Гибкие офисы в Петербурге побьют рекорд к концу 2020 года

В Санкт-Петербурге сегодня работает более 40 гибких офисных пространств и пять сетевых игроков. К концу 2020 года планируется открытие 8 тыс. кв. м гибких офисов, после чего их количество достигнет рекордных показателей за последние 2 года, рассказали в JLL.
6899
В Санкт-Петербурге сегодня работает более 40 гибких офисных пространств (сервисных офисов, коворкингов и гибридных пространств), управляемых как сетевыми, так и несетевыми операторами, согласно данным компании JLL. Совокупный объём проектов составляет 22,7 тыс. кв. м, количество сетевых игроков достигает пяти. При условии реализации анонсированных проектов, к концу 2020 года планируется открытие примерно 8 тыс. кв. м гибких офисов, что превысит совокупный объём проектов, введённых в 2018-2019 году (7,9 тыс. кв. м).
 

«Мы можем выделить три группы гибких офисов: сервисные офисы, коворкинги и гибридные офисные пространства. Причём если два года назад основное предложение наблюдалось в коворкингах, то в последние время рынок смещается в сторону гибридных проектов, где совмещены открытое офисное пространство и выделенные кабинеты, – отмечает Регина Волошенко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Санкт-Петербурге – Однако крупные проекты в Петербурге пока что единичны, средняя площадь в данном сегменте составляет 300–400 кв. м. В связи с чем гибкие офисы по сравнению с классическими занимают небольшую долю от общего объёма рынка качественной офисной недвижимости в городе – 0,7%. Для сравнения, в Москве этот показатель достигает 1%, в Варшаве – 2,4%, в Лондоне 5,1%, в Амстердаме – 6,8%. При этом ежегодно на рынок выходят новые и более масштабные форматы».

 
Динамика развития сегмента
 
Средний срок жизни небольшого несетевого коворкинга или гибридного пространства в Санкт–Петербурге составляет от 1 до 3-х лет. За 11 лет существования рынка гибких офисов в городе закрылось не менее 25 проектов общей площадью около 9 тыс. кв. м, при этом семь из них функционировали меньше года. Однако несмотря на закрытия, прирост рынка ощутимо выше: последние четыре года он происходит за счет открытия более масштабных проектов. С развитием сетевых операторов рынок гибких офисных пространств становится всё более профессиональным и устойчивым. Слабые несетевые игроки не выдерживают конкуренции и уходят с рынка или модернизируют проекты, меняют формат или локацию.

«Рынок гибких офисных пространств в Петербурге ежегодно растет. Несмотря на то, что каждый год не менее пяти проектов закрывается, на рынке появляются профессиональные игроки и проработанные концепции. Так, в декабре этого года планируется открытие пространства “Линии” (сеть “Практик”) площадью 1,2 тыс. кв. м в Доме К. Задлера. До конца 2020 года анонсированы открытия проекта компании Raum (1,2 тыс. кв. м) в бизнес-центре “Луч”, проекта Page компании “Бестъ”, который станет крупнейшим в городе, а также проекты компаний Jensen Group, “Офис-М” и гибкие офисы на территории бывшего пивоваренного завода имени Степана Разина», – добавляет Регина Волошенко.
 
Географическое распределение
 
Большая часть действующих проектов находится в исторической части города. В пределах 5-7 минут пешком от метро расположены 67% гибких офисных пространств. Основная концентрация в Центральном районе города – 21 проект, половина этого количества расположена на Невском проспекте. Центр выбирается не случайно, так как здесь проходит основная деловая жизнь города. Чаще всего гибкие офисные пространства размещаются в офисных комплексах, а также – на территории креативных пространств и бывших заводов, реже – в торговых центрах.
 

«Такая популярность исторических зданий для размещения гибких офисов объясняется в первую очередь их удачным расположением и транспортной доступностью, при этом, зачастую такие объекты неликвидны для классических офисных проектов, ставки аренды ниже, чем в современных бизнес-центрах, тогда как качество и текущее состояние не являются основополагающими для большинства операторов», – говорит Наталия Киреева, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.

 
Для создания гибких офисных пространств зачастую используются площади бывших заводов, расположенных в черте исторического центра. Например, после перевода основного производства завода «Ленполиграфмаш» с головной площадки в Петроградском районе, эта территория стала активно развиваться как креативная зона, включая гибкие офисные пространства. А один из коворкингов «Практик» размещается в «Бертгольд Центре», это креативное пространство в зданиях бывшей словолитни имени Германа Бертгольда — фабрики по созданию типографских шрифтов для ручного набора. Один из коворкингов в городе – Benua Page – расположен в здании бывшей молочной фермы Юлия Бенуа, которое является объектом культурного наследия регионального значения. А на Невском проспекте все коворкинги расположены в жилых зданиях, которые в большинстве случаев изначально строились как доходные дома. При этом, многие операторы коворкингов в маркетинговой компании делают акцент на историческое прошлое здания, предлагая возможность арендовать офис в уникальном месте с историей.
 
Резиденты
 
Спрос на гибкие офисные пространства в Санкт-Петербурге в первую очередь формируют индивидуальные клиенты – фрилансеры, частные предприниматели и стартапы. Для сравнения – в Москве, где сейчас насчитывается 149 площадок (190 тыс. кв. м) и более 15 сетевых операторов, всё чаще рабочие станции или даже проекты целиком арендуются корпоративными клиентами: подразделениями крупных компаний для работы над проектами на определённый срок, что не всегда возможно в рамках существующего офиса.
 

«Корпоративных арендаторов в Москве привлекают в первую очередь удобство расположения, гибкий подход к аренде и отсутствие дополнительных инвестиций на первоначальном этапе в отделку и оснащение. Доля корпоративных клиентов в Петербурге также постоянно увеличивается по мере роста предложения. Уверены, со вводом новых гибких офисных пространств мы также будем наблюдать эту тенденцию здесь, в том числе в силу уменьшения вакантности в существующих офисных объектах при сохранении спроса со стороны арендаторов», – поясняет Регина Волошенко.

 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Спрос на коворкинги вырастет в два раза в ближайшие пять лет

В результате опроса почти 580 руководителей ведущих фирм на рынке коммерческой недвижимости разных стран было выяснено, как топ-менеджеры относятся к к гибким рабочим пространствам, какие плюсы и минусы в них видят и как планируют использовать в будущем.

12.11
Исследования рынка

Количество «зеленых» зданий в России выросло в 6,5 раз за 6 лет

В России насчитывается 130 объектов, сертифицированных по «зеленым» стандартам, согласно данным Knight Frank. Среди сертификаций BREEAM, LEED и DGNB LEED самой популярной остается BREEAM, а большая часть зданий, имеющих какой-либо из сертификатов экологичности, относится к сегменту офисов.
14.11
Исследования рынка

Офисы Петербурга: итоги III квартала 2019 года от Knight Frank

За 9 месяцев 2019 г. в Санкт-Петербурге было введено в эксплуатацию 40,2 тыс. кв. м качественной офисной недвижимости, что в 1,3 раз меньше объёма, введённого за аналогичный период 2018 г., по данным Knight Frank. Объём арендованных площадей классов А и В составил около 79,6 тыс. кв. м, из них 22,5 тыс. кв. м было сдано в в III квартале 2019 г. Также началось строительство новой очереди одного бизнес-центра, а еще один объект получил разрешение на строительство.
11.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre