Покупательская активность в 2019 году впервые с 2014 года продемонстрировала рост, согласно данным компании Watcom Group. Эксперты проанализировали Shopping Index - количество посетителей в среднем в день за отчетную неделю на 1000 кв. м коммерческой площади торговых объектов.
В первую неделю 2019 года в Москве Shopping Index снизился на 3,92%, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В Санкт- Петербурге снижение составило 1,54%. Предновогодний сезон в конце 2018 года способствовал росту посещаемости и продаж, но в целом Shopping Index в 2018 году был самым низким за всю историю, начиная с 2009 года.
Shopping Index в Москве и Санкт-Петербурге 8 марта 2019 года продемонстрировал негативный тренд. Рост был зафиксирован только в Екатеринбурге и Казани.
Источник: Watcom Group
В первую неделю 2019 года в Москве Shopping Index снизился на 3,92%, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В Санкт- Петербурге снижение составило 1,54%. Предновогодний сезон в конце 2018 года способствовал росту посещаемости и продаж, но в целом Shopping Index в 2018 году был самым низким за всю историю, начиная с 2009 года.
Shopping Index в Москве и Санкт-Петербурге 8 марта 2019 года продемонстрировал негативный тренд. Рост был зафиксирован только в Екатеринбурге и Казани.
Источник: Watcom Group
«В целом снижение трафика, начиная с 2014 года, почти на 18% в Москве и 11% в Санкт-Петербурге оказалось очень значительным. Этот тренд набирал обороты еще и из-за снижения реальных доходов населения в России. В то же время, доля онлайн-шопинга в 2018 году выросла на 32,2%, согласно данным «Ромир», - рассказал генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов.
Впервые за последние 5 лет негативный тренд Shopping Index был сломлен в конце июня 2019 года.
По итогам I полугодия 2019 года в Москве был зафиксирован рост Shopping Index на 1%, а в целом в России - почти на 2,2%. За весь посткризисный период, начиная с 2014 года, рост в последний раз наблюдался только в 2016 году. Этот тренд был сформирован, прежде всего, отложенным спросом на фоне достаточно стабильного рубля в сочетании со сберегательной моделью поведения (больше посещений в поисках лучшего предложения).
За летний период объем трафика превысил объем 2018 года, когда происходило восстановление экономики, но все еще значительно отставал от уровня посещаемости, наблюдавшегося в предыдущие годы.
По итогам I полугодия 2019 года в Москве был зафиксирован рост Shopping Index на 1%, а в целом в России - почти на 2,2%. За весь посткризисный период, начиная с 2014 года, рост в последний раз наблюдался только в 2016 году. Этот тренд был сформирован, прежде всего, отложенным спросом на фоне достаточно стабильного рубля в сочетании со сберегательной моделью поведения (больше посещений в поисках лучшего предложения).
За летний период объем трафика превысил объем 2018 года, когда происходило восстановление экономики, но все еще значительно отставал от уровня посещаемости, наблюдавшегося в предыдущие годы.
«Низкая динамика ввода коммерческих площадей, а также другие факторы способствовали росту Shopping Index в Москве в третьем квартале в целом на 5,2%. В Санкт-Петербурге он вырос на 4,6%, а в целом по России - на 1,1%», - отметил генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов.
Среди других факторов, способствовавших росту Shopping Index: изменение покупательского поведения с модели «сбережения» на модель «бережного потребления», непрекращающиеся акции и скидки ритейлеров и торговых центров, а также холодное лето 2019 года в России. Люди привыкли к экономической ситуации и стали воспринимать ее как новую реальность. Они посещают торговые центры для отдыха и развлечений, но не могут удержаться, если есть привлекательная скидка, иногда даже тратя больше, чем планировалось.
И, наконец, «Черная пятница», которую так ждут и покупатели, и ритейлеры, и торговые центры. В день «Черной пятницы» в 2019 году и последующие выходные Shopping Index в торговых центрах в Москве в этом году оказался на 1% ниже, чем в период той же акции годом ранее. В 2018 году рост Shopping Index составил 6,9%, в 2017 году — 4,2%. Эксперты связывают это с тем, что во многих магазинах «Черная пятница» началась задолго до ее официального старта и эффект от самого события был не так заметен. В выигрыше от «Черной пятницы» оказались в основном онлайн-ритейлеры.
Один из наиболее интересных трендов на рынке за последние три года – снижение Shopping Index в магазинах категории «Одежда и обувь» на 15% (за период 2019 года динамика на уровне -18%), а в магазинах категории «Бытовая техника и электроника» - на 4%.
Сейчас отмечается замедление темпов снижения показателей, по некоторым периодам можно отметить стабильно более высокие показатели, чем в базовом году. Объекты среднего, крупного и суперрегионального форматов демонстрировали наиболее устойчивую положительную динамику восстановления показателей - в ряде случаев наблюдалось либо замедление темпов падения, либо рост показателя.
Еще один очень важный тренд – рост онлайн торговли. По данным Data Insight, российский рынок интернет-торговли в первом полугодии 2019 г. вырос на 26%. Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок интернет-торговли в 2019 году в России может достичь 2,17 трлн руб. против 1,66 трлн руб. в 2018 году.