Стрит-ритейл Москвы: итоги 2019 года и прогноз на 2020 год от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке стрит-ритейла Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
9158
Суммарный объем площадей стрит-ритейла Москвы составил 583,6 тыс. кв. м, а прирост нового предложения за год не зафиксирован, согласно данным исследования компании Knight Frank.


Динамика вакансии разнонаправлена. Отмечается снижение свободных площадей в помещениях стрит-ритейла на Садовом кольце и крупных магистралях. Максимальное снижение на 3,6 п.п. отмечено на Кутузовском проспекте, где доля вакантных помещений составляет на данный момент 21,6% против 25,5% в 2018 году. При этом доля вакансии на пешеходных улицах внутри Садового кольца и транспортно-пешеходных улицах выросла на 3,4 и 0,3 п.п. соответственно. Рост вакансии оценивается как в пределах погрешности и связан с рядом причин, в частности, ротацией арендаторов, истечением сроков договоров и т.д. На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла Москвы составляет около 30,4 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам среднего торгового центра. 

В структуре площадей арендаторов наибольшее количество помещений имеют площадь в диапазоне 100-200 кв. м: 24% – на пешеходных улицах, 25% – на транспортно-пешеходных улицах, 31% – на крупных магистралях столицы. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. Прирост долей отмечен в диапазонах площадей до 100 кв. м и 100-200 кв. м на всех типах улиц.

В структуре профилей арендаторов на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 55,6% (прирост за год на 1,6%), fashion-операторы занимают 18,8% (+0,1%), подарки и сувениры – 3,7%, а доли остальных профилей арендаторов не превышают 3%.



В структуре профилей арендаторов на транспортно-пешеходных улицах также лидирует общепит с долей 41,5% (+3,9 п.п. в годовой динамике), fashion-операторы занимают долю в 6,3% (+0,1 п.п.), банковские офисы занимают долю в 10,1% (+0,5 п.п.), досуговые концепции – 9,3% (+0,8 п.п.), а продуктовые магазины – 7,8% (+0,1 п.п.).


Структура арендаторов московских магистралей по профилю деятельности различна, но стабильна. На Комсомольском и Ленинском проспектах четверть всего предложения (20,5%) занимают арендаторы профиля «товары для дома» (интерьерные и мебельные салоны, магазины отделочных материалов и пр.). На Проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей занимают заведения общественного питания (18% – рестораны, кафе, кофейни, фаст-фуд и пр.), а доля магазинов товаров для дома составляет всего 7,2%.



Операторы общественного питания наиболее активны в отношении помещений, расположенных на пешеходных и транспортно-пешеходных коридорах города, и занимают значительную долю в структуре спроса – 55,6% и 41,5% (+1 п.п.  и +3,9 п.п. в годовой динамике соответственно). Стоит отметить, что операторы кафе и ресторанов тяготеют к Камергерскому переулку (85% площадей от общего предложения улицы приходится на операторов общественного питания), Климентовскому переулку (77%), улицам Арбат (72%), Никольской (59%), Большой Дмитровке (59%) и Пятницкой (55%). При этом на магистралях доля торговых заведений данного профиля существенно ниже – 13,2%, но в годовой динамике отмечен рост на 0,5 п.п. 

Внутри Садового кольца заведения общепита представлены преимущественно в помещениях площадью до 100 кв. м (39%) и от 100 до 200 кв. м (36%). Минимальный процент (1,5%) ресторанов размещен в помещениях площадью свыше 500 кв. м – это большие сетевые рестораны, либо пивные, либо заведения семейного формата. 

Последние 2 года отмечается активное развитие формата фуд-холлов. Сейчас к нему можно отнести  более 20 проектов, расположенных на центральных улицах (Food Store на Рождественке, в саду Баумана и на Кузнецком Мосту, гастрономический центр «Зарядье») и отдельные проекты на первых этажах офисных комплексов («Гастроферма» на Бауманской, EatMarket на Тимура Фрунзе, StrEAT на Ленинской Слободе и «Вокруг Света» на Никольской). Также данный формат успешен на площадях обновленных продовольственных рынков столицы: Даниловском, Усачевском, Черемушкинском, Центральных рынках на ул. Маросейка и на Рождественском бульваре. 

В первом полугодии 2019 года открылись два знаковых проекта в данном сегменте: фуд-молл «Депо. Москва» на территории бывшего троллейбусного депо – в проекте представлено около 70 концепций кухонь и около 100 торговых точек, а в ближайших планах открытие «линейки» из 20 баров. Второй проект полугодия – гастромаркет «Балчуг» с 24 корнерами. 

Средняя площадь гастропространств больше формата традиционных заведений общепита и занимает более 800 кв. м, больше половины фуд-холлов предлагают свыше 20 различных концептов кухонь мира. Лидером по такому предложению в этом году стал фуд-молл «Депо. Москва» с 70 кухнями, сменивший прошлогоднего лидера – фуд-холл StrEAT на Ленинской Слободе, где у посетителей есть возможность оценить блюда 38 стран мира. 

Что касается ставок, то по итогам 2019 года наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды традиционно соответствуют помещениям, расположенным в Столешниковом переулке (изменение верхней границы ставок по сравнению с предыдущим годом на 8%) и на улицах Кузнецкий мост и Петровка (нулевая годовая динамика). Максимальный прирост отмечается на ул. Мясницкой (+45%). 

Снижение верхней границы ставки аренды (на 4-6% в зависимости от улицы) или нулевая динамика зафиксированы в большинстве ключевых торговых коридоров города в связи с ротацией арендаторов.   



Минимальный размер ставок в 2019 году не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год (Проспект Мира, Садовое кольцо). 

Увеличение порога ставок в Столешниковом переулке – с 85-250 тыс. руб./кв. м до 100-270 тыс. руб./кв. м, на ул. Мясницкой – с 45-100 тыс. руб./кв. м до 65-145 тыс. руб./кв. м. Расширение коридора ставок аренды произошло: на Кутузовском проспекте – снижение нижней границы с 40 до 35 тыс. руб./кв. м и увеличение верхней с 75 до 80 тыс. руб./кв. м. Такая динамика является следствием сокращения средней площади помещения: чем меньше площадь сдаваемого блока, тем выше арендная ставка за 1 кв. м. 

Реализуемый план городских властей по созданию комфортной городской среды для пешеходов и минимизации автомобильного трафика в обновляемых локациях города окажет влияние на дальнейший рост пешеходных потоков. Ожидаемый прирост трафика на обновляемых улицах составит до 10% в год. В связи с чем в ближайшей перспективе ожидается, что доля операторов общественного питания в формате стрит-ритейл будет увеличиваться, а fashion-операторы будут постепенно сокращать свое присутствие. В ближайшие год-два общепит продолжит увеличивать свою долю на центральных улицах на 5-7%, а также в районах, расположенных между ТТК и МКАД, где проживает более 80% населения столицы. 

По словам Ирины Козиной, заместителя директора направления стрит-ритейла Knight Frank, свободные площади транспортных магистралей постепенно будут сокращаться, их займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности, – продукты питания, банки и сервисные услуги. С другой стороны, стартовавшая к концу 2018 года новая программа «Мой район» Правительства Москвы по благоустройству районов, относящихся к периферийным (спальные удаленные от центра столицы), а также развитие транспортной инфраструктуры (метрополитен, МЦК, Московские диаметры) и, как следствие, благоустройство прилегающих к станциям территорий будут являться значимым фактором роста нового предложения площадей стрит-ритейла. Также в ближайшей перспективе на прирост объема предложения стрит-ритейла столицы окажет влияние ввод в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов, в составе которых планируются торговые площади.   

Активными точками роста стрит-ритейла становятся креативные пространства, создаваемые на месте промышленных предприятий: такие помещения предпочитает активно развивающийся сегмент fashion-рынка – бренды российских дизайнеров и формат общественного питания – фуд-холлы. На текущий момент насчитывается порядка 200 торговых точек различного формата (магазины, корнеры) на таких бывших промышленных объектах, что сопоставимо с количеством магазинов одежного профиля на пешеходных улицах внутри Садового кольца.


Материалы по теме

Исследования рынка

ТЦ Москвы: итоги 2019 года от Knight Frank

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке торговой недвижимости Москвы и подготовили прогноз на 2020 год.
06.12
Экспертный анализ

Спрос на объекты стрит-ретейла в центре Москвы вырос на 30%

На 30% увеличилось количество заявок на аукционы по аренде коммерческих помещений в центре Москвы по сравнению с прошлым годом, а самая высокая конкуренция за объекты составила 30 участников на лот, рассказали в Департаменте города Москвы по конкурентной политике и S.A. Ricci.
27.09
Точка зрения

Как ритейлеры создают новый формат торговли на улицах Москвы

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International, о том, что делают крупные продуктовые ритейлеры с пустыми дорогими помещениями на центральных улицах Москвы.
09.12

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (30 июня - 6 июля)

CORE.XP отправляется на курорт, «Магнит» наращивает логистику и производство, IBC Real Estate развивает офисное направление, а «Золотое яблоко» и «Дом.РФ» ищут новые офисы. Эти и другие новости, а также свежие материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
06.07
Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: Blank
Назначения

Петр Фонфара - управляющий партнер Blank

В новой роли Фонфара сосредоточится на стратегическом управлении международной командой бюро, развитии направлений компании и укреплении проектного портфеля.
07.07
Источник: Manufaqtury
Назначения

Андрей Хаев присоединился к Manufaqtury

Он занял должность директора департамента управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. Андрей обладает более чем 10-летним опытом в области управления и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости, занимал руководящие позиции в таких компаниях, как Sawatzky, Standard Property & Facility Management (бывший O1 Standard) и RD Management Services. 

 
07.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07
Источник: МЕГА
Игроки рынка

Более 80 магазинов открылось в МЕГАХ в первом полугодии 2025

Это на 12,5% больше, чем в прошлом году. Общая площадь новых магазинов - более 22 тыс. кв. м. Модный сегмент лидирует по количеству открытий – более 11 тыс. кв. м.
07.07
Источник: Пресс-служба Aspace
Инвестиции

ЦФА Aspace раскупили за минуты

Оператор сервисных офисов Aspace разместил цифровые финансовые активы (ЦФА) на сумму 130 млн рублей. Эмиссия прошла на платформе «Атомайз» и была закрыта досрочно — заявки собрали за 9 минут с начала размещения.
07.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre