В Китае доставка еды из ресторанов за последние 10 дней января 2020 года - до введения китайскими властями карантина - выросла на 20 % к аналогичному периоду 2019 г, свидетельствуют данные NPD Group. Как и ожидалось, в Китае в январе сильнее всего пострадали рестораны полного обслуживания, кафе и кофейни. Фастфуд чувствовал себя лучше, поскольку многие операторы смогли быстро переориентироваться на доставку.
«При выборе места для заказа готовой еды потребители отдавали предпочтение проверенным знакомым заведениям, причем стоимость блюд не была для них решающим фактором, - рассказывает Марина Лапенкова, главный эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD. - Однако в условиях пандемии удар по фудсервису неизбежен, и смягчить его удастся заведениям, которые предлагают еду на вынос, доставку и услугу drive-thru».
На российском рынке в 2019 году уже 36% заказов потреблялось вне стен кафе, ресторанов и фастфуда. В России по итогам 2019 года доставка росла в 4 раза быстрее рынка в целом. Доставке выросла на 23% в затратах, заняв 8% рынка питания вне дома. Этот канал в крупных российских городах очень хорошо развит: доля доставки в затратах сопоставима с рынком Великобритании (8%). В остальных странах Европы доля доставки в 2019 составила от 3 до 5%: во Франции 3%, Германии 5%, Италии 3% и Испании 4%.
Главными драйверами роста доставки готовой еды в 2019 году были операторы фастфуда, которые последние два года целенаправленно развивали это направление. В прошлом году сегмент бургерно-куриного фастфуда вырос в России в два с половиной раза. Бессменному лидеру - пицце - пришлось потесниться. В 2019 г. доля заказов пиццы составила 48% против 55% в 2018 г. Однако, на фоне общего развития доставки пицца по-прежнему пользуется высоким спросом и растет в заказах.
«На рынке существенно увеличилась доля агрегаторов, поскольку потребителям удобнее заказывать на одной платформе, где сразу представлена еда из многих заведений, а рестораны увеличивают трафик без инвестиций в собственную службу доставки, - рассказывает Марина Лапенкова. - В 2019 г. на агрегаторов пришлось 42% рынка доставки, причем в последние дни из-за коронавируса к ним подключилось много новых ресторанов. Также растет доля заказов через приложение и веб-сайты, на них приходится уже 2/3 заказов, а доля традиционных телефонных звонков снижается».
В текущей ситуации потенциал увеличения трафика есть у drive-thru, когда потребителю даже не нужно выходить из машины, чтобы сделать и забрать заказ. Однако в России этот формат развивается медленнее, чем в Великобритании или США, и в 2019 году на drive-thru проходилось 3% всех заказов в затратах. К тому же, в России сети быстрого обслуживания и кофейни не спешили инвестировать в строительство drive-thru, и более половины заказов канала приходится на одного оператора.
Click&collect – еще один потенциальный формат в новых реалиях. Потребители делают заказ онлайн через приложение и потом забирают в самом заведении. В России на этот канал на стадии становления, однако click&collect может оказаться оптимальным решением в сложившейся ситуации.