Гибкость в эпоху перемен

На падающем рынке московской офисной недвижимости растет только сегмент гибких сервисных офисов – его прирост по итогам года может составить 50%. Востребованность нового формата приведет к переделу всего офисного рынка, считают аналитики компании Space 1.
4567
Исследование, проведенное этой сетью сервисных офисов, показало, что на фоне прогнозируемого экспертами JLL по итогам 2020 г. падения объемов купленных и арендованных офисных площадей в Москве на 20% и снижения ввода новых объектов как минимум на 6%, доля сегмента так называемых гибких офисов к концу года вырастет на 50% (с 1% до 1,5% рынка).
«Рост составил бы и 100%, если бы не коронавирус, – утверждает CEO Space 1 Павел Федоров. – Но даже в нынешних условиях общее падение рынка обернется перераспределением спроса в пользу гибких офисов. Их доля вырастет многократно – как раз за счет огромного притока в сегмент тех арендаторов, которые сейчас и отказываются от классической аренды».

Гибкий, или flex office, – это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких (сроки и площади аренды) условиях. В ставку аренды уже включены мебель и оборудование, услуги клининга, ресепшн и охрана, интернет, расходники для принтера и прочие офисные расходы. При этом flex office – не коворкинг, а полноценный изолированный офис, рассчитанный минимум на 30–50 сотрудников, со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха.

Но если раньше этот формат был востребован в основном IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами, то после начала пандемии гибкими офисами начали интересоваться также ретейл, окологосударственные, производственные и FMCG-компании. Изменилось и качество запросов, отмечает Павел Федоров: если раньше в месяц на гибкие офисы поступало 15–20 заявок (часто - просто чтобы познакомиться с форматом на будущее), то в марте-апреле – уже по 10–15 конкретных запросов на переезд во flex-формат.

Запросы скорректировались и содержательно: в ТЗ на гибкие офисы сокращается количество постоянных рабочих мест. Те, кто в начале года запрашивал 100 постоянных мест, теперь просят 80 постоянных + 20 для временной работы, зоны hotdesking стали обязательными; увеличился спрос на комнаты для совещаний, кабины для телефонных переговоров, добавились требования к полноценному оборудованию для видеоконференций. Средний срок потенциальной аренды также изменился: если раньше компании интересовала возможность выхода из договора через 18–24+ месяца, сейчас это 12+ месяцев, при этом за большую свободу «маневра во времени» компании готовы доплачивать +10–15% к ставке).
«Гибкими офисами интересуются компании двух категорий, – объясняет Павел Федоров. – Первая – департаменты или бизнес-юниты крупных компаний, которые быстро растут. Это чаще всего IT-подразделения или подразделения, связанные с новыми для компании продуктами. У них есть определенные требования к рабочим местам, в первую очередь это безопасность и комфорт сотрудников. И они получают полноценный закрытый, профессионально обслуживаемый офис с возможностью расширения в случае их дальнейшего роста в горизонте 2–3 лет. При этом им не нужно тратить деньги на ремонт, оборудование и мебель. Вторая категория – средние компании со штатом 50–150 человек, которые выросли и решают, что выгоднее: “заложиться” на 4-5 лет – арендовать офис “в бетоне”, потратить несколько десятков миллионов на его ремонт “под себя” и через полгода въехать в него – или завтра же сесть в гибкий офис, готовый, кастомизированный и брендированный под них. Большинство выбирает второй вариант, это легче и менее рискованно, чем вынуть существенное количество денег из оборота, который сейчас гораздо менее предсказуем».


иГРОКИ РЫНКА

Space 1

Федоров Павел

Другое

Space 1

Материалы по теме

Исследования рынка

Гибкие офисы в Петербурге побьют рекорд к концу 2020 года

В Санкт-Петербурге сегодня работает более 40 гибких офисных пространств и пять сетевых игроков. К концу 2020 года планируется открытие 8 тыс. кв. м гибких офисов, после чего их количество достигнет рекордных показателей за последние 2 года, рассказали в JLL.
28.11
Экспертный анализ

Гибкие офисы потеснили класс A

По данным компании JLL, объем сделок аренды и покупки офисов под собственные нужды в Москве во 2-м квартале 2019 г. вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 361 тыс. кв. м. В результате в целом за полугодие показатель увеличился до 646 тыс. кв. м.
22.07
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre