Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.

На протяжении всего 2019 г. сегмент стрит-ритейла в Москве активно развивался: ритейлеры в условиях возрастающей конкуренции экспериментируют с форматами, а собственники помещений ищут новые способы повысить ликвидность помещений и, соответственно, больше заработать на арендной плате. Самый актуальный тренд конца года - на центральных улицах пустые помещения с высокими ставками аренды занимают продуктовые ритейлеры. А затем – дробят площади на более мелкие и сдают в субаренду другим компаниям. По нашим прогнозам, такой способ взаимодействия, который выгоден всем участникам сделки, будет пользоваться все большим спросом.

Новый тренд, когда крупные продуктовые ритейлеры дробят помещение и сдают его в субаренду другим компаниям, четко обозначился в начале сентября. В результате получается, что на одной площади сосредоточены сразу несколько направлений синергичных товаров, за счет чего возможно увеличить трафик и продажи каждого из ритейлеров. Например, чаще всего продуктовые ритейлеры отдают часть своих площадей в субаренду мобильным кофейням (20% от общего числа арендуемых помещений в продуктовых), булочным и кондитерским магазинам - 13%, а также бистро – 8%. Это позволяет небольшим игрокам, которые размещались в основном в спальных районах Москвы, выйти на центральные торговые коридоры Москвы. В результате они могут арендовать помещение по ставке, которая будет незначительно выше, чем в спальном районе, но при этом существенно улучшить занимаемую локацию. В качестве примера можно привести магазин «Добрынинский» на Рождественке, который по сути представляет собой продуктовый фуд-корт, где посетитель в одном месте может купить разнообразные продукты.

Такой тренд стал популярен из-за дефицита качественных торговых площадей в привлекательных локациях – при этом небольшие ритейлеры как раз заинтересованы в аренде таких помещений небольшого размера. Но, естественно, огромную роль здесь играет и экономический фактор – такой подход выгоден как собственникам помещений, так и арендаторам. Собственники ориентируются на получение максимальной выгоды, но чем больше площадь помещения, тем ставка аренды будет ниже. Поэтому очевидно, что если собственник разделит помещение на несколько лотов небольшой площади, то арендная плата будет выше. Для арендаторов же это отличная возможность получить помещений в хорошей локации – ему не придется переплачивать за площади, что положительно скажется на развитии бизнеса. Плюс – поток клиентов от смежных арендаторов также может повысить рентабельность бизнеса.

Если помещение большой площади и находится не в лучшей локации, то деление его мелкие лоты – чуть ли не единственный способ сдать его в аренду и заработать на нем. Мелкая нарезка повышает ликвидность проекта и таким образом уменьшает срок его реализации. Однако традиционно наибольшим спросом пользуются помещения в оживленных, проходных местах - вблизи транспортных остановок/метро (в 5-10 минутах пешей ходьбы) либо рядом с офисными проектами или торговыми центрами.

Кто же они, арендаторы помещений мелкой нарезки?

В первую очередь стоит отметить, конечно же, кофейни – их количество ежегодно возрастает, а вот площади занимаемых помещений, наоборот, плавно сокращается. Сейчас средний размер кофейни составляет 135 кв. м. При этом  в условиях высокой конкуренции в этом сегменте, собственники пересматривают форматы кофеен и делают их более интересными и мобильными, к числу нововведений можно отнести уменьшение площади кофеен и увеличение географии компании; гибридные кофейни+магазины; моно-концепции; хипстерские кофейни; кофе-траки. В этом случае занимаемая площадь сокращается до 15-20 кв. м и идеально дополняет существующий пул арендаторов рядом с продуктовым ритейлом.

В прошлом году в результате активного сращивания ритейла и общепита на рынок вышел еще один формат - «магазин + кафе». активное сращивание ритейла и общепита началось совсем недавно, в прошлом году. В 2019 году такие форматы развивали такие продуктовые магазины/рестораны, как: «ВкусВилл», «Мираторг», «Магнит Сити», «Азбука Вкуса» и «Моремания».

Среди небольших арендаторов, которые также рассматривают небольшие площади, можно отметить мобильных операторов, химчистки, ювелирные магазины.

В результате подобной нарезки рынок московского стрит-ритейла становится более дифференцированным. Подобный подход помогает существенно увеличить рентабельность бизнеса ритейлеров за счет взаимной синергии и взаимодействия пешеходных трафиков. 



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Еремина Лариса

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Точка зрения

Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
19.11
KnowHow

Классические сервисные апартаменты: в России появляется новый формат

Сервисные апартаменты в классическом понимании данного термина представлены всего тремя проектами в Москве. Чем они отличаются от апарт-отелей и гостиниц и как с ними конкурируют, рассказывает Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality.
22.11
Исследования рынка

ТЦ Москвы: итоги 2019 года от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке торговой недвижимости Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
06.12

журнал CRE 11-12 (368-369)

1-30.06.2020
Читать журнал: https://www.cre.ru/content/upload/journal/item/file/15935269088019.pdf Цифры и факты Обзор рынка коммерческой недвижимости Скамейка запасных Игроки убеждены: в ближайшие полтора года банкам снова придётся стать санитарами рынка коммерческой недвижимости. Идите все на шопинг Закат философии шопинга как удовольствия игроки называют одной из главных проблем постпандемного рынка: для того, чтобы зайти в магазин, все еще нужно надеть маску, в залах нет доступа к тестера...

Популярное

Назначения

Плутник перешел в РЖД

Экс-глава «Дом.рф» вошел в топ-менеджмент РЖД.
 
02.07
Проект

На Волгоградке появится ТЦ

ТРЦ площадью более 200 тыс. кв. м появится на Волгоградском проспекте в Москве.
 
03.07
Управление недвижимостью

RD Management займется складами

Первым индустриальным объектом в портфеле управляющей компании стал складской комплекс «Кожухово» общей площадью 47 261 кв. м.

03.07
Сделка

PNK group договорилась с Fix Price

PNK group построит для Fix Price 35 500 кв. м в Санкт-Петербурге. Консультантом сделки выступила международная компания Knight Frank.
03.07
События

БЦ Diamond Hall достался Сбербанку

Объект общей площадью 61,5 тыс. кв. м оценивался в сумму около 7-8 млрд рублей. Структура кредитной организации планирует реализовать его через ЗПИФ.

06.07
Открытие

НОВЫЙ ФЛАГМАН ГОРОДСКОЙ ИКЕИ

Магазин площадью 7900 кв. м, открывшийся сегодня в ТЦ «Мозаика» на данный момент является самым большим объектом нового городского формата Икеи.

03.07
События

«Арену Парк» закончили

Строительство городского квартала проекта «Арена Парк» завершено.
 
03.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre