Исследование, проведенное этой сетью сервисных офисов, показало, что на фоне прогнозируемого экспертами JLL по итогам 2020 г. падения объемов купленных и арендованных офисных площадей в Москве на 20% и снижения ввода новых объектов как минимум на 6%, доля сегмента так называемых гибких офисов к концу года вырастет на 50% (с 1% до 1,5% рынка).
«Рост составил бы и 100%, если бы не коронавирус, – утверждает CEO Space 1 Павел Федоров. – Но даже в нынешних условиях общее падение рынка обернется перераспределением спроса в пользу гибких офисов. Их доля вырастет многократно – как раз за счет огромного притока в сегмент тех арендаторов, которые сейчас и отказываются от классической аренды».
Гибкий, или flex office, – это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких (сроки и площади аренды) условиях. В ставку аренды уже включены мебель и оборудование, услуги клининга, ресепшн и охрана, интернет, расходники для принтера и прочие офисные расходы. При этом flex office – не коворкинг, а полноценный изолированный офис, рассчитанный минимум на 30–50 сотрудников, со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха.
Но если раньше этот формат был востребован в основном IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами, то после начала пандемии гибкими офисами начали интересоваться также ретейл, окологосударственные, производственные и FMCG-компании. Изменилось и качество запросов, отмечает Павел Федоров: если раньше в месяц на гибкие офисы поступало 15–20 заявок (часто - просто чтобы познакомиться с форматом на будущее), то в марте-апреле – уже по 10–15 конкретных запросов на переезд во flex-формат.
Запросы скорректировались и содержательно: в ТЗ на гибкие офисы сокращается количество постоянных рабочих мест. Те, кто в начале года запрашивал 100 постоянных мест, теперь просят 80 постоянных + 20 для временной работы, зоны hotdesking стали обязательными; увеличился спрос на комнаты для совещаний, кабины для телефонных переговоров, добавились требования к полноценному оборудованию для видеоконференций. Средний срок потенциальной аренды также изменился: если раньше компании интересовала возможность выхода из договора через 18–24+ месяца, сейчас это 12+ месяцев, при этом за большую свободу «маневра во времени» компании готовы доплачивать +10–15% к ставке).
«Гибкими офисами интересуются компании двух категорий, – объясняет Павел Федоров. – Первая – департаменты или бизнес-юниты крупных компаний, которые быстро растут. Это чаще всего IT-подразделения или подразделения, связанные с новыми для компании продуктами. У них есть определенные требования к рабочим местам, в первую очередь это безопасность и комфорт сотрудников. И они получают полноценный закрытый, профессионально обслуживаемый офис с возможностью расширения в случае их дальнейшего роста в горизонте 2–3 лет. При этом им не нужно тратить деньги на ремонт, оборудование и мебель. Вторая категория – средние компании со штатом 50–150 человек, которые выросли и решают, что выгоднее: “заложиться” на 4-5 лет – арендовать офис “в бетоне”, потратить несколько десятков миллионов на его ремонт “под себя” и через полгода въехать в него – или завтра же сесть в гибкий офис, готовый, кастомизированный и брендированный под них. Большинство выбирает второй вариант, это легче и менее рискованно, чем вынуть существенное количество денег из оборота, который сейчас гораздо менее предсказуем».