Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.
6634

На протяжении всего 2019 г. сегмент стрит-ритейла в Москве активно развивался: ритейлеры в условиях возрастающей конкуренции экспериментируют с форматами, а собственники помещений ищут новые способы повысить ликвидность помещений и, соответственно, больше заработать на арендной плате. Самый актуальный тренд конца года - на центральных улицах пустые помещения с высокими ставками аренды занимают продуктовые ритейлеры. А затем – дробят площади на более мелкие и сдают в субаренду другим компаниям. По нашим прогнозам, такой способ взаимодействия, который выгоден всем участникам сделки, будет пользоваться все большим спросом.

Новый тренд, когда крупные продуктовые ритейлеры дробят помещение и сдают его в субаренду другим компаниям, четко обозначился в начале сентября. В результате получается, что на одной площади сосредоточены сразу несколько направлений синергичных товаров, за счет чего возможно увеличить трафик и продажи каждого из ритейлеров. Например, чаще всего продуктовые ритейлеры отдают часть своих площадей в субаренду мобильным кофейням (20% от общего числа арендуемых помещений в продуктовых), булочным и кондитерским магазинам - 13%, а также бистро – 8%. Это позволяет небольшим игрокам, которые размещались в основном в спальных районах Москвы, выйти на центральные торговые коридоры Москвы. В результате они могут арендовать помещение по ставке, которая будет незначительно выше, чем в спальном районе, но при этом существенно улучшить занимаемую локацию. В качестве примера можно привести магазин «Добрынинский» на Рождественке, который по сути представляет собой продуктовый фуд-корт, где посетитель в одном месте может купить разнообразные продукты.

Такой тренд стал популярен из-за дефицита качественных торговых площадей в привлекательных локациях – при этом небольшие ритейлеры как раз заинтересованы в аренде таких помещений небольшого размера. Но, естественно, огромную роль здесь играет и экономический фактор – такой подход выгоден как собственникам помещений, так и арендаторам. Собственники ориентируются на получение максимальной выгоды, но чем больше площадь помещения, тем ставка аренды будет ниже. Поэтому очевидно, что если собственник разделит помещение на несколько лотов небольшой площади, то арендная плата будет выше. Для арендаторов же это отличная возможность получить помещений в хорошей локации – ему не придется переплачивать за площади, что положительно скажется на развитии бизнеса. Плюс – поток клиентов от смежных арендаторов также может повысить рентабельность бизнеса.

Если помещение большой площади и находится не в лучшей локации, то деление его мелкие лоты – чуть ли не единственный способ сдать его в аренду и заработать на нем. Мелкая нарезка повышает ликвидность проекта и таким образом уменьшает срок его реализации. Однако традиционно наибольшим спросом пользуются помещения в оживленных, проходных местах - вблизи транспортных остановок/метро (в 5-10 минутах пешей ходьбы) либо рядом с офисными проектами или торговыми центрами.

Кто же они, арендаторы помещений мелкой нарезки?

В первую очередь стоит отметить, конечно же, кофейни – их количество ежегодно возрастает, а вот площади занимаемых помещений, наоборот, плавно сокращается. Сейчас средний размер кофейни составляет 135 кв. м. При этом  в условиях высокой конкуренции в этом сегменте, собственники пересматривают форматы кофеен и делают их более интересными и мобильными, к числу нововведений можно отнести уменьшение площади кофеен и увеличение географии компании; гибридные кофейни+магазины; моно-концепции; хипстерские кофейни; кофе-траки. В этом случае занимаемая площадь сокращается до 15-20 кв. м и идеально дополняет существующий пул арендаторов рядом с продуктовым ритейлом.

В прошлом году в результате активного сращивания ритейла и общепита на рынок вышел еще один формат - «магазин + кафе». активное сращивание ритейла и общепита началось совсем недавно, в прошлом году. В 2019 году такие форматы развивали такие продуктовые магазины/рестораны, как: «ВкусВилл», «Мираторг», «Магнит Сити», «Азбука Вкуса» и «Моремания».

Среди небольших арендаторов, которые также рассматривают небольшие площади, можно отметить мобильных операторов, химчистки, ювелирные магазины.

В результате подобной нарезки рынок московского стрит-ритейла становится более дифференцированным. Подобный подход помогает существенно увеличить рентабельность бизнеса ритейлеров за счет взаимной синергии и взаимодействия пешеходных трафиков. 



иГРОКИ РЫНКА

ILM

Еремина Лариса

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Точка зрения

Как автоматизация влияет на успех франшизы

Татьяна Москвитина, руководитель направления «Управление запасами» ГК «КОРУС Консалтинг», о том, какие варианты автоматизации логистических процессов использует бизнес при запуске франшизы, и как это помогает франчайзи контролировать цепочки поставок и товарный ассортимент.
19.11
KnowHow

Классические сервисные апартаменты: в России появляется новый формат

Сервисные апартаменты в классическом понимании данного термина представлены всего тремя проектами в Москве. Чем они отличаются от апарт-отелей и гостиниц и как с ними конкурируют, рассказывает Карине Шмарева, генеральный директор Intermark Hospitality.
22.11
Исследования рынка

ТЦ Москвы: итоги 2019 года от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке торговой недвижимости Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
06.12

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

«Новоспасский» отошел Сбербанку

Деловой квартал площадью 110 тыс. кв. м достался банку за долги группы ПСН братьев Ананьевых.
13.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: Capital Alliance
Проект

Capital Alliance выводит на рынок БЦ Avium

В первой очереди запланировано 77 000 кв. м офисов (от 95 до 1 300 кв. м). Ввод запланирован на 2028 год.
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

Банк ДОМ.РФ выходит на ЗПИФы

Кредитная организация предлагает паи в складской недвижимости от 30 млн рублей на строящиеся и от 1 млн рублей на готовые объекты. 
13.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre