Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
5494
Предприниматели все чаще выбирают «бизнес в коробке» вместо того, чтобы строить свою компанию с нуля: так проще, быстрее, понятнее. На успех бизнеса по франшизе во многом влияет наличие готовых ИТ-решений, особенно в тех отраслях, где автоматизация напрямую определяет скорость и качество процессов, например, в ритейле, гостиничном и ресторанном бизнесах. О том, какие ИТ-решения могут сегодня использовать компании для автоматизации процессов при «упаковке» франшизы, рассказывает Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг».
 
Российский рынок франшиз достиг в объеме $5 млрд, по данным EMTG, и продолжает расти более чем на 15% в год. На нем до 3 тыс. активных продавцов, каждый из которых преследует свою цель — от быстрого освоения новых регионов до извлечения прямой прибыли от продажи контрактов.
 
В 2019 году, по данным Franshiza.ru, с предложением своей франшизы на рынок вышли 350 новых компаний. Число объектов, открытых по договору коммерческой концессии, за десять лет (с 2008 по 20018 годы) выросло с 18,5 тыс. до 67 тыс., и, по прогнозу Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), уже к 2025 году достигнет 200 тыс. Ритейлеры и сервисные компании чаще всего строят франчайзинговые сети: по оценке Franshiza.ru, на услуги приходится 35% всех франчайзи, еще 33% — на розничную торговлю непродовольственными товарами. Российская Ассоциация франчайзинга к ритейлу относит до 57% франшиз.
 
Когда ИТ из коробки — преимущество
 
Франшиза дает федеральным ритейлерам возможность быстро получить прибыль и направить ее на дальнейшее развитие. Поскольку торговля — отрасль со своими законами и правилами, часто вместе с продажей франшизы ритейлер отдает по контракту не только возможность пользоваться своим брендом, фирменным стилем, маркетинговыми инструментами, обучающими ресурсами, но и открывает для франчайзи доступ к своей базе поставщиков и логистической инфраструктуре.
 
Нужно учитывать, что франшизы чаще всего приобретают начинающие предприниматели, точка входа в среднем составляет 300-500 тыс. рублей. С одной стороны, это делает рынок франшиз в HoReCa очень демократичным, с другой — собирает на нем менеджеров разного уровня подготовки и опыта, так что одна и та же задача, например, планирование поставок, может решаться каждым франчайзи по-разному: в меру своих возможностей.
 
Именно поэтому при масштабировании розничного бизнеса важно сохранять контроль из «центра»: он достигается современными средствами автоматизации. Это помогает франчайзерам контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент, быть спокойными за качество товаров и услуг. Франчайзи в свою очередь получают мощную поддержку в виде доступа к ИТ-системам бренда — и многие расценивают такую возможность как однозначное преимущество при выборе компании для сотрудничества.
 
Автоматизация закупок
 
Чаще всего вместе с франшизой сегодня продается доступ именно к системам автоматизации закупок. Процесс закупок — один из ключевых в торговом и ресторанном бизнесе. Например, для ресторанов сетей быстрого питания важно соблюдать не только строгий ассортимент, но и определенную рецептуру, а она, в свою очередь, завязана на ингредиенты конкретных производителей. В ритейле с определенной спецификой, например, в продаже электроинструмента, также большую роль играет взаимодействие с базой поставщиков и вендоров.
 
Автоматизированное формирование заказа позволяет свести к минимуму риски, связанные с человеческим фактором. Ведь даже при подробно описанных процессах, определении товарной матрицы и описании правил выкладки товара, весь положительный эффект может быть перечеркнут тем, что товар закуплен не вовремя и не в том количестве.
 
Для франчайзи подключение к сервису автозаказа может быть рекомендованным или обязательным. В этом процессе важную роль играет продавец франшизы: он обучает франчайзи работе с инструментом. Далее он либо полностью передает права на управление автозаказом, либо настраивает роли и рамки, в которых может корректировать сформированные франчайзи заказы поставщикам.
 
Второй вариант предполагает управление запасами своих франчайзи. Эта схема называется VMI и подразумевает, что продавец франшизы занимается пополнением не только своего основного склада, но и полностью контролирует запасы на складах у своих франчайзи. В таком случае новому партнеру не надо погружаться в сложные вопросы пополнения, поддержания запасов и прогнозирования спроса.
 
У второго подхода есть как преимущества, так и недостатки. Во-первых, переводя управление товарными запасами на себя, франчайзер рискует упустить важные моменты, которые могут знать только люди на местах. Например, это данные о том, что закрывается или переезжает конкурент, или просьбы покупателей о расширении продуктовой линейки на определенные позиции. Во-вторых, если франчайзинговая сеть будет масштабироваться, трудозатраты, ответственность и сильная вовлеченность франчайзера начинают противоречить самой модели франчайзинга.
 
Есть хороший пример внедрения подобного сервиса в крупной розничной компании, объединяющей магазины разных форматов в Северо-Западном регионе. Ритейл-сеть подключилась к облачному сервису по управлению запасами около двух лет назад и благодаря этому быстро оптимизировала управление закупками в собственных магазинах. Затем компания стала активно развивать франшизу, подключая к новому сервису своих партнеров. Сегодня централизованное управление запасами по модели SaaS помогает торговой сети контролировать уровень запасов и обеспечивать стабильную работу около 500 точек, как собственных, так и управляемых франчайзи.
 
Маркетинг и аналитика
 
Грамотно выстроенный маркетинг непростая задача для франчайзи, начинающего новый бизнес. Готовая автоматизированная маркетинг-система может помочь ему в планировании рекламных и промо-акций, обеспечить доступ к качественным материалам. Это гарантирует не только правильное использование фирменного стиля, но и применение лучших практик и механик акций франчайзера на местах.
 
В план автоматизации часто также включают аналитику ключевых показателей.  Для этой задачи существует множество программных продуктов, в том числе BI-решения. Такие платформы могут выступать в качестве личного средства визуализации и ведения отчетов, и служат подсистемой аналитики и принятия решений.
 
Как выстраиваются ИТ-процессы
 
Развитие рынка облачных сервисов позволяют франчайзи получить доступ к ИТ-решениям франчайзера с минимальными вложениями. При выборе облачной модели (доступ к системам через удаленный интернет-сервер по защищенному соединению) необходимость вкладываться в дорогостоящее серверное оборудование отпадает. Автоматизированные облачные системы могут объединять данные о программах лояльности и другие маркетинговые инструменты, оптимизировать систему заказа и доставки товара, хранить данные о финансовых потоках и статистику всех подразделений сети. Комплекс минимально необходимых ИТ-решений, развернутых из облака, позволяет франчайзи открыть и подключить новый магазин всего за пару дней.
 
Таким образом, подготовка к тиражированию розничного и сервисного бизнеса по франшизе — это уже больше, чем просто создание работающей финансовой модели. Преимущество получают компании, способные грамотно автоматизировать ключевые процессы и передать в управление новым партнерам максимально готовый и прозрачный бизнес.


Материалы по теме

Точка зрения

Франчайзинговые войны: почему партнеры становятся врагами?

Двусторонние коммуникации, безусловно, очень важная составляющая франчайзингового партнерства. Если разногласия и взаимные претензии перевесят способность находить конструктивные договоренности и компромиссы в работе, то даже несмотря на всю рациональность и выстроенность франчайзинговой бизнес-модели и известность бренда, сотрудничество будет обречено на провал.
26.08
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
Точка зрения

Зачем отелям класса люкс система «умный дом»

Владимир Поддубко, директор департамента гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.», о том, возможно ли существование люкс-отелей без автоматизации и какие системы помогают гостям, персоналу и бизнес-процессам в гостиничном бизнесе.
 
14.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 апреля - 4 мая)

«Белые Сады» прошли зеленую сертификацию, Times Estate рассказала о переменах, а Malltech - об открытиях, Stone завершает переезд в новую штаб-квартиру, а «ВкусВилл» покоряет ОАЭ. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.05
Источник: cre.ru
Сделка

«Киевская площадь» купила «Люблинское поле»

Год Нисанов и Зарах Илиев выкупили торговый центр в районе Люблино.
 
05.05
Источник: CRE
Сделка

Haval занял «Клин»

Автопроизводитель арендовал 42 тыс. кв. м складов на севере Подмосковья. Аренда такого объема здесь может стоить компании порядка 600-650 млн рублей в год с учетом НДС и операционных расходов.
05.05
Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: famil.ru
Назначения

Крупное назначение в OBI

Главой OBI Россия назначена Светлана Можаева из Familia.
 
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre