Антимонопольное регулирование в условиях COVID-19. Рекомендации для компаний

В условиях распространения коронавируса деятельность компаний находится под пристальным вниманием ФАС, так как наблюдается повышение спроса и цен на ряд товаров, в частности, на продукты питания, медицинские маски и средства дезинфекции. Как компаниям соблюдать требования антимонопольного законодательства в данных условиях, рассказали эксперты юридической компании VEGAS LEX.
9819
Александр Ситников, управляющий партнер, Ксения Подгузова, старший юрист коммерческой группы и Алина Зайцева, юрист коммерческой группы компании VEGAS LEX рассказали, как компаниям осуществлять деятельность в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства в условиях распространения COVID-19.


Меры, предпринимаемые в связи с повышением спроса и цен на отдельные категории товаров

На фоне введения режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации в связи с коронавирусной инфекцией и принятием дополнительных мер по снижению рисков ее распространения, наблюдается повышение спроса и цен на ряд товаров, в частности, на продукты питания, медицинские маски, средства дезинфекции.

Органы государственной власти в текущей ситуации предпринимают дополнительные меры по мониторингу цен и контролю за действиями компаний. Такие меры призваны, в первую очередь, сдерживать необоснованное завышение цен, а также выявлять и пресекать случаи такого завышения.

19 марта 2020 года председатель Правительства сообщил о принятии дополнительных мер в сложившейся ситуации. В частности, он отметил следующее: “Мы сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации, но прежде всего на поддержке людей и обеспечении их товарами первой необходимости. Что здесь имеется в виду? Первое. Минпромторг, Федеральная налоговая служба, Росстат и Коммуникационный центр Правительства с завтрашнего дня начнут оперативный мониторинг всех цен в каждом регионе, в каждой торговой сети и аптечной организации. Это касается продуктов питания, детских товаров, лекарственных средств и медицинских изделий. И конечно, средств дезинфекции и индивидуальной защиты. В торговых сетях должен быть сформирован достаточный уровень запасов такой продукции”.

В этот же день Государственная Дума в третьем чтении приняла закон, который позволит Правительству устанавливать на 90 дней предельно допустимые цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые официально не включены в перечень жизненно важных, но фактически могут стать таковыми. Меры по указанному регулированию цен могут быть предприняты Правительством в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в случае роста цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, в отношении которых осуществляется мониторинг. В случае заморозки цен аптеки не смогут продавать лекарственные средства и медицинские изделия по цене, превышающей установленную Правительством.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) сообщила о жалобах на повышение цен на социально-значимые товары, в том числе на гречку, сахар, а также на медицинские маски.

В целях проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России провела ряд внеплановых проверок производителей продовольственной продукции в Москве, Московской области, Новосибирске, Челябинске и Санкт-Петербурге.

Кроме того, в целях выявления возможных антимонопольных нарушений ФАС России предпринимает меры по мониторингу цен и проверке наличия товаров на продовольственных рынках и рынках лекарственных средств и медицинских товаров.

В таких условиях компаниям нужно тщательно следить за своей ценовой политикой, а также предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием, для того чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.


Рекомендации для компаний


Следует помнить, что антимонопольное законодательство среди прочего запрещает сговоры между конкурентами о ценах, об объемах продажи или покупки товаров, а также действия компаний, занимающих доминирующее положение, по необоснованному повышению и/или поддержанию цен, установлению различных цен на один и тот же товар, сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров или приостановлению исполнения по договорам. Указанные антимонопольные запреты наравне с другими продолжают действовать и становятся наиболее актуальными в ситуации наличия коронавирусной инфекции.

В ряде случаев такие обстоятельства, как рост цен на товары, а также сокращение количества товаров, отказ от заключения договоров могут являться следствием нарушения антимонопольного законодательства со стороны отдельных участников рынка. В связи с этим указанные меры могут быть расценены антимонопольным органом как признаки нарушения даже в случаях, когда действия компаний были обоснованными и нарушение отсутствовало.

С учетом повышенной социальной значимости для населения продуктов питания, детских товаров, лекарственных средств и медицинских изделий, средств дезинфекции и индивидуальной защиты эксперты VEGAS LEX рекомендуют компаниям обратить повышенное внимание на антимонопольные требования в условиях распространения COVID-19.

В целях осуществления деятельности в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства компаниям следует помнить о следующем:
 
1. Общие рекомендации
 
Необходимо действовать добросовестно, в полном соответствии с нормами российского законодательства, обычаями деловой практики. В частности, в случае изменения экономической ситуации о добросовестности участника рынка может свидетельствовать принятие дополнительных мер, направленных на удовлетворение спроса, исключение необоснованного роста цен.
 
2. Повышение цен, снижение объема закупок, продаж
 
Следует принимать экономически обоснованные решения о ценах, об объемах закупок, иные коммерческие решения, в том числе учитывая объективные экономические факторы.

При принятии коммерческих решений необходимо действовать самостоятельно, руководствоваться собственными мотивами, независящими от действий иных участников. Единообразное и синхронное осуществление деятельности участниками рынка может быть истолковано ФАС России как признак нарушения антимонопольного законодательства, если компании не смогут привести объективные причины такого поведения.

3. Публичные заявления о ценах

Рекомендуется воздержаться от публичных заявлений, связанных с прогнозами о росте цен или же возможной дефицитностью товаров. Такие прогнозы могут привести к нарушению Закона о защите конкуренции. В частности, речь идёт о возможном использовании иными участниками рынка сложившейся ситуации для увеличения продаж, что может привести к установлению и поддержанию высоких цен.

4. Обмен информацией и взаимодействие с конкурентами

Любое взаимодействие с конкурентами связано с рисками нарушения антимонопольного законодательства. Не следует допускать обмена между конкурентами, продавцами и производителями информацией о ценах, иной коммерчески чувствительной информацией без предварительной юридической оценки антимонопольных рисков.

Следует помнить о необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства даже в тех случаях, когда конкуренты обращаются друг к другу в целях сотрудничества для удовлетворения повышенного спроса на отдельные категории товаров или по иным обстоятельствам, связанным с коронавирусной инфекцией.

Действия компании, занимающей доминирующее положение, а также соглашения между конкурентами, продавцами и (или) производителями, направленные на удовлетворение спроса или связанные с устранением каких-либо негативных последствий коронавирусной инфекции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом. Допустимость указанных соглашений или действий будет оцениваться ФАС России отдельно в каждом конкретном случае.

В частности, вопрос о согласовании с ФАС России совместной деятельности участниками рынка может быть актуален:
  • для фармацевтических организаций по вопросам совместной разработки вакцины и способов лечения коронавирусной инфекции;

  • для поставщиков продовольственной продукции, медицинских изделий и лекарственных средств — по вопросам совместных поставок;

  • для производителей медицинского оборудования — в целях обеспечения непрерывных и достаточных поставок в медицинские организации;

  • для кинотеатров, театров, туристических, гостиничных и многих других организаций, оказывающих услуги населению, — в части выработки единых и добросовестных подходов к возврату билетов, возмещению затрат.


5. Односторонний отказ от договора

Компании, занимающие доминирующее положение, принимая решение об отказе от заключения договора или о приостановлении исполнения действующего договора, могут учитывать соблюдение контрагентом (потенциальным контрагентом) разумных мер по защите от коронавирусной инфекции, если несоблюдение указанных мер объективно создает риски для компании, которые препятствуют заключению или исполнению договора. Вместе с тем обоснованность отказа или приостановления исполнения по договору должна оцениваться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

6. Меры государственной и муниципальной поддержки

При получении компанией государственных или муниципальных мер поддержки следует учитывать требования антимонопольного законодательства. В частности, такие меры, как государственные и муниципальные преференции предоставляются с письменного согласия антимонопольного органа, за исключением закрытого перечня случаев, когда такое согласие не требуется.

7. Размещение недостоверной информации о продукции, а также размещение продукции по завышенным ценам на маркетплейсах

Владельцам электронных площадок, размещающим продукцию третьих лиц, рекомендуется оценить деятельность на соответствие требованиям антимонопольного законодательства в связи с возможными жалобами на размещение недостоверной информации о продукции, о завышенных ценах на отдельные виды продукции.

В заключение эксперты VEGAS LEX отмечают, что в условиях коронавирусной инфекции экономическое поведение компаний будет находиться под пристальным вниманием антимонопольного органа, в связи с чем компаниям рекомендуется особенно тщательно следить за соблюдением Закона о защите конкуренции при осуществлении деятельности.


Материалы по теме

Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03
Точка зрения

Закон об онлайн-продаже лекарств: что это значит для e-commerce и аптек

Законопроект об онлайн-продаже лекарств с учетом поправки о рецептурных препаратах может быть принят Госдумой во втором чтении уже 31 марта 2020 года. Как он повлияет на e-commerce и аптеки, рассказала Юлия Носова, директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн» компании АТОЛ.
31.03
Рейтинг

Самые благоприятные районы Москвы на период карантина

Рейтинг самых благоприятных и неблагоприятных районов Москвы для самоизоляции составили компании RRG и Habidatum. Эксперты проанализировали плотность населения, обеспеченность магазинами, аптеками, поликлиниками и парками, а также количество зараженных COVID-2019.

07.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre