Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
5552
Предприниматели все чаще выбирают «бизнес в коробке» вместо того, чтобы строить свою компанию с нуля: так проще, быстрее, понятнее. На успех бизнеса по франшизе во многом влияет наличие готовых ИТ-решений, особенно в тех отраслях, где автоматизация напрямую определяет скорость и качество процессов, например, в ритейле, гостиничном и ресторанном бизнесах. О том, какие ИТ-решения могут сегодня использовать компании для автоматизации процессов при «упаковке» франшизы, рассказывает Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг».
 
Российский рынок франшиз достиг в объеме $5 млрд, по данным EMTG, и продолжает расти более чем на 15% в год. На нем до 3 тыс. активных продавцов, каждый из которых преследует свою цель — от быстрого освоения новых регионов до извлечения прямой прибыли от продажи контрактов.
 
В 2019 году, по данным Franshiza.ru, с предложением своей франшизы на рынок вышли 350 новых компаний. Число объектов, открытых по договору коммерческой концессии, за десять лет (с 2008 по 20018 годы) выросло с 18,5 тыс. до 67 тыс., и, по прогнозу Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), уже к 2025 году достигнет 200 тыс. Ритейлеры и сервисные компании чаще всего строят франчайзинговые сети: по оценке Franshiza.ru, на услуги приходится 35% всех франчайзи, еще 33% — на розничную торговлю непродовольственными товарами. Российская Ассоциация франчайзинга к ритейлу относит до 57% франшиз.
 
Когда ИТ из коробки — преимущество
 
Франшиза дает федеральным ритейлерам возможность быстро получить прибыль и направить ее на дальнейшее развитие. Поскольку торговля — отрасль со своими законами и правилами, часто вместе с продажей франшизы ритейлер отдает по контракту не только возможность пользоваться своим брендом, фирменным стилем, маркетинговыми инструментами, обучающими ресурсами, но и открывает для франчайзи доступ к своей базе поставщиков и логистической инфраструктуре.
 
Нужно учитывать, что франшизы чаще всего приобретают начинающие предприниматели, точка входа в среднем составляет 300-500 тыс. рублей. С одной стороны, это делает рынок франшиз в HoReCa очень демократичным, с другой — собирает на нем менеджеров разного уровня подготовки и опыта, так что одна и та же задача, например, планирование поставок, может решаться каждым франчайзи по-разному: в меру своих возможностей.
 
Именно поэтому при масштабировании розничного бизнеса важно сохранять контроль из «центра»: он достигается современными средствами автоматизации. Это помогает франчайзерам контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент, быть спокойными за качество товаров и услуг. Франчайзи в свою очередь получают мощную поддержку в виде доступа к ИТ-системам бренда — и многие расценивают такую возможность как однозначное преимущество при выборе компании для сотрудничества.
 
Автоматизация закупок
 
Чаще всего вместе с франшизой сегодня продается доступ именно к системам автоматизации закупок. Процесс закупок — один из ключевых в торговом и ресторанном бизнесе. Например, для ресторанов сетей быстрого питания важно соблюдать не только строгий ассортимент, но и определенную рецептуру, а она, в свою очередь, завязана на ингредиенты конкретных производителей. В ритейле с определенной спецификой, например, в продаже электроинструмента, также большую роль играет взаимодействие с базой поставщиков и вендоров.
 
Автоматизированное формирование заказа позволяет свести к минимуму риски, связанные с человеческим фактором. Ведь даже при подробно описанных процессах, определении товарной матрицы и описании правил выкладки товара, весь положительный эффект может быть перечеркнут тем, что товар закуплен не вовремя и не в том количестве.
 
Для франчайзи подключение к сервису автозаказа может быть рекомендованным или обязательным. В этом процессе важную роль играет продавец франшизы: он обучает франчайзи работе с инструментом. Далее он либо полностью передает права на управление автозаказом, либо настраивает роли и рамки, в которых может корректировать сформированные франчайзи заказы поставщикам.
 
Второй вариант предполагает управление запасами своих франчайзи. Эта схема называется VMI и подразумевает, что продавец франшизы занимается пополнением не только своего основного склада, но и полностью контролирует запасы на складах у своих франчайзи. В таком случае новому партнеру не надо погружаться в сложные вопросы пополнения, поддержания запасов и прогнозирования спроса.
 
У второго подхода есть как преимущества, так и недостатки. Во-первых, переводя управление товарными запасами на себя, франчайзер рискует упустить важные моменты, которые могут знать только люди на местах. Например, это данные о том, что закрывается или переезжает конкурент, или просьбы покупателей о расширении продуктовой линейки на определенные позиции. Во-вторых, если франчайзинговая сеть будет масштабироваться, трудозатраты, ответственность и сильная вовлеченность франчайзера начинают противоречить самой модели франчайзинга.
 
Есть хороший пример внедрения подобного сервиса в крупной розничной компании, объединяющей магазины разных форматов в Северо-Западном регионе. Ритейл-сеть подключилась к облачному сервису по управлению запасами около двух лет назад и благодаря этому быстро оптимизировала управление закупками в собственных магазинах. Затем компания стала активно развивать франшизу, подключая к новому сервису своих партнеров. Сегодня централизованное управление запасами по модели SaaS помогает торговой сети контролировать уровень запасов и обеспечивать стабильную работу около 500 точек, как собственных, так и управляемых франчайзи.
 
Маркетинг и аналитика
 
Грамотно выстроенный маркетинг непростая задача для франчайзи, начинающего новый бизнес. Готовая автоматизированная маркетинг-система может помочь ему в планировании рекламных и промо-акций, обеспечить доступ к качественным материалам. Это гарантирует не только правильное использование фирменного стиля, но и применение лучших практик и механик акций франчайзера на местах.
 
В план автоматизации часто также включают аналитику ключевых показателей.  Для этой задачи существует множество программных продуктов, в том числе BI-решения. Такие платформы могут выступать в качестве личного средства визуализации и ведения отчетов, и служат подсистемой аналитики и принятия решений.
 
Как выстраиваются ИТ-процессы
 
Развитие рынка облачных сервисов позволяют франчайзи получить доступ к ИТ-решениям франчайзера с минимальными вложениями. При выборе облачной модели (доступ к системам через удаленный интернет-сервер по защищенному соединению) необходимость вкладываться в дорогостоящее серверное оборудование отпадает. Автоматизированные облачные системы могут объединять данные о программах лояльности и другие маркетинговые инструменты, оптимизировать систему заказа и доставки товара, хранить данные о финансовых потоках и статистику всех подразделений сети. Комплекс минимально необходимых ИТ-решений, развернутых из облака, позволяет франчайзи открыть и подключить новый магазин всего за пару дней.
 
Таким образом, подготовка к тиражированию розничного и сервисного бизнеса по франшизе — это уже больше, чем просто создание работающей финансовой модели. Преимущество получают компании, способные грамотно автоматизировать ключевые процессы и передать в управление новым партнерам максимально готовый и прозрачный бизнес.


Материалы по теме

Точка зрения

Франчайзинговые войны: почему партнеры становятся врагами?

Двусторонние коммуникации, безусловно, очень важная составляющая франчайзингового партнерства. Если разногласия и взаимные претензии перевесят способность находить конструктивные договоренности и компромиссы в работе, то даже несмотря на всю рациональность и выстроенность франчайзинговой бизнес-модели и известность бренда, сотрудничество будет обречено на провал.
26.08
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
Точка зрения

Зачем отелям класса люкс система «умный дом»

Владимир Поддубко, директор департамента гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.», о том, возможно ли существование люкс-отелей без автоматизации и какие системы помогают гостям, персоналу и бизнес-процессам в гостиничном бизнесе.
 
14.11

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: Пресс-служба «Ориентир»
Проект

«Ориентир» построит РЦ для «Пятерочки» на Вологодчине

X5 Group, ГК «Ориентир» и Правительство Вологодской области подписали соглашение о строительстве первого мультитемпературного распределительного центра.
19.06
Источник: MR
Экспертный анализ

Выходное пособие: как пиарщики занимают авансцену девелопмента

Новый бизнес-ландшафт, усиление государственного регулирования и закрытости игроков – с одной стороны, и необходимость постоянной работы с разными аудиториями и ежедневного присутствия в медиаполе – с другой, всего за пять лет кардинально изменили ожидания девелопмента от информационной политики. Влияние PR в отрасли сегодня сопоставимо с девяностыми: не PR-стратегии идут за рынком, но рынок за PR-стратегиями, а на пиарщиков с любым «неформатным подходом» снова охотятся кадровики.

Продолжение, начало см. здесь. 

О том, как PR-стратегии изменяют консалтинг, управление недвижимостью, ритейл, логистику и индустрию гостеприимства, читайте в следующем выпуске.


Журнал CRE. Текст: Екатерина Горячева.
18.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: «Хочу Пури»
Открытие

«Хочу Пури» откроется в ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Ресторан площадью 400 кв. м станет третьей точкой, открытой по франшизе в Петербурге.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre