингредиенты конкретных производителей. В ритейле с определенной спецификой, например, в продаже электроинструмента, также большую роль играет взаимодействие с базой поставщиков и вендоров.
 
Автоматизированное формирование заказа позволяет свести к минимуму риски, связанные с человеческим фактором. Ведь даже при подробно описанных процессах, определении товарной матрицы и описании правил выкладки товара, весь положительный эффект может быть перечеркнут тем, что товар закуплен не вовремя и не в том количестве.
 
Для франчайзи подключение к сервису автозаказа может быть рекомендованным или обязательным. В этом процессе важную роль играет продавец франшизы: он обучает франчайзи работе с инструментом. Далее он либо полностью передает права на управление автозаказом, либо настраивает роли и рамки, в которых может корректировать сформированные франчайзи заказы поставщикам.
 
Второй вариант предполагает управление запасами своих франчайзи. Эта схема называется VMI и подразумевает, что продавец франшизы занимается пополнением не только своего основного склада, но и полностью контролирует запасы на складах у своих франчайзи. В таком случае новому партнеру не надо погружаться в сложные вопросы пополнения, поддержания запасов и прогнозирования спроса.
 
У второго подхода есть как преимущества, так и недостатки. Во-первых, переводя управление товарными запасами на себя, франчайзер рискует упустить важные моменты, которые могут знать только люди на местах. Например, это данные о том, что закрывается или переезжает конкурент, или просьбы покупателей о расширении продуктовой линейки на определенные позиции. Во-вторых, если франчайзинговая сеть будет масштабироваться, трудозатраты, ответственность и сильная вовлеченность франчайзера начинают противоречить самой модели франчайзинга.
 
Есть хороший пример внедрения подобного сервиса в крупной розничной компании, объединяющей магазины разных форматов в Северо-Западном регионе. Ритейл-сеть подключилась к облачному сервису по управлению запасами около двух лет назад и благодаря этому быстро оптимизировала управление закупками в собственных магазинах. Затем компания стала активно развивать франшизу, подключая к новому сервису своих партнеров. Сегодня централизованное управление запасами по модели SaaS помогает торговой сети контролировать уровень запасов и обеспечивать стабильную работу около 500 точек, как собственных, так и управляемых франчайзи.
 
Маркетинг и аналитика
 
Грамотно выстроенный маркетинг непростая задача для франчайзи, начинающего новый бизнес. Готовая автоматизированная маркетинг-система может помочь ему в планировании рекламных и промо-акций, обеспечить доступ к качественным материалам. Это гарантирует не только правильное использование фирменного стиля, но и применение лучших практик и механик акций франчайзера на местах.
 
В план автоматизации часто также включают аналитику ключевых показателей.  Для этой задачи существует множество программных продуктов, в том числе BI-решения. Такие платформы могут выступать в качестве личного средства визуализации и ведения отчетов, и служат подсистемой аналитики и принятия решений.
 
Как выстраиваются ИТ-процессы
 
Развитие рынка облачных сервисов позволяют франчайзи получить доступ к ИТ-решениям франчайзера с минимальными вложениями. При выборе облачной модели (доступ к системам через удаленный интернет-сервер по защищенному соединению) необходимость вкладываться в дорогостоящее серверное оборудование отпадает. Автоматизированные облачные системы могут объединять данные о программах лояльности и другие маркетинговые инструменты, оптимизировать систему заказа и доставки товара, хранить данные о финансовых потоках и статистику всех подразделений сети. Комплекс минимально необходимых ИТ-решений, развернутых из облака, позволяет франчайзи открыть и подключить новый магазин всего за пару дней.
 
Таким образом, подготовка к тиражированию розничного и сервисного бизнеса по франшизе — это уже больше, чем просто создание работающей финансовой модели. Преимущество получают компании, способные грамотно автоматизировать ключевые процессы и передать в управление новым партнерам максимально готовый и прозрачный бизнес.


Материалы по теме

Точка зрения

Франчайзинговые войны: почему партнеры становятся врагами?

Двусторонние коммуникации, безусловно, очень важная составляющая франчайзингового партнерства. Если разногласия и взаимные претензии перевесят способность находить конструктивные договоренности и компромиссы в работе, то даже несмотря на всю рациональность и выстроенность франчайзинговой бизнес-модели и известность бренда, сотрудничество будет обречено на провал.
26.08
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
Точка зрения

Зачем отелям класса люкс система «умный дом»

Владимир Поддубко, директор департамента гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.», о том, возможно ли существование люкс-отелей без автоматизации и какие системы помогают гостям, персоналу и бизнес-процессам в гостиничном бизнесе.
 
14.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre