Стрит-ритейл Москвы: итоги 2019 года и прогноз на 2020 год от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке стрит-ритейла Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
8937
Суммарный объем площадей стрит-ритейла Москвы составил 583,6 тыс. кв. м, а прирост нового предложения за год не зафиксирован, согласно данным исследования компании Knight Frank.


Динамика вакансии разнонаправлена. Отмечается снижение свободных площадей в помещениях стрит-ритейла на Садовом кольце и крупных магистралях. Максимальное снижение на 3,6 п.п. отмечено на Кутузовском проспекте, где доля вакантных помещений составляет на данный момент 21,6% против 25,5% в 2018 году. При этом доля вакансии на пешеходных улицах внутри Садового кольца и транспортно-пешеходных улицах выросла на 3,4 и 0,3 п.п. соответственно. Рост вакансии оценивается как в пределах погрешности и связан с рядом причин, в частности, ротацией арендаторов, истечением сроков договоров и т.д. На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла Москвы составляет около 30,4 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам среднего торгового центра. 

В структуре площадей арендаторов наибольшее количество помещений имеют площадь в диапазоне 100-200 кв. м: 24% – на пешеходных улицах, 25% – на транспортно-пешеходных улицах, 31% – на крупных магистралях столицы. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. Прирост долей отмечен в диапазонах площадей до 100 кв. м и 100-200 кв. м на всех типах улиц.

В структуре профилей арендаторов на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 55,6% (прирост за год на 1,6%), fashion-операторы занимают 18,8% (+0,1%), подарки и сувениры – 3,7%, а доли остальных профилей арендаторов не превышают 3%.



В структуре профилей арендаторов на транспортно-пешеходных улицах также лидирует общепит с долей 41,5% (+3,9 п.п. в годовой динамике), fashion-операторы занимают долю в 6,3% (+0,1 п.п.), банковские офисы занимают долю в 10,1% (+0,5 п.п.), досуговые концепции – 9,3% (+0,8 п.п.), а продуктовые магазины – 7,8% (+0,1 п.п.).


Структура арендаторов московских магистралей по профилю деятельности различна, но стабильна. На Комсомольском и Ленинском проспектах четверть всего предложения (20,5%) занимают арендаторы профиля «товары для дома» (интерьерные и мебельные салоны, магазины отделочных материалов и пр.). На Проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей занимают заведения общественного питания (18% – рестораны, кафе, кофейни, фаст-фуд и пр.), а доля магазинов товаров для дома составляет всего 7,2%.



Операторы общественного питания наиболее активны в отношении помещений, расположенных на пешеходных и транспортно-пешеходных коридорах города, и занимают значительную долю в структуре спроса – 55,6% и 41,5% (+1 п.п.  и +3,9 п.п. в годовой динамике соответственно). Стоит отметить, что операторы кафе и ресторанов тяготеют к Камергерскому переулку (85% площадей от общего предложения улицы приходится на операторов общественного питания), Климентовскому переулку (77%), улицам Арбат (72%), Никольской (59%), Большой Дмитровке (59%) и Пятницкой (55%). При этом на магистралях доля торговых заведений данного профиля существенно ниже – 13,2%, но в годовой динамике отмечен рост на 0,5 п.п. 

Внутри Садового кольца заведения общепита представлены преимущественно в помещениях площадью до 100 кв. м (39%) и от 100 до 200 кв. м (36%). Минимальный процент (1,5%) ресторанов размещен в помещениях площадью свыше 500 кв. м – это большие сетевые рестораны, либо пивные, либо заведения семейного формата. 

Последние 2 года отмечается активное развитие формата фуд-холлов. Сейчас к нему можно отнести  более 20 проектов, расположенных на центральных улицах (Food Store на Рождественке, в саду Баумана и на Кузнецком Мосту, гастрономический центр «Зарядье») и отдельные проекты на первых этажах офисных комплексов («Гастроферма» на Бауманской, EatMarket на Тимура Фрунзе, StrEAT на Ленинской Слободе и «Вокруг Света» на Никольской). Также данный формат успешен на площадях обновленных продовольственных рынков столицы: Даниловском, Усачевском, Черемушкинском, Центральных рынках на ул. Маросейка и на Рождественском бульваре. 

В первом полугодии 2019 года открылись два знаковых проекта в данном сегменте: фуд-молл «Депо. Москва» на территории бывшего троллейбусного депо – в проекте представлено около 70 концепций кухонь и около 100 торговых точек, а в ближайших планах открытие «линейки» из 20 баров. Второй проект полугодия – гастромаркет «Балчуг» с 24 корнерами. 

Средняя площадь гастропространств больше формата традиционных заведений общепита и занимает более 800 кв. м, больше половины фуд-холлов предлагают свыше 20 различных концептов кухонь мира. Лидером по такому предложению в этом году стал фуд-молл «Депо. Москва» с 70 кухнями, сменивший прошлогоднего лидера – фуд-холл StrEAT на Ленинской Слободе, где у посетителей есть возможность оценить блюда 38 стран мира. 

Что касается ставок, то по итогам 2019 года наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды традиционно соответствуют помещениям, расположенным в Столешниковом переулке (изменение верхней границы ставок по сравнению с предыдущим годом на 8%) и на улицах Кузнецкий мост и Петровка (нулевая годовая динамика). Максимальный прирост отмечается на ул. Мясницкой (+45%). 

Снижение верхней границы ставки аренды (на 4-6% в зависимости от улицы) или нулевая динамика зафиксированы в большинстве ключевых торговых коридоров города в связи с ротацией арендаторов.   



Минимальный размер ставок в 2019 году не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год (Проспект Мира, Садовое кольцо). 

Увеличение порога ставок в Столешниковом переулке – с 85-250 тыс. руб./кв. м до 100-270 тыс. руб./кв. м, на ул. Мясницкой – с 45-100 тыс. руб./кв. м до 65-145 тыс. руб./кв. м. Расширение коридора ставок аренды произошло: на Кутузовском проспекте – снижение нижней границы с 40 до 35 тыс. руб./кв. м и увеличение верхней с 75 до 80 тыс. руб./кв. м. Такая динамика является следствием сокращения средней площади помещения: чем меньше площадь сдаваемого блока, тем выше арендная ставка за 1 кв. м. 

Реализуемый план городских властей по созданию комфортной городской среды для пешеходов и минимизации автомобильного трафика в обновляемых локациях города окажет влияние на дальнейший рост пешеходных потоков. Ожидаемый прирост трафика на обновляемых улицах составит до 10% в год. В связи с чем в ближайшей перспективе ожидается, что доля операторов общественного питания в формате стрит-ритейл будет увеличиваться, а fashion-операторы будут постепенно сокращать свое присутствие. В ближайшие год-два общепит продолжит увеличивать свою долю на центральных улицах на 5-7%, а также в районах, расположенных между ТТК и МКАД, где проживает более 80% населения столицы. 

По словам Ирины Козиной, заместителя директора направления стрит-ритейла Knight Frank, свободные площади транспортных магистралей постепенно будут сокращаться, их займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности, – продукты питания, банки и сервисные услуги. С другой стороны, стартовавшая к концу 2018 года новая программа «Мой район» Правительства Москвы по благоустройству районов, относящихся к периферийным (спальные удаленные от центра столицы), а также развитие транспортной инфраструктуры (метрополитен, МЦК, Московские диаметры) и, как следствие, благоустройство прилегающих к станциям территорий будут являться значимым фактором роста нового предложения площадей стрит-ритейла. Также в ближайшей перспективе на прирост объема предложения стрит-ритейла столицы окажет влияние ввод в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов, в составе которых планируются торговые площади.   

Активными точками роста стрит-ритейла становятся креативные пространства, создаваемые на месте промышленных предприятий: такие помещения предпочитает активно развивающийся сегмент fashion-рынка – бренды российских дизайнеров и формат общественного питания – фуд-холлы. На текущий момент насчитывается порядка 200 торговых точек различного формата (магазины, корнеры) на таких бывших промышленных объектах, что сопоставимо с количеством магазинов одежного профиля на пешеходных улицах внутри Садового кольца.


Материалы по теме

Исследования рынка

ТЦ Москвы: итоги 2019 года от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке торговой недвижимости Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
06.12
Экспертный анализ

Спрос на объекты стрит-ретейла в центре Москвы вырос на 30%

На 30% увеличилось количество заявок на аукционы по аренде коммерческих помещений в центре Москвы по сравнению с прошлым годом, а самая высокая конкуренция за объекты составила 30 участников на лот, рассказали в Департаменте города Москвы по конкурентной политике и S.A. Ricci.
27.09
Точка зрения

Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.
09.12

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre